Смекни!
smekni.com

Стихотворения 13 (стр. 13 из 106)

право, у Вас так редко бывают небрежности, что эти меня очень огорчили,

т<ем> более, что, не неся явной нелепости, они могут сойти за мои

намерения". Эпиграф - из ст-ния В.Я.Брюсова "Фонарики" (1904). Согласно

списку РГАЛИ, в 1908 г. Кузмин написал к циклу музыку.

2. Роброн - старинное женское платье.

3. В журнальном тексте слово "любовь" (ст. 3) набрано с прописной

буквы.

5. Ср. одноименную картину К.А.Сомова.

II. 41-45. Цикл обращен к В.А.Наумову (см. примеч. 3240), но на его

содержании, видимо, отразилась смерть жены Вяч.Иванова

Л.Д.Зиновьевой-Аннибал, о которой Кузмин узнал 18 октября 1907 г.

2. "Русский артист". 1908. Э 1. "Manon" опера Ж.Массне (1884) на сюжет

романа аббата Прево "История кавалера де Грие и Манон Леско" или же сам этот

роман.

4. Родина Гольдони - Венеция. О темных тайных сестрах. Имеются в виду

мойры (греч. миф.) или парки (рим. миф.) - богини судьбы, изображавшиеся в

виде трех сестер, прядущих нити человеческих жизней.

5. День рожденья и т.д. См.: "Сегодня день не только рожденья, но и

крещенья, но и обрученья. Я со слезами благодарю Небо, пославшее мне такое

счастье. В.А. <Наумов> благословил меня на любовь к нему, чистую и

уничтожающую другие амуретки" (Дневник, 6 октября 1907).

III. 46-51. Цикл обращен к В.А.Наумову (см. примеч. 3240)

2. Высоко горит рассветная звезда - см. след, ст-ние.

3. "Русский артист". 1908. Э 14. Лист из С-2 - Изборник.

4. Беловой автограф - Стихи-19.

6. "Русский артист". 1908. Э 7. Беловой автограф - Изборник.

* ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ *

Специально о семантике этой части см.: Гаспаров М.Л. Художественный мир

писателя: тезаурус формальный и тезаурус функциональный (М.Кузмин, "Сети",

ч. III) // Проблемы структурной лингвистики 1984. М., 1988. С. 125-136.

I. 52-60. Беловой автограф всего цикла - ИРЛИ, арх.. П.Е.Щеголева, с

надписью: "Посвящается навсегда дорогому Вячеславу Ивановичу Иванову". Ср. в

письме к В.В.Руслову от 6 февраля 1908 г.: ""Мудрая встреча"" посвящена

Вяч.Иванову, т.к. ему особенно нравится, но по-настоящему посвящается, как и

все с весны 1907 г., тому лицу, имя которого Вы прочтете над "Ракетами" и

над "Вожатым"" (т. е. В.А. Наумову) (СиМ. С. 214). См. также: "Наверху <у

Вяч. Иванова> у меня нашли вид Аббата и шарлатана, пел, новые стихи посвятил

Вяч.Иван." (Дневник, 14 декабря 1907). Значительная часть цикла, если не

весь он, была положена на музыку: указанные в примеч. к отдельным ст-ниям

автографы из писем к Андрею Белому представляют собою нотные записи с

текстами. Лексика цикла в значительной степени ориентирована на библейскую,

и особенно на евангельскую.

1. Беловой автограф - в письме к В.В.Руслову от 29 января 1908 г.

(ИМЛИ).

2. Беловой автограф - там же. Вы ждете трепетно трубы? Ср.: "...Сам

Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и

мертвые во Христе воскреснут прежде" (1-е Фесс. 4, 16; ср.: 1-е Кор. 15,

52).

3. Беловые автографы - в письме к В.В.Руслову от 29 января 1908 г.

(ИМЛИ), в письме к Андрею Белому от 2 февраля 1908г. (РГБ, арх. Андрея

Белого) и в Изборнике. На весах высоких взвешены и т.д. Ср.: "Пусть взвесят

меня на весах правды, и Бог узнает мою непорочность" (Иов. 31, 6).

