Смекни!
smekni.com

Курс социологии (стр. 50 из 70)

Итак, социальная физика, или социология состояла, по Конту, из социальной статики (существующие структуры общества, взятью как бы в застывшем состоянии) и социаль­ной динамики (процесса социальных изменений); послед­нюю Конт признавал наиболее существенной для изучения общества. Обе эти социологические дисциплины и виделись ему составными частями научного подхода к исследованию общества.

Свидетель и современник весьма драматичных и проти­воречивых последствий, которые принесла Европе Великая французская революция, Конт тяжко переживал состояние политической неразберихи, экономического хаоса, соци­альной поляризации, в которые периодически погружалась Франция первой половины XIX века, переживая одну рево­люцию за другой. По мысли Конта, социология должна была противопоставить радикальным теориям революции соц­иологическую теорию, позволявшую проводить изменения в обществе эволюционным путем, сглаженно, учитывая все общественные факторы и интересы всех социальных групп.

Таким образом, с самого начала своего развития соц­иология выступила теорией эволюционных изменений, ли­шенных «изломов», социальных катаклизмов, «анархии умов». Да и в целом позиция Конта в социальной теории была обозначена им же самим как «позитивистская», то есть Делавшая упор не на радикальной революционности и низ­вержении существующих структур, а на их «позитивной»

перестройке. Позитивная стадия развития общечеловеч ского интеллекта, по мысли Конта, венчает эволюцию ч ловечества в целом — это есть стадия овладения наук< социального познания и социального управления.

Позитивистский дух социологии получил дальнеипк развитие у Герберта Спенсера (1820-1903), англииско] ученого, также как и Конт положившего в основу свои мировоззрения принцип эволюционности в развитии общ.

ства и природы.

Спенсер также не получил сколько-нибудь систематич

ского гуманитарного образования и вплоть до 1846 го, работал железнодорожным инженером. Параллельно с эти он стремительно расширял свои познания в различных о( ластях, что и позволило ему в 1848 году получить пов главного редактора знаменитого журнала «Экономист» -• пост, открывший молодому журналисту и инженеру достД к научным данным самого различного направления и харая тера. Именно в это время Спенсер стал проявлять интерес • социальным вопросам и их обобщению в рамках собствен.1

ной теории. ' „ | В 1850 году вышел в свет его первый научный труд -I

«Социальная статика», представляющий собой системати* ческое изложение нравственных проблем современно! Спенсеру общества в их взаимосвязи и рядоположенност! В эти годы у Спенсера, вследствие чрезмерной перегрузк умственной работой, впервые появились признаки серье:

ного нервного расстройства, бессонницы и мозговых кризо которые преследовали его на протяжении всей оставшеи<

жизни.

Спенсер никогда не преподавал в университете, не им

научных степеней и в значительной мере жил в изоляции современного научного сообщества. Между тем, титанит екая работоспособность и упорство Спенсера заставили ai глийскую, а позднее и зарубежную общественность оОр тить на него внимание и признать в нем серьезного теорет ка в области философии и социологии. Начиная с 60 _х год XIX века Спенсер становится властителем дум в Ьврог включая Россию и США, чему в немалой степени cnocoft вовал общедоступный стиль его сочинений, привлекав

к «спенсерианству» широкие слои читающей публики. Весь­ма характерно, что необычайная продуктивность Спенсера уживались в нем с нежеланием читать произведения других теоретиков, что отчасти и способствовало тому, что взгляды Спенсера обладали «вынужденной» оригинальностью. По этому поводу Спенсер, в частности, писал: «Всю свою жизнь я был мыслителем, а не читателем, имея возможность ска­зать вслед за Томасом Гоббсом: «Если бы я читал также много, как другие люди, то и знал бы также мало, как они». Говорили даже, что Спенсер не удосуживался прочитывать книги, а листая их, «впитывал» содержание текста через поры кожи на пальцах.

Объясняя происхождение своих всеобъемлющих тео­рий, Спенсер утверждал, что все они появились на свет с помощью интуиции и озарения, посещавших его. Научные гипотезы и идеи, по словам самого Спенсера, приходили к нему сами собой, без целенаправленного усилия воли со стороны ученого. Для Спенсера подобный интуитивный ме­тод казался гораздо более эффективном, чем серия сплани­рованных научных усилий, «способных вызывать искаже­ние мысли».

Как один из основоположников органической школы, Спенсер вслед за Огюстом Контом ввел идею изменчивости и «плавного» эволюционизма в социологию. Понятия эво­люционистской социологии Спенсера — «возрастающая связанность», «переход от гомогенности к гетерогенности», «определенность», описывающие морфологическую струк­туру общества, — позволяли английскому социологу-пози­тивисту постоянно проводить аналогию между биологиче­ской и социальной эволюцией, между живыми организмами и обществом. В свою очередь, это раскрывало возможность применения в социологии естественнонаучных методов, что и составляло одну из целей позитивистского подхода к об-ществознанию.

