Смекни!
smekni.com

Курс социологии (стр. 48 из 70)

Захват власти социалистами, по Лебону, породит эпоху разрушений, анархии и террора, которая сменится эпохой цезарей времен упадка, а за­тем эпохой сурового деспотизма. «За социальным разложением, порож­денным торжеством социализма, - писал Лебон, - последовала бы ужас­ная анархия и общее разорение. И тогда скоро появился бы Марий, Сулла, Наполеон, какой-нибудь генерал, который водворил бы мир посредством железного режима, установленного вслед за массовым истреблением лю­дей, что не помешало бы ему... быть радостно провозглашенным избави­телем» [34. С. 369]

При торжестве социализма, как полагал Лебон, в результате неизбеж­ного расширения прав государства произойдут уничтожение свободной конкуренции и уравнение заработка, что повлечет за собой разорение страны и соответственно сдачу ее позиций по сравнению с другими госу­дарствами. Поскольку захват государством всех отраслей производства приведет к падению конкурентоспособности товаров по отношению к то­варам частной промышленности других стран, постольку, по Лебону, без­условно будет необходимо «осудить часть нации на принудительные рабо­ты при минимальном содержании, одним словом, восстановить рабство» [34 С. 370-371]. Настаивая на том, что все социалистические пути ведут в пропасть рабства, нищеты и цезаризма, Лебон тем не менее с какой-то жутковатой решимостью настаивал на целесообразности осуществления социалистического эксперимента. «И все-таки, - писал Лебон, - кажется, этого ужасного режима не миновать. Нужно, чтобы хотя одна страна ис­пытала его на себе в назидание всему миру. Это будет одна из тех экспе­риментальных школ, которые в настоящее время одни только могут отрез­вить народы, зараженные болезненным бредом о счастии по милости лживых внушений жрецов новой веры. Пожелаем, чтобы это испытание прежде всего выпало на долю наших врагов». Правда, настаивая на ско­рейшем проведении этого чудовищного эксперимента, Лебон все-таки предполагал, что социализм не сможет существовать долго. И в результате «опыт скоро покажет приверженцам социалистических иллюзий всю тщетность их мечты, и тогда они с яростью разобьют идола, которого по­читали прежде, чем познать. К несчастью, такой опыт может быть сделан лишь при условии предварительного разрушения общества» [34. С.372].

В целом же разработанная Лебоном социологическая концепция отра­зила как достижения, так и просчеты консервативных версий западного социологического теоретизирования. Оказав существенное влияние на са­моопределение предметов западной социологии и социальной психологии, «психология народов и толпы», к адептам которой, кроме Лебона, принято относить также Морица Лацаруса (1824-1903) и Хеймана Штейнталя (1Х23 1899), не смогла концептуализировать и начать конкретное иссле-

Я7

сферах. Иначе говоря, выходя из недр социальной филосо- • фии, социология вместе с тем удерживает в своих подходах определенную всеобщность, что отличает ее от других со­циальных наук.

Вместе с тем, эта всеобщность не носит умозрительного характера, что связано со следующими свойствами, отлича­ющими социологию от социальной философии^

2. Анализ общества, общественных явлений как реаль­ности, богатой конкретным содержанием, внутренне много­образной и дифференцированной. Социология стремится к постижению реальных конкретных связей, взаимодейст­вий, институтов, интересов людей, вовлеченных в социаль­ные процессы.

3. Достижение конкретного знания о реальных людях, их интересах, о социальных процессах, в которые они вов­лечены, возможно благодаря широкому использованию на­ряду с теоретическими эмпирических методов, конкретно-социологических исследований, нацеленных на получение системы фактов, отобранных и обработанных в соответст­вии с научными процедурами.

Все это позволяет социологии сочетать широту подхода и конкретность анализа реальности, доказательность, аргу-ментированность и стремление познать реальные социаль­ные явления глубоко, доходя до первооснов.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО И ЭМПИРИЧЕСКОГО В СОЦИОЛОГИИ

На вопрос: «Что такое социология?» — многие (если не большинство) людей, далеких от общественных наук, как правило, отвечают: «Область науки, занимающаяся изуче­нием общественного мнения, настроений людей, их полити­ческих симпатий и т.д. на основе проведения массовых оп­росов».

Конечно, в этой незатейливой характеристике многое

схвачено достаточно точно, а именно широкое использова­ние социологами эмпирических методов, т.е. методов добы­чи конкретных фактов о социальной действительности.

Вместе с тем, в этом представлении имеет место упрощенное понимание социологии. В нем по сути сделан акцент на очень яркой, внешне примечательной, но все-таки лишь одной из характерных черт современной социологии — ши­роком использовании эмпирических методов.