4. Беловые автографы - в письме к В.В.Руслову от 6 февраля 1908 г.

(ИМЛИ), в письме к Андрею Белому от 2 февраля 1908 г. (РГБ, арх. Андрея

Белого) и в Изборнике. Как посох странничий - ср. ст-ние 644. Поспешник -

покровитель (Словарь В.И.Даля). Знаю вес и знаю меру я. Вероятно, комбиниванная отсылка к легенде о пире Валтасара (Дан. Гл. 5) и к Апокалипсису: "...Я взглянул, и вот, конь вороный, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей" (Откр. 6, 5).

5. Беловые автографы - там же. О милые други, дорогие костыли. См.

запись в Дневнике 17 декабря 1907 г.: "Мои друзья мне дороги; с такими

костылями можно идти на небо".

6. Беловые автографы - там же.

7. Беловые автографы - письмо к В.В.Руслову от 6 февраля 1908 г.,

Изборник.

8. Беловой автограф - в письме к В.В.Руслову от 8 февраля 1908 г.

(ИМЛИ). В автографе ИРЛИ ст. 11: "(Клятвы не сказаны)". Разделение. Ср.:

"Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? нет, говорю вам, но разделение"

(Лк. 12, 51) Время и тление - слова, в разных контекстах часто встречающиеся

в Новом Завете.

9. Беловые автографы - в письме к Андрею Белому от 2 февраля 1908 г.

(РГБ, арх. Андрея Белого) и в Изборнике. Свет - вероятно, имеется в виду

свет Преображения Господня (Мф. 17, 2).

II. 61-67. Посвящ. относится к В.А.Наумову (см. примеч. 32-40). Беловой

автограф всего цикла - ИРЛИ, арх. П.Е.Щеголева. Конец декабря 1907 и январь

1908 г. были для Кузмина временем постоянных медитаций под водительством

А.Р.Минцловой и следовавших за ними видений. Многие ст-ния данного и след,

циклов связаны именно с этим.

1. Сестры вертят веретенами. Имеются в виду парки (мойры) (см. примеч.

41-45, 4). Рядом ты в блистаньи лат. См.: "Молился. Днем видел ангела в

золот<исто->коричневом плаще и золот<ых> латах с лицом Виктора и, м<ожет>

б<ыть>, князя Жоржа. Он стоял у окна, когда я вошел от дев. Длилось это

яснейшее видение секу<нд> 8" (Дневник, 29 декабря 1907). Очевидно, тем самым

Наумов идентифицируется со святым Кузмина, архистратигом Михаилом,

изображавшимся в латах и с мечом.

2. Беловой автограф - Изборник. "Лето Господнее - благоприятно". См.:

"Дух Господа Бога на мне, ибо Господь помазал Меня <...> проповедовать лето

Господне благоприятное и день мщения Бога нашего, утешить всех сетующих"

(Ис. 61, 1-2; ср.: Лк. 4, 21, где Иисус, прочитав эти слова, произносит:

"...ныне исполнилось писание сие, слышанное вами"). Белым камнем отмечен

этот день. Так древние отмечали счастливый день. Меч. См.: "Вернувшись <от

А.Р.Минцловой> я долго видел меч, мой меч и обрывки пелен" (Дневник, 16

февраля 1908).

3. В автографе ИРЛИ ст. 1: "Издалека пришел жених и друг". Жених и

друг. См.: Ин. 3, 27-30, где Жених - Христос, а его друг - Иоанн Предтеча.

Целую ноги твои. См. слова Демьянова (ср. традиционную пару святых Кузьма и

Демьян) в повести "Картонный домик": "Благодарю наши иконы, что они Вас

послали сюда, и целую Ваши ноги, приведшие Вас на мое счастье, на мою

радость" (Белые ночи. [СПб.], 1907. С. 141). Аналогичная сцена между

Кузминым и Судейкиным описана в Дневнике 8 ноября 1906). 30 января 1908 г.

