Смекни!
smekni.com

Стихотворения 13 (стр. 50 из 106)

руки, В тимпан ударь, ударь!", и первоначальный вар. последней строфы:

Святи, святи [хозяин],

Паши, маши, дыши!

[И в пламени,] родимец,

[Скорей нас задуши].

Ст-ние построено на образности, восходящей к легендам секты хлыстов.

См: Мельников П.И. (Андрей Печерский). Белые голуби // Собр. соч.: В 6 т.

М., 1963. Т. 6, а также в многочисленных разысканиях этнографов и

религиеведов начала XX в. Из новейшей литературы (особенно в связи с

интересом Кузмина к футуристическим опытам) см.: Топоров В.Н. Об индийском

варианте "говорения языками" в русской мистической традиции // WSA. Bd. 23.

S. 33-80.

V. 346-351. 1. СевЗ. 1916, Э 2. Беловой автограф - Стихи-19.

2. Черновой автограф с датой: 10 октября - РГАЛИ.

3. Черновой автограф с датой: 5 мая - РГАЛИ. Асса-фетида - затверделый

млечный сок корней зонтичных растений с неприятным запахом.

4. "Новый журнал для всех". 1916. Э 2/3, как второе ст-ние в цикле "Два

пейзажа Гогена" (см. примеч. 400), без посвящ., с общей для цикла датой:

январь 1916. Верстка журнальной публикации с авторской правкой - РГАЛИ.

Большаков Константин Аристархович (1895-1938) - поэт-футурист,

принадлежавший к различным группировкам, в год создания ст-ния - к

"Центрифуге". Посвятил Кузмину ст-ния "Осень" и "Польше" (в сб. "Солнце на

излете", М., 1916). Очевидно, познакомился с Кузминым, когда учился в

Николаевском кавалерийском училище в Петрограде. О достаточно близких

отношениях свидетельствуют письма Большакова Кузмину (РГАЛИ, ЦГАЛИ С. -

Петербурга). В ст-нии названы мотивы многих картин П.Гогена (перечень см.:

ССт. С. 654). Ср. также: Доронченков И.А. "...Красавица, как полотно

Брюллова" // Русская литература. 1993. Э 4.

5. Беловой автограф - РНБ. Черновой автограф - РГАЛИ. По кажущемуся

вероятным предположению комментаторов ССт, ст-ние может представлять собою

монолог того же солдата, что и в ст-нии 5 из цикла 98-102, только в эпоху

германских походов императора Адриана. Медведицы семерка - созвездие Большой

Медведицы. Никомидия - город в Малой Азии.

6. Тринадцать поэтов. Пг., 1917, без посвящ., с разночтением в ст. 68:

"лучше найти амброзийную рощу". Беловой автограф - РНБ. Черновые автографы

под загл. "Море [несч<астное>] враждебное", "Море" - РГАЛИ. На одном из

автографов РГАЛИ - план ст-ния: "Море. Война. Менелай. Фурии. Впервые

встреча Азии и Европы. Брат и сестра. Ифигения. Орест и Пилад. Ксеркс".

Ст-ние построено на образах "Илиады", "Ифигении в Тавриде". В конце -

отсылки к легенде о персидском царе Ксерксе, приказавшем высечь море, и к

"Анабасису" Ксенофонта. Более подробный реальный комментарий см.: ССт. С.

654; Избр. произв. С. 528-529. Об отношениях Кузмина с В.В.Маяковским см.:

Селезнев Л. Михаил Кузмин и Владимир Маяковский.: К истории одного

посвящения // "Вопросы литературы". 1989, Э 11 (интерпретация данного

ст-ния, предлагаемая автором статьи, не представляется убедительной). См.

также: Кацис Л. "В курганах книг, похоронивших стих..." // Там же. С. 91-94.

Следует отметить, что Маяковский недружелюбно рецензировал альманах

"Тринадцать поэтов" (Полн. собр. соч.: В 13 т. М., 1959. Т. 12. С. 10).

Белоглазые люди - т.н. "чудь белоглазая", остатки финского племени чудь,

пользовавшиеся на русском Севере дурной славой. О вечной народов битве.

Вероятно, имеется в виду не только прямой смысл сочетания, но и нередко

встречающееся название Лейпцигского сражения 1813 г. - "битва народов".

Ореста и его Пилада. См. в повести "Крылья" слова учителя греческого языка

Даниила Ивановича: "В XV-м веке у итальянцев уже прочно установился взгляд

на дружбу Ахилла с Патроклом и Ореста с Пиладом как на содомскую любовь,

между тем как у Гомера нет прямых указаний на это" (Кузмин М. Первая книга

рассказов. С. 210). Летом 1907 г. Кузмин предполагал писать пьесу "Орест"

(план - PT-I)

Кузмин Михаил Алексеевич

Двум

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь] Оставить комментарий Кузмин Михаил Алексеевич Год: 1918 Обновлено: 12/07/2004. 27k. Статистика. Сборник стихов: Поэзия Стихотворения Ваша оценка:

Михаил Кузмин

Двум

----------------------------------------------------------------------------

Новая библиотека поэта

M. Кузмин. Стихотворения.

Санкт-Петербург, 2000

Издание второе, исправленное

Вступительная статья, составление, подготовка текста и примечания

Н. А. Богомолова

OCR Бычков М.Н. mailto:bmn@lib.ru

----------------------------------------------------------------------------

352. ДЕВОЧКЕ-ДУШЕНЬКЕ

Розово, в качели колыбельной дыша,

психейная проснулась маленькая душа,

как в стародавнем прежде,

в той же (родильные завитушками волоса,

спины и ножек калачиком, вырастут еще, чудеса),

в той же умильно телесной одежде.

