Смекни!
smekni.com

Курс социологии (стр. 54 из 70)

Таким образом, человеческое действие тогда приобре­тает характер социального действия, когда оно ориентиро­вано на других, когда оно предполагает прямое или опосре­дованное взаимодействие с другими людьми. Напомним, эта ориентация может осуществляться как на конкретное лицо, так и на группу своих знакомых, незнакомых (поведение в автобусе); на сообщество, членом которого он является (коллектив, нация), или на все общество; может иметь в виду как прошлое (месть), так и настоящее или ожидаемое будущее (упреждающие действия).

Означает ли сказанное, что всякое столкновение людей есть социальное действие? Нет, не всегда. Представим жи­тейскую ситуацию, как бы зафиксированную в кадрах ки­нопленки. Кадр первый: прохожего обрызгала из лужи ма­шина; кадр второй: прохожий в сердцах (или вслух)проклял водителя за то, что он игппг.тч.. г. о-/.. ..».....". -----

третий: водитель, увидев, что он не умышленно натворил, останавливает машину, выходит из машины, намереваясь извиниться перед прохожим. Кадр четвертый: между прохо­жим и водителем состоялся небольшой обмен любезностя­ми. Кадр первый — в действии водителя нет социального действия (если он не умышленно сделал это). Кадр второй — прохожий совершил социальное действие. Кадр третий — водитель совершил социальное действие. Кадр четвертый — и водитель, и прохожий вошли в социальный контакт.

И еще одна ситуация, о которой упоминал еще М.Вебер. ...Внезапно пошел дождь, прохожие все открыли зонты. Здесь нет социального действия. Хотя внешне, казалось бы, что прохожие сговорились, или открыли зонты по команде.

В социальном действии как в капле отражаются основ­ные проблемы социальной жизни и, следовательно, соц­иологии. Какие проблемы, на какой вариант их решения указывает анализ социального действия? Это, на наш взгляд, проблема потребностей как источника социального развития и проблема мотивации как смыслообразующего начала деятельности. Рассмотрим их последовательно.

Ориентация на других возникает как важнейшее средст­во, условие удовлетворения потребностей Деятеля, реали­зации его жизненных целей. Необходимо различать потреб-ностно-целевые моменты деятельности и инструментально-социальные условия, средства их достижения. Крайняя за­труднительность (а для современного человека невозмож­ность) удовлетворения своих потребностей без взаимодей­ствия с другими фактически принуждает Деятеля к учету интересов других, возможной их реакции на его действия. Иначе — хаос, который вреден всем. Ориентация на других, выполнение ожиданий-обязательств — своеобразная плата, которую Деятель должен платить за спокойные, надежные цивилизованные условия удовлетворения своих потребностей.

Вместе с тем, модель социального действия позволяет выявить качественный критерий эффективности организа­ции социальных связей. Этот критерий в том, насколько данный акт взаимодействия (и шире — система социальных связей) обеспечивает удовлетворение потребностей, дости­жение целей Деятеля. Не будем заранее обвинять Деятеля в

индивидуализме. Как мы покажем чуть ниже, индивидуа­лизм — это крайняя и в общем-то нежизнеспособная форма мотивации. В том случае социальная среда, конкретные свя­зи с людьми могут быть признаны Деятелем разумными, если они позволяют удовлетворять потребности (безраз­лично какие, — витальные, нравственные и т.д.), реализо­вать его цели. Если данная сеть взаимосвязей не позволяет этого достичь, формируется неудовлетворенность, побуж­дающая к перестройке данной системы социальных связей. Изменение социальных связей может ограничиться незна­чительными корректировками, а может потребовать и кар­динальных изменений всей системы связей.

... Китайские студенты, выйдя на площадь Тяньаньмэнь, стреми­лись реализовать политические цели, связанные с потребностями личной свободы и т.д. Побудило их к пересмотру традиционных кон­фуцианских принципов социальной жизни с их подчинением власть предержащим сравнение своей жизни с жизнью граждан демократиче­ских стран, что породило неудовлетворенность своим положением, вызвав активные действия.

Возьмем нашу страну, где мы, побуждаемые стремлением повы­сить уровень жизни, добиться большей свободы и т.д., вначале стре­мились изменить систему социальных связей, не проводя ее коренного преобразования. Но когда выяснили, что, видимо, попытки решить эти проблемы в рамках сохранения социалистических принципов не дадут искомого результата, в обществе стали нарастать настрое­ния в пользу более радикального изменения системы общественных отношений, которые у нас и происходят.

