Смекни!
smekni.com

Курс социологии (стр. 29 из 70)

Современное состояние западной культуры Сорокин диагностировал как кризисное, которое, однако, вовсе не виделось ему в духе шпснглери-анского субъективизма - как конец ее исторического существования, смертная агония всей западной цивилизации. Его главное пророчество звучало примерно так: мы живем, мыслим, действуем в конце сияющего чувственного дня, длившегося шесть веков. Лучи заходящего солнца все еще освещают величие уходящей эпохи. Но свет медленно угасает, и в сгущающейся тьме нам все труднее различать это величие и искать на­дежные ориентиры в наступающих сумерках. Ночь этой переходной эпохи начинает опускаться на нас, с ее кошмарами, пугающими тенями, душе­раздирающими ужасами. За ее пределами, однако, различим рассвет но­вой великой идеациональной культуры, приветствующей новое поко­ление - поколение людей будущего.

В 1960 г. П. Сорокин публикует свое культурно-конвергенциональное крсяо-эссе «Взаимная конвергенция Соединенных Штатов и СССР к смешанному социокультурному типу» (1960), написанное в атмосфере до­вольно напряженных советско-американских отношений. Эссе начиналось со следующих слов: «Западные лидеры'уверяют нас, что будущее принад­лежит капиталистическому («свободное предпринимательство») типу об­щества и культуры. Наоборот, лидеры коммунистических наций уверенно ожидают победы коммунистов в ближайшее десятилетие. Будучи не со-

173

гласным с обоими этими предсказаниями, я склонен считать, что если че­ловечество избежит новых мировых воин и сможет преодолеть мрачные критические моменты современности, то господствующим типом возни­кающего общества и культуры, вероятно, будет не капиталистический и не коммунистический, а тип специфический, который мы можем обозначить как интегральный. Этот тип будет промежуточным между капиталистиче­ским и коммунистическим строем и образом жизни. Он объединит боль­шинство позитивных ценностей и освободится от серьезных дефектов каж­дого типа». Согласно логике его мысли, мы наблюдаем, с одной стороны, упадок капиталистической системы, а с другой - неспособность экономи­ческой и политической системы коммунизма удовлетворить жизненные потребности людей. Последняя складывается в периоды великих бедствий (голод, война, революции, депрессии), однако когда социальная опасность минует и сходит на нет, то в обществе обнаруживается неизбежная тен­денция детоталитаризадии и реконверсии к менее регламентированной и более свободной жизни. Этот социальный закон, по Сорокину, выражается в том, что степень государственного вмешательства в жизнь общества варьируется пропорционально масштабам и характеру бедствия. И если в будущем великие катаклизмы удастся преодолеть, то «коммунистические» и схожие с ними тоталитарные режимы, очевидно, будут приходить в упа­док Речь у Сорокина, однако, идет не только о политических переменах и сближении двух стран. Он считает, что фундамент конвергенции заложен в близости систем ценностей, праве, спорте и досуге, изящных искусствах, экономике, семейных и брачных отношениях и даже в религиях обеих держав. Советские философы безвозвратно ушли от ортодоксального мар­ксизма в интерпретациях человека и общества, в то время как материали­стическая идеология и философия все активнее проникают в обществен­ную и приватную жизнь американцев. Иными словами, по Сорокину, кон­вергенция заключена не только в реверсивном движении России к образцу американской демократии, но и в усилении тоталитарных элементов в США. Завершая свое эссе, он утверждал, что конвергенция безусловно приведет к образованию смешанного социокультурного типа, который при заданных условиях может перерасти в «блистательный интеграль­ный порядок в обеих державах, так же, как и во всей человеческой вселенной».

Профетическая интенция свойственна социологии эпохи модерна. Про­возвестник новой ндеациональной будущности через очищение и воскре­шение культуры, проповедник нравственного возрождения общества, ос­нованного на принципах альтруистической любви и этике солидарности, -таков, в общем не похожий на академического, университетского ученого, Сорокин-социолог и Сорокин-пророк, на долгие годы запомнившийся своим соратникам и ученикам

п.