Припечной ящерицы ленивей

полураскрывый рот,

как океанских вод

меланхолический ската взор,

без всякого понятия о перспективе,

ловит через площадь мотор,

словно котенок на жирно летающих голубей

щелкает зубами через стекло

и думает: "Лети скорей,

сытно будет нам и тепло!"

Спозаранок, забыв постель

для младенчески огромного солнца,

золотую сучат канитель

пальчики-веретенца.

Еще зачинающих томности синева

фиалкой подглазник темнит,

над которым даже не невинных

(таких незнающих) два

бисера радостное любопытство кружит.

Остановятся, погоди, в истоме,

жадные до собственной синевы,

когда дочитаешь в каком-то томе

До самой нежной главы.

Ринется шумокрылый Эрот,

может быть, в хаки,

Может быть, в демократическом пиджачке,

в черно-синем мраке

коснется тебя перо,

и в близком далеке

заголубеют молнийно дали,

которых ждали,

и где цветы и звери

говорят о древней родимости всех Америк:

сколько, сколько открытий!

Так сладки и едки!

Как каждый мир велик!

Но всего богомольней,

когда невиданные, впервые, ветки

мокрых мартынов привольней,

плывя по волнам,

весть заколышут нам,

что скоро Колумб, в Южный Крест влюбленный,

увидит юно-зеленый,

может быть, золотоносный материк.

В солнечной, детской комнате,

милая душенька, запомните,

что не будет ничто для вас

таким умильным чудом,

как время, когда ваш глаз,

где еще все вверх ногами,

увидит собаку с рыжими ушами

лохматым, на земле голубой, верблюдом.

[1917]

353. ВЫЗДОРАВЛИВАЮЩЕЙ

Л. Ю. Брик

Девочка по двору вела, -

голубая косоплетка в косице, -

лепетала, семеня: "Выздоровела,

выздоровела наша сестрица!" -

Отвечал что-то неудачно я,

сам удивляясь своей надежде.

- Она стала совсем прозрачная,

но еще добрее, чем прежде.

Глаза - два солнца коричневые,

а коса - рыженькая медь.

Ей бы сесть под деревья вишневые

и тихонько что-нибудь петь.

Небо голубеет к путешествиям,

как выздоровленье - апрельская прель!

О минувших, не вспоминаемых бедствиях

греет прелый апрель.

Словно под легкою блузкою

млеет теплый денек.

Вы протянете руку узкую,

а на ней новый перстенек.

Сводили с ума кого хотели вы,

сколько сердец заставляли сумасбродно биться.

Для меня ж в этот день <апрелевый>

вы - простая милая сестрица.

[1917]

ПРИМЕЧАНИЯ

Поэтическое наследие М.А. Кузмина велико, и данный сборник представляет

его не полно. Оно состоит из 11 стихотворных книг, обладающих внутренней

целостностью, и значительного количества стихотворений, в них не включенных.

Нередко в составе поэтического наследия Кузмина числят еще три его книги:

вокально-инструментальный цикл "Куранты любви" (опубликован с нотами - М.,

1910), пьесу "Вторник Мэри" (Пг., 1921) и вокально-инструментальный цикл

"Лесок" (поэтический текст опубликован отдельно - Пг., 1922; планировавшееся

издание нот не состоялось), а также целый ряд текстов к музыке, отчасти

опубликованных с нотами. В настоящий сборник они не включены, прежде всего

из соображений экономии места, как и довольно многочисленные переводы

Кузмина, в том числе цельная книга А. де Ренье "Семь любовных портретов"

(Пг., 1921).

В нашем издании полностью воспроизводятся все отдельно опубликованные

сборники стихотворений Кузмина, а также некоторое количество стихотворений,

в эти сборники не входивших. Такой подход к составлению тома представляется

наиболее оправданным, т. к. попытка составить книгу избранных стихотворений

привела бы к разрушению целостных циклов и стихотворных книг. Известно

несколько попыток Кузмина составить книгу избранных стихотворений, однако ни

одна из них не является собственно авторским замыслом: единственный сборник,

доведенный до рукописи (Изборник {Список условных сокращений, принятых в

примечаниях, см. на с. 686-688}), отчетливо показывает, что на его составе и

композиции сказались как требования издательства М. и С. Сабашниковых,

планировавшего его опубликовать, так и русского книжного рынка того времени,

а потому не может служить образцом. В еще большей степени сказались эти

обстоятельства на нескольких планах различных книг "избранного", следуя

которым попытался построить сборник стихов Кузмина "Арена" (СПб., 1994) А.Г.

Тимофеев (см. рец. Г.А.Морева // НЛО. 1995. Э 11).

Следует иметь в виду, что для самого Кузмина сборники не выглядели

однородными по качеству. 10 октября 1931 г. он записал в Дневнике:

"Перечитывал свои стихи. Откровенно говоря, как в период 1908-1916 года

много каких попало, вялых и небрежных стихов. Теперь - другое дело. М<ожет>

б<ыть>, самообман. По-моему, оценивая по пятибальной системе все сборники,

получится: "Сети" (все-таки 5), "Ос<енние> Озера" - 3. "Глиняные голубки" -

2, "Эхо" - 2, "Нездешние Вечера" - 4. "Вожатый" - 4, "Нов<ый> Гуль" - 3,