В данном случае для нас важно проанализировать самую основу социального действия как некоего идеального типа, элиминируясь (отвлекаясь, забывая) от регуляторов, кри­териев, по каким Деятель будет взвешивать пользу и вред, от влияния культурных традиций на восприятие того, что такое добро, а что такое зло. Все это нас ждет впереди: при рассмотрении социальных связей и взаимодействии,регуля­ции прямых и опосредованных социальных связей, культу­ры, источников ее развития и т.д. Сейчас же речь идет лишь об анализе некоего идеального первокирпичика социальной жизни — элементарном социальном действии.

Человек наиболее значимые поступки совершает осмыс­ленно. Это в наибольшей мере касается социальных дейст­вий. Поэтому понимание социальных действий (как инди­вида, так и группы людей) невозможно без учета мотива­ции, того внутреннего идеального смысла, который вклады­вает Деятель в свои усилия.

Мотивация социального действия содержит в себе два начала: — индивидуальную цель, воспроизводящую по­требность человека (в данном случае безразлично, идет ли речь о потребности в еде, или в образовании, потребности в утверждении собственного достоинства, чести );

— ориентацию на другого, «ожидание», учитывающее возможную ответную реакцию окружающих.

Соответственно индивидуальная «цель» и «ориентация на другого» в своем синтезе образуют мотив социального действия.

К примеру, научный-работник хотел бы удовлетворить свою по­требность в расширении научных исследований. Индивидуальная цель ясна. Но нет необходимых материальных возможностей, нужна под­держка руководства и т.д. Что предпримет ученый, каков смысл его действий — убедить своих руководителей в перспективности этого направления, а сегодня, скорее всего, еще и поискать спонсора и т.д.

Другими словами мотив социального действия представ­ляет собой индивидуальную цель, осмысленную сквозь призму социальных отношений, связей, ожиданий. Следо­вательно, конкретное содержание, направленность мотива будет определяться тем, как эти два начала будут соотно­ситься, взаимодействовать.

Т.Парсонс выделил так называемые типовые перемен­ные действия — систему основных ориентации, «срабатыва­ющих» в процессе выбора варианта действия. Это пары, характеризующие возможности альтернативного выбора, в частности, между:

(1) — действием исключительно в собственных интере­сах или необходимостью учета в своем поведении потреб­ностей коллектива («ориентация на себя — ориентация на коллектив»);

(2) — стремлением к удовлетворению непосредствен­ных, сиюминутных потребностей или отказом от последних ради перспективных и важных целей;

(3) — ориентация на социальные характеристики дру­гого индивида или имманентно ему присущие качества (пол, возраст, внешний вид);

(4) — подчинением индивидом своего поведения како­му-то общему правилу или учетом специфических момен­тов данной ситуации; и т.д.

Достаточно скрупулезно выделенные Т.Парсонсом ос­новные альтернативы (в реальной жизни их значительно больше) свидетельствуют о многомерности мотивации кон­кретного социального действия, о том, какое многообразие ракурсов анализа путей достижения цели в конкретных со­циальных условиях сплетается подчас в одном элементар­ном мотиве.

Вернемся к научному работнику, желающему продолжить свои исследования... Он пришел к директору своего НИИ. Как поведет себя директор? С одной стороны, он знает, что средств для продолжения исследований а институте крайне мало (тем более в современных условиях), только бы продержаться, сохранить людей, с другой сто роны, он знает, что данное направление перспективно, а у сидящего напротив ученого есть неплохие заделы, первые результаты (2 аль­тернатива}. Вместе с тем, директор испытывает к этому ученому личную неприязнь, поэтому, хотя достаточно высокий статус науч­ногоработника (доктор наук и т.д.) позволяет ему рассчитывать на развитие исследований, но, ... (3 альтернатива). Однако, стоит ли обращать внимание наличную неприязнь и обиду, если эти исследова­ния могут наверняка принести НИИ успех, признание ( 1 альтерна­тива)...

Каждая из предложенных альтернатив, как видим, вно­сит свою лепту в мучительный выбор мотива. В конкретный мотив, как в воронку, сливаются и иерархия ценностей, и интеллектуально-культурная готовность личности анализи­ровать ситуацию. Сказываются и особенности темперамен­та личности, его ригидность (непреклонность, упрямство), волевые качества, эмоциональная близость к данному чело­веку и т.д.

Борьба мотивов — так называют социологи ситуацию, аналогичную нами обрисованной, — порождает достаточно острые, чаще всего, невидимые со стороны внутренние пе-

реживания личности. В данном случае нам важно обратить внимание на то, в каких многообразных аспектах, ярусах может проявляться альтернатива на достижение личной це­ли и ориентации на другого, изначально определяющая внутреннюю драму мотивационной сферы личности. И раз­работать какую-либо формулу, по которой можно было бы рассчитать выбор мотива данной личностью в данной конк­ретной ситуации, — скорее всего невозможно. Но в целом, если брать целостную систему действий, определенная на­правленность конкретной личности прослеживается.