Смекни!
smekni.com

Курс социологии (стр. 52 из 70)

причины возникновения тех или иных явлений, а не только описывать их эмпирические характеристики.

Непосредственно к понятию «теория» примыкает и дру­гое научное понятие — «парадигма», вернее «научная пара­дигма». Это — общее представление о характере социоло­гической реальности, некий общий принцип объяснения этой реальности, «образец», на который ориентируются ис­следователи. Характерная особенность современной соц­иологии как раз и состоит в том, что она принимает несколь­ко парадигм, признавая их равноценными и взаимодопол­няющими. Причем это разнообразие социологических па­радигм вовсе не свидетельствует о слабости или неразвито­сти социологии. Напротив, чем более разнообразны пара­дигмы и социологические теории, тем в целом мы быстрее приближаемся к пониманию социальной реальности или тем лучше мы «конструируем» ее, то есть воссоздаем в нашей деятельности некий интегральный образ плюралистических парадигм.

Как бы то ни было, но среди различных школ социологии XX века чаще всего выделяют три направления, три пара­дигмы: функционализм, конфликтологический подход и, наконец, символический интеракциокизм (табл.1).

Таблица 1

Функционализм Конфликтологическая социология
Общество в целом состоит из тесно связанных друг с другом компонен­тов; они тесно взаимодействуют друг с другом и в целом поддерживают существование всей системы. Трения и конфликты между социаль­ными группами — естественное со­стояние общества: социальная жизнь есть нескончаемый процесс борьбы за власть.
Общество развивает свои институты, которые адаптируются к внешней среде и обеспечивают этим выживае­мость всей системы. В каждом обществе ресурсы и матери­альные средства распределяются не­равномерно.

Функционализм

Все социальные явления и факты дол­жны рассматриваться под углом зре­ния их последствий.

Дисфункциональные формы поведе­ния и институты угрожают самовыжи­ванию общества; подобные формы по­ведения и институты подлежат конт­ролю и устранению.

Конфликтологическа я социология

Социальные структуры закрепляют преимущества одних социальных групп по отношению к другим; груп­пы, находящиеся наверху, так орга­низуют общество, чтобы поддержать г укрепить свое господство.

Почти каждое социальное действш служит выгоде одних общественны] элементов и наносит урон другим эле ментам.

Символический интеракционизм

Отдельные лица стремятся понять смысл социальных взаимодействий. Смысл социального действия не несет заранее обусловленного смысла; со­циальные смыслы постоянно изменя­ются и варьируются.

Erich Goode. Sociology. Englewood Cliffs, 1988, p. 21.

Для интерпретации социального акт;

(поведения) необходимо понят] смысл поведения тех, кто осуществля ет данный акт.

Надо, конечно, учитывать, что это сугубо общее деленщ и что многие направления современной социологии не соот ветствуют ни одному из трех направлений. И тем не менее три парадигмы теоретической социологии позволяют уви деть основные проблемы осмысления общества, которых придерживаются социологи.

ЧИКАГСКАЯ ШКОЛА

Стремление превратить социологию в строго научную дисциплину, имеющую как теоретическое, так и практиче­ское значение, было характерно для представителей Чикаг­ской школы социологии — группы американских социоло­гов, разрабатывавших проблемы городской социологии в 20-е годы и формировавшихся вокруг социологического

/4^«-Ч/ \1 ГТ 1_ТС*Т"Д U 1Л1/ О TVT/ /^«Ч/^ * FlITJni-kl-kf-ltJfarrm t-1 fits ^ f-\ ГЧЛЛЛ Г1ГЧ/Г\Д fTI

ностью среди представителей Чикагской школы стал Роберт Парк (1864—1944) — основатель социально-экологиче­ской теории.

Роберт Парк исследовал коллективное поведение людей в тесной взаимосвязи с той рукотворной средой, которую они создают. При этом «социальные коллективности» обра­зуют особые взаимодействия со средой, которые Парк на­зывал «биотическими» (не путать с биологическими). В от­личие от биологического, биотический принцип включает в себя социально-психологический и культурный факторы, но продолжает тем не менее удерживать биологическую детерминанту своей связи со средой. Конкуренция индиви­дов, в частности, проявляется в том, что они захватывают определенные пространства («зоны») и расселяются в них. Чисто социальные явления — экономические, политиче­ские, культурные — вырастают на экологической основе взаимодействия популяций со средой.