Блок послал это ст-ние матери со словами: "Переписываю тебе новое, нена-

танное стихотворение Кузмина. По-моему - очень замечательно" (Блок А. Собр. соч.: В 8 т. М.; Л., 1963. Т. 8. С. 227).

4. Лист из С-2 со вписанными строками - Изборник. В автографе ИРЛИ -

без строфы 3. Пред сиянием лица Я пал. См.: "...и просияло лице Его как

солнце" (Мф. 17, 2; имеется в виду Преображение Господне).

5. Горит в груди Блаженства рана. Ср.: "Днем ясно видел, прозрачные 2

розы, и будто из сердца у меня поток крови на пол" (Дневник, 7 февраля

1908); "Болит грудь, откуда шла кровь" (Там же. 8 февраля).

6. Лист из С-2 - Изборник. Божья купина. См.: "И явился ему Ангел

Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый

куст горит огнем, но куст не сгорает" (Исх. 3, 2).

7. Лист из С-2 - Изборник.

III. 68-76. Ни в одном из изданий цикл не датирован, однако он явно

относится к началу 1908 г. (см. преамбулу к сборнику "Сети" и примеч. к

предыдущему циклу) и обращен к В.А.Наумову (см. примеч. 32-40). Согласно

списку произведений в РТ-1, написано в феврале-марте 1908.

1. Лист из С-2 - Изборник. Точит кровь. См. примеч. 61-67 (5).

2. Истекай, о сердце, истекай! См. примеч. 61-67 (5).

3. Александры. Имеется в виду Александр Македонский. Саламандры - по

средневековому поверью, животные, обитающие в пламени.

4. Ст-ние связано с долгой болезнью Наумова. А мне мерещатся латы. См.

примеч. 61-67 (1).

7. Ладана тебе не надо. См. описание видения Кузмина: "Видение. В

большой комнате, вмещающей человек 50, много людей, в разных платьях, но

неясных и неузнаваемых по лицам - туманный сонм. На кресле, спинкою к

единствен < ному > окну, где виделось прозрачно-синее ночное небо, сидит

ясно видимая Л<идия> Д<митриевна Зиновьева-Аннибал> в уборе иплатье

византийских императриц, лоб, уши и часть щек и горло закрыты тяжелым

золотым шитьем; сидит неподвижно, но с открытыми, живыми глазами и живыми

красками лица, хотя известно, что она - ушедшая. Перед креслом пустое

пространство, выходящие на которое становятся ясно видными; смутный,

колеблющийся сонм людей по сторонам. Известно, что кто-то должен кадить. На

ясное место из толпы быстро выходит Виктор в мундире, с тесаком у пояса.

Голос Вячеслава <Иванова> из толпы: "Не трогайте ладана, не Вы должны это

делать". Л<идия> Дм<итриевна>, не двигаясь, громко: "Оставь, Вячеслав, это

все равно". Тут кусок ладана, около которого положены небольшие нож и

молоток, сам падает на пол и рассыпается золотыми опилками, в которых -

несколько золотых колосьев. Наумов подымает не горевшую и без ладана

кадильницу, из которой вдруг струится клубами дым, наполнивший облаками весь

покой, и сильный запах ладана. Вячеслав же, выйдя на середину, горстями

берет золотой песок и колосья, а Л<идия> Дм<итриевна> подымается на кресле,

причем оказывается такой огромной, что скрывает все окно и всех превосходит

ростом. Все время густой розовый сумрак. Проснулся я, еще долго и ясно слыша

запах ладана, все время медитации и потом" (Дневник, 31 января 1908). Из

дневниковых записей В.К.Шварсалон (СиМ. С. 333) известно, что Кузмин в

начале 1909г. жег ладан у себя в комнате. Небесного града. См.: Откр. 21, 2.

* ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ *

Александрийские песни

Помимо публикаций в периодике, указанных в примечаниях к отдельным

ст-ниям, весь цикл был издан отдельно [СПб.: "Прометей", [б.г.]; по поводу

этого издания см.: "В 1919 году изд. "Прометей" выпустило их