Смекни!
smekni.com

Курс социологии (стр. 69 из 70)

.«. чче

супружества-родительства-родства позволяет говорить о конституировании семьи как таковой в ее строгой форме. Факт одного или двух из названных отношений характери­зует фрагментарность семейных групп, бывших прежде соб­ственно семьями (по причине повзросления и отделения детей, распада семьи из-за болезни, смерти ее членов, из-за развода и других видов семейной дезорганизации), либо не ставших еще семьями (например, семьи молодоженов, ха­рактеризующиеся только супружеством и ввиду отсутствия детей не обладающие родительством (отцовством, материн­ством) и родством, кровным родством детей и родителей,

братьев и сестер).

Наличие трех отношений (семьи в строгом смысле сло­ва) обнаруживается у подавляющего большинства семей страны, примерно у 60—70%. Из общего числа семей сле­дует исключить «временно» бездетных молодоженов (15— 20%) и супругов, оставшихся бездетными (5—9%),атакже семьи с одним родителем (10—15%). С другой стороны, внесемейное население состоит из тех, кто является родите­лем, но без супружества, либо находится в фактическом или легитимном браке без детей. Для всех этих фрагментарных «осколочных» форм семьи лучше подходит термин «семей­ная группа», т.е. это люди, ведущие совместное домохозяй­ство и объединяемые только родством, либо родительством или супружеством. Обычно «ядром» семьи считают супру­жескую пару и все статистические классификации состава семей строятся в зависимости от добавления к «ядру» детей, родственников, родителей супругов. С социологической точки зрения правильнее за основу брать наиболее распро­страненный в населении тип семьи с триединством назван­ных отношений — основной тип семьи, — а те семейные объединения, которые образуются при вычитании одного из трех отношений, лучше именовать семейными группами. Данное уточнение связано с тем, что в последние годы как в общественном мнении, так и в социологии семьи (и на Западе, и в нашей стране) стала заметной склонность сво­дить суть семьи к любому из трех отношении, чаще всего — к супружеству и даже партнерству. Не случайно в американ­ской энциклопедии брака и семьи Марвина Сасмена и Сью-

314

зан Стенмец ряд глав посвящен «альтернативным формам» семьи, т.е. тому, что точнее называть семейными группами, хотя фактически эти главы относятся к супружеству, скорее даже партнерству или сожительству.

функции семьи

Говоря о функциях семьи, следует помнить, что речь идет об общественных результатах жизнедеятельности мил­лионов семей, которые обнаруживаются на уровне обще­ства, имеют общезначимые последствия и характеризуют роль семьи как социального института среди других инсти­тутов общества. Важно подчеркнуть, что это суть функции общества, как бы закрепленные за специализированными на их выполнении институтами, и поэтому у каждого из инсти­тутов есть функции, определяющие уникальность, профиль данного института, и функции, которые сопровождают дей­ствие основных. Нельзя делить функции семьи на главные и второстепенные, все семейные функции главные, однако, необходимость различать среди них те особые, которые по­зволяют отличать семью от других институтов, привела к выделению специфических и неспецифических функций семьи.

Специфические функции семьи вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления, тогда как неспецифические функции — это те, к выполне­нию которых семья оказалась принужденной или приспо­собленной в определенных исторических обстоятельствах. Таким образом, специфические функции семьи, к которым относятся рождение (репродуктивная функция), содержа­ние и социализация детей, остаются при всех изменениях общества, хотя характер связи между семьей и обществом может изменяться в ходе истории. Поскольку человеческое общество всегда нуждается в воспроизводстве населения, постольку «всегда» остается социальная необходимость в семье как социальной форме организации рождения и соци­ализации детей, причем, в такой своеобразной форме, когда реализация этих общественнозначимых функций происхо-

315

дит при личной мотивированное™ индивидов к семейному образу жизни — без всякого внешнего принуждения и дав­ления.

Наличие личных потребностей в семье и детях, личных

желаний и влечений к браку и семье — очень важное обсто­ятельство, показывающее, что существование семьи и об­щества возможно только потому, что миллионы людей ис­пытывают потребность в семейном образе жизни и потреб­ность в детях, и лишь благодаря этому происходит воспро­изводство населения. Если представить себе, вообразить иные формы социальной организации воспроизводства на­селения, основанные на принуждении, не на личных моти­вах людей, то эти формы уже не могут считаться семьей в привычном социокультурном смысле, соответствующем всем известным из истории типам семей. С другой стороны, теоретически возможное появление биотехнологий зачатия и «вынашивания» плода вне материнского организма, в «пробирке», будет означать устранение семьи как историче­ски сложившейся личностной и даже интимной формы удов­летворения социальной потребности в воспроизводстве на­селения.