В главном своем социологическом произведении — трехтомных «Основаниях социологии» (1876—1896) — Спенсер уподоблял сословно-классовое строение общества и присущие ему различные функции разделению функций между организмами живого тела. Однако отдельные лично-

ста могут обладать, по мысли Спенсера, гораздо большей самостоятельностью, чем биологические клетки. Подчерки­вая свойство саморегуляции в живой материи. Спенсер на этом основании ставил под сомнение значимость государст­венных форм, рассматривая их в качестве инструментов насилия в большей мере, чем агентов регуляции.

Двумя полюсами эволюции английский социолог при­знавал военный и промышленный тип устройства общества. Причем эволюция идет по направлению от первого ко вто­рому. В той мере, в какой закон выживания наиболее при­способленного реализует себя в общественной динамике, общество приближается к промышленному типу, характер ризующемуся прежде всего дифференциацией, основанной на личной свободе. При этом социальные революции рас­сматривались Спенсером как болезнь, а разного рода соци­алистическое переустройство - как. противное органиче­скому единству социальной системы и эволюционному про­грессу, основанному на выживаемости наиболее приспосоо-

ленных и одаренных, м-п./г Принципиально иную теорию развил Карл марке

(1818—1883) — выдающийся немецкий политэконом, фи­лософ и социолог. Положив в основание своей теории прин­цип материального фактора исторического развития, Маркс понимал под «материальным фактором» развитие произво­дительных сил общества, которые в сочетании с соответст­вующими отношениями между людьми создают обществен­но-экономическую формацию, диктующую конкретный способ производства и соответствующие ему формы собст­венности.

Материальные силы, господствующие в обществе, опре­деляют «духовную» надстройку, к которой Маркс относил различного рода политические, нравственные, духовные и иные общественные институты. Между тем динамическая картина общественного развития детерминируется не толь­ко научно-техническим, экономическим и социально-пол­итическим прогрессом общества, но и специфическим «рас­положением» общественных классов, то есть больших групп людей, имеющих свое особое отношение к средствам про-.,,,.»т^тяя гг^гтвйнности и политическим институтам.

Общественное развитие, складывающееся как результи­рующая экономического прогресса и соответствующего ему развития классовых сил, переходит с одного этапа на другой, как правило, через мощный тотальный кризис, охватываю­щий все институты общества. Этот кризис Маркс называл социальной революцией, которая, по его мысли, представ­ляет собой двигатель истории. При этом один из обществен­ных классов ускоряет приход революции, тогда как другие классы сопротивляются ей.

Социология Маркса была отмечена весьма последова­тельной логикой и системностью, способствовавшими со­зданию своеобразной теоретической картины жизни обще­ства и имевшими в XIX и XX веках немало активных сто­ронников.

Возникновение социологии в XIX веке ознаменовало вступление человечества в период продуктивного социаль­но-теоретического синтеза, существенно повысившего эф­фективность социального познания и социального управле­ния общественными процессами.

КЛАССИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ НАЧАЛА XX ВЕКА

Развитие социологической теории в XIX веке создало важнейшие предпосылки для превращения социологии в общепризнанную универсальную социальную науку. Реа­лизация этих возможностей была прежде всего связана с творчеством двух выдающихся европейских социологов — Макса Вебера и Эмиля Дюркгейма. Каждый из них создал свою неповторимую картину социологического мира и тем самым во многом предопределил дальнейшее развитие соц­иологии вплоть до наших дней.

Макс Вебер (1864—1920), выдающийся немецкий соц­иолог, родился 21 апреля 1864 года в городе Эрфурт. Его отец принадлежал к весьма состоятельным кругам буржуа­зии, тесно связанным с политическим истеблишмейтом Гер­мании. Мать Макса Вебера была фанатичной кальвинист­кой, не принимавшей роскоши, что вызывало с ее стороны осуждение жизненных принципов ее мужа, придерживав-

шегося противоположных взглядов, и порождало семейные разногласия. Еще будучи ребенком и юношей. Макс Вебер склонялся к «философии» своего отца; позднее стал на сто­рону своей матери в ее неприятии бюргерского гедонизма.

В возрасте 18 лет Макс Вебер покинул Эрфурт и посту­пил в Гейдельбергский университет, где он впервые испытал освобождение от семейного гнета отца и его «философии». Однако юноша в чем-то все же пошел по стопам отца и даже вступил в клуб дуэлянтов. Он также стал специализировать­ся, как в свое время и его отец, в области права.