Раздел

2

СОВРЕМЕННАЯ ЗАПАДНАЯ СОЦИОЛОГИЯ: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ

2.1. Плюрализм современной западной социологии

На протяжении XX столетия социология Запада претерпела весьма существенные изменения и ныне представляет собой чрезвычайно слож­ную систему идей, гипотез, концепций, теорий, методов исследования и способов описания разнообразных социальных реалий. При этом практи­чески все лидеры и представители современной западной социологии до­вольно активно использовали и используют идеи и концепции социоло­гов классического периода, хотя в ряде случаев они выступали в роли комплекса теоретико-методологических и прикладных подходов, которые предполагалось преодолеть. Интеллектуальное содержание классиче­ского этапа западной социологии использовалось по преимуществу дво­яким образом: 1) как определенный банк идеи, обладающий самостоя­тельной ценностью, и 2) как идеи, которые включались в качестве актив­ного элемента в различные разновидности современной социологии За­пада.

Правильное понимание плюралистического характера эволюции со­временной западной социологии предусматривает осознание того обстоя­тельства, что эта эволюция по преимуществу характеризуется не линей­ным, а параллельным и многомерным развитием.

Одним из важнейших следствий такого понимания данного процесса является признание его неоднородного, противоречивого и неравномерно­го характера.

Важным моментом эволюции главных школ и разновидностей совре­менной западной социологии явилось то обстоятельство, что этот процесс осуществлялся одновременно на трех уровнях: теоретическом, приклад­ном и эмпирическом. Причем на каждом из этих уровней социологи полу-

175

вечества от психологической и экономической катастрофы предполагает коренное изменение характера человека, выражающееся в переходе от доминирующей установки на обладание к господству установки на бытие, а также переход от индифферентного и патологического потребления к здоровому, максимальную децентрализацию промышленности и полити­ки, осуществление индустриальной и политической демократии соучастия и замену бюрократического способа управления гуманистическим. Нео­фрейдистская социология Э. Фромма - один из наиболее значительных элементов современной западной интеллектуальной культуры. Она прида­ла существенный импульс развитию не только психосоциологических док­трин, но и всей современной западной социологии, одной из вершин кото­рой она, безусловно, является.

2.8. Социометрия (микросоциология)

D 30-е годы нашего столетия на основе широкого использования пси­хоаналитического метода и гештальт-теории в русле психологической тра­диции в социологии возникла новая отрасль социологического знания, получившая название социометрии или микросоциологии.

Под социометрией (микросоциологией) принято понимать теоретиче­ское и прикладное направление социологической науки, изучающее социо-психологические взаимоотношения личностей в малых группах.

Возникновение социомстрии правомерно связывается с использовани­ем специфических психологических приемов изучения группового поведе­ния людей и относится к деятельности эмигрировавшего из Румынии в США ученика 3. Фрейда, психиатра и социолога Джекобп Морено (1892-1974).

В последующие годы комплекс социометрических идей и методов при­обрел широкую популярность. В США в области микросоциологии рабо­тали Дж. Морено, Е. Джениигс, Г. Ландберг, Ч. Лумис, М. Нортуэй и др., во Франции - Г. Гурвич, П. Мокор, М. Шуценбергер, И. Мезонцев и др., в ФРГ - Р. Кениг. X. Трейнсн, Г. Штибср и др.

Распространенность социометрии в значительной мере объясняется оригинальными исследовательскими методиками, которые используются как общенаучный инструментарий в различного рода социальных исследованиях.

В то же время некоторые теоретические посылки социометрии со свойст­венной ей фетишизацией психической жизни людей и необоснованным рас­пространением теории малых групп на все социальные процессы вызывали определенную критику как в социальной философии, так и в социологии.

Сам Морено определял созданную им дисциплину следующим обра­зом: «Математическое изучение психологических свойств населения, экс­периментальная техника и результаты, полученные при применении коли­чественного и качественного метода» [42. С. 39].

234

В качестве трех важнейших базисных понятий социометрии он назы­вал: «социус» - товарищ; «метрум» - измерение; «драма» - действие.

Программная концепция Морено сформулирована так: «Вместо анали­за социальных классов, состоящих из миллионов людей, мы занимаемся тщательным анализом небольших групп. Это отход от социальной вселен­ной к ее атомарной структуре» [42. С. 60]. Тем не менее он все же распро­странил свою доктрину на изучение внутренних структур различных соци­альных групп, коллективов и социальных общностей. Определяя предмет микросоциологии, Морено отмечал, что «социометрия изучает индиви­дуумов именно в тот момент, когда они спокойно вступают во взаимные отношения, ведущие к образованию группы» [42. С. 46].