Вышесказанное характеризует потенциальную возмож­ность такого изменения общественной жизни, когда соци­альная необходимость в воспроизводстве населения прихо­дит в противоречие со свободой выбора личностью любых форм социального поведения. Насколько реалистична подо­бная пародоксальная перспектива, на это как раз и должна ответить социология семьи. В принципе возможно такое (катастрофическое!) изменение социума, при котором со­циально приемлемыми оказываются насильственные меры принуждения людей к тем видам социального поведения личности, что противоречат личным влечениям. (К ним, в частности, следует отнести и «пробирочные», конвейерные формы организации воспроизводства населения, которые вполне могут быть реализованы казарменным государством во избежание угрозы депопуляции). Вероятность подобного исхода определяется тем, что исторически убывает потреб­ность семьи в детях. Будущее семьи как гармонии между личной потребностью супругов в детях и обезличенной по-

316

требностью социума в работниках зависит от способности социальной системы сохранить семью вместе с личностной вовлеченностью супругов в реализацию ее специфических функций.

Неспецифические функции семьи, связанные с накоп­лением и передачей собственности, статуса, организацией производства и потребления, домохозяйства, отдыха и до­суга, связанные с заботой о здоровье и благополучии членов семьи, с созданием микроклимата, способствующего сня­тию напряжений и самосохранению Я каждого, и др., — эти функции отражают исторический характер связи между семьей и обществом, раскрывают исторически преходящую картину того, как именно происходит рождение, содержание и воспитание детей в семье. Поэтому семейные изменения заметнее всего обнаруживаются при сравнении неспецифи­ческих функций на разных исторических этапах: в новых условиях они модифицируются, сужаются либо расширяют­ся, осуществляются полностью или частично и даже исчеза­ют вовсе.

В начале XX столетия социальные институты все более совмещают с семьей и выполнение функций образования и воспитания (школы и детсады), защиты и охраны (полиция, армия), функции питания, одежды, досуга (сфера обслужи­вания), функции благосостояния и передачи социального статуса (индустриальный наемный труд). Уильямом Огбор-ном все эти факты были обобщены в теории «перехвата» семейных функций, утверждающей «прогрессивный» ха­рактер этого процесса.

Подобная «прогрессистская» точка зрения не стала всеобщей. Питирим Сорокин видел в уменьшении и сво-рачивании социокультурных функций семьи, в т.ч. специ­фических, негативное воздействие индустриально-урба-нистской цивилизации, неизбежно превращающее семью в бездетное сожительство мужчин и женщин «где дом будет местом ночных встреч для сексуального общения» (29,406—408).

•»п

ТИПОЛОГИЯ СЕМЕЙНЫХ СТРУКТУР

Типы семейных структур многообразны и выделяются в зависимости от характера супружества, особенностей роди-тельства и родства. Моногамное супружество — это брак од­ного мужчины с одной женщиной. Моногамия встречается в истории человечества в 5 раз реже, чем полигамия — брак одного супруга с несколькими, причем полигамия бывает двух видов: полигиния — брак одного мужчины с несколькими женщинами, полиандрия — брак одной женщины с несколь­кими мужчинами (редко встречающийся брак — в 20 раз реже моногамии и в 100 раз реже полигинии).

Экзогамные браки относятся к таким, где супружество возможно лишь вне данной родственно-семейной группы, фратрии. Напротив, эндогамные браки заключаются иск­лючительно внутри данной фратрии.

Типы семейных структур, определяемые по критериям родительства-родства, многообразны и подчеркивают ка­кие-либо свойства в связи с линиями отца или матери. В связи с этим в этносоциологии и социологии семьи и родст­ва, принято различать социальное отцовство «pater» и физи­ологическое отцовство — «genitor», и соответственно, мате­ринство. Отсюда, на основе принципов «патри-матри» лока­лизации семейных групп прибегают к выделению патрили-неальных и матрилинеальных семей, где наследование фа­милии, имущества, социального положения ведется по отцу либо по матери.

По критерию власти различают патриархальные семьи, где отец является главой семейного «государства» и матри­архальные семьи, где наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать. Там, где нет четко выраженных семейных глав и где преобладает ситуативное распределение власти между отцом и матерью, имеет смысл говорить об эгалитар­ных семьях (эгалитарность понимается как равное влияние супругов с взаимозаменяемыми ролями).