Теория и эмпирия — это два основных элемента совре­менного социологического знания. Один из парадоксов раз­вития социологии как науки в том и заключается, что соц­иология, возникнув как протест против умозрительного анализа общества, еще долго не могла выйти за его границы. Так сложилась история нашей науки, что вплоть до начала XX века фактически шло параллельное развитие эмпириче­ских социологических исследований и теоретических соц­иологических исследований. Эмпирические исследования социальной жизни, в особенности условий жизни, условий труда в городах и т.д. стали развиваться с XVII—XVIII вв. И лишь в научной деятельности выдающегося французского социолога Э.Дюркгейма в начале XX века эти два направ­ления в их развитой форме соединились.

Можно сказать, что уже более ста лет дискуссия о соот­ношении теории и эмпирии с определенной регулярностью вновь и вновь будоражит социологическую науку. Выяви­лись две крайности при разнообразии исторических форм, в которых они воплощаются. С одной стороны, тенденция к абсолютизации эмпирического начала социологии. Сторон­ники этой позиции, активно занимаясь прикладными соц­иологическими исследованиями, свою задачу видят в том, чтобы в лучшем случае теоретически нейтрально, бесстра­стно описывать полученные результаты, группировать, классифицировать их. Все, что не было подтверждено кон­кретным фактом, цифрой, для них есть выдумки теоретиков, результат их теоретического произвола и нажима и не может быть названо наукой.

Следует учесть, что сторонники эмпиризма в социоло^ гии сыграли огромную роль в совершенствовании методов социологических исследований. Во многом благодари' и?С усилиям создана эмпирическая база, на которую опираютс§ социология, социальная психология, этнография и т.д. . _? / ••у/

-•--•—--^-——-._____ А -^

Вместе с тем, пренебрежение теоретической составляю­щей может дорого стоить социологии. Этого нельзя забы­вать и нашим отечественным социологам, где ощущается сегодня явный сдвиг в область оперативных социологиче­ских опросов общественного мнения; добыча эмпирической информации подчас становится самоцелью.

Ведущая роль теории сказывается прежде всего в следу­ющем. Первое. Факты, пусть даже самым строгим образом отобранные, самые яркие и неожиданные — сами по себе бессмысленны, они не более, чем статистика. Лишь теорети­ческая модель способна логически объединить эти факты, дать им смысловое объяснение, интерпретацию, за обыч­ным фактом выявить целостное социальное явление. Эмпи­рия дает знания, но знания о частностях; мир эмпирии — это мир внешних явлений. Как ответить на вопрос, почему одни показатели в проведенном исследовании оказались сопря­жены (скоррелированы) с другими показателями? Но такое объяснение факта может быть дано лишь при наличии в сознании исследователя некой теоретической модели (вооб­ражаемой картины) изучаемого явления. Если же исследо­вание не может, и даже не предназначено для того, чтобы объяснить мир, а способно лишь фиксировать явления — то бессмысленна сама наука.

Второе. Теория всегда выступает своеобразным маяком эмпирических исследований. Осознает или не осознает это исследователь, именно теория, теоретический замысел, идея дают ориентиры (подчас интуитивно) по поводу того, «что изучать», «как изучать», «для чего изучать». Для соц­иологии эмпирическое исследование лишь средство (а не самоцель), призванное обеспечить фактуальную базу, осно­ву теоретического поиска.

Признание ведущей роли теории не должно вести к дру­гой крайности: пренебрежению, недооценке эмпирических исследований. А ведь уже долгие десятилетия, фактически на протяжении всей истории социологии, осуществляются попытки «очистить» социологию от эмпирических методов исследования социальных явлений. Точно и остроумно под­мечая многие и многие огрехи, упущения эмпирических исследований (которые вполне естественны для в общем-то

молодой науки), надо признать, что критики эмпирической составляющей социологии сыграли в целом положительную роль в совершенствовании и отборе наиболее эффективных методов и приемов конкретных исследований. Многое ста­вилось под сомнение в эмпирической социологии со сторо­ны подобных критиков: и стремление сблизить обществен­ную науку с естественными науками по логической требо­вательности к доказательности выводов и идей, и формали­зация изучаемых явлений, и стремление выразить количе­ственно многое из того, о чем ученые привыкли рассуждать в самом общем плане, абстрактно и т.д. К 70-м годам XX в. в общем-то подобная критика угасла, она не смогла отбро­сить эмпирическое начало в социологии, вместе с тем, по­могла уточнить его роль как важнейшего средства познания социальных явлений.