В этом смысле формирование современных городов — «метрополисов» и «мегаполисов» — подчиняется строго би­отическим и экологическим законам, которые проявляют себя в планировании городов. Так, Роберт Парк предложил концентрическую модель городского зонирования, соглас­но которой различные сообщества расселяются на город­ской территории по принципу концентрических кругов. Каждая «зона» имеет свою функцию, социальный состав, профессиональную ориентацию.

Экологическая социология Парка позволила увидеть в структурах общества строго детерминированные законо­мерности, сочетающие в себе биологические и социальные факторы.

ФУНКЦИОНАЛИСГСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ ^

Выступая во многом наследниками Г.Спенсера, совре­менные социологи-функционалисты, и прежде всего амери­канский социолог Роберт Мертон (род. 1912), разделяют точку зрения, согласно которой общество в целом и его отдельные части имеют тесную взаимосвязь, которая за-

чиваются способом, обеспечивающим гармоничное их фун­кционирование в соответственных связях друг с другом в системе, либо, наоборот, не упорядочиваются, причем тоже каким-нибудь определенным и объяснимым способом». ( 1, с.360). Из этого пространного и непростого для понимания отрывка следует, что интеграция системы заключается либо в ее стабильности («гармоничное функционирование»), ли­бо в ее преобразовании, в том числе радикальном, но таком, при котором сохраняются разумность и определенность этого преобразования. Все остальное ведет к хаосу и умира­нию.

Представителей функционального анализа и системно-функциональной социологии нередко упрекали в том, что они нарочито рисуют стабильные системы, как бы априорно подразумевая, что стабильность это положительное качест­во, а конфликт и изменчивость суть лишь негативные откло­нения. В современных условиях представляется, однако, что эти упреки правильно обнажали проблему, но тем не менее требуют одной поправки. Акцент на стабильность системы не недостаток, а очевидное достоинство функционалистских подходов к социальной реальности.

КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСНИЕ ТЕОРИИ

В противовес функционалистским подходам, всемерно-подчеркивавшим стабилизационные и эволюционистские моменты социального развития, в современной западной социологии существует как бы противоположный стиль соц­иологического мышления, который видит в обществе не консенсус, не сбалансированность мотивов и взаимных ин тересов, а борьбу различных групп и направлений, резуль тирующая которой и формирует существующие социальные структуры и отношения.

В самой далекой перспективе истоки подобного подходи можно обнаружить в социальной философии великого анг-лийского философа XVII века Томаса Гоббса, считавшего «войну всех против всех» естественным состоянием челове­чества, не обретшего гражданского состояния. Однако го­

раздо более близкие и значимые корчи конфликтологиче-ского подхода можно обнаружить в социологическом насле­дии Карла Маркса.

Марксистская теория экономической детерминирован­ности социальных отношений, классовых антагонизмов, классовой борьбы, соперничества различных форм собст­венности, классовой предопределенности общественного сознания и многое другое, быть может, в несколько иной терминологической интерпретации широко используется современными западными социологами-теоретиками. Од­нако примечательно то, что использование марксистского экономического детерминизма осуществляется на Западе >бирательно. Из марксизма выбрасываются такие его важ-1 йшие компоненты как теория диктатуры пролетариата, гволюционной партии, этический релятивизм и оставля­ется лишь самые общие теоретические подходы. При этом также предпочитают не обсуждать практику реального мар­ксизма в странах Восточной Европы и в России, ибо она, естественно, может дискредитировать и многие теоретиче­ские положения марксизма. В итоге марксизм в современ­ной западной социологии имеет весьма рафинированный, фрагментарный и существенно либеральный характер.

Одновременно с этим ряд современных социологов по­пытались создать теорию конфликта, которая не была бы прямым продолжением марксизма. Это, однако, оказалось не столь легкой задачей, ибо конфликтологические теории были лишены мощной универсальной базы, которой обла­дал марксизм. Тем не менее можно говорить о самостоятель­ном конфликтологическом направлении в современной соц­иологии.

Одним из видных радикальных социологов стал Райт Миллс (1916—1962) — американский социолог, проела^ вившийся своими исследованиями властвующих элит в со­временном западном обществе. Представляя современное общество в виде социально-политической и экономической структуры, Миллс доказывал, что реальное влияние на эти структуры оказывается небольшими группами политиче­ских деятелей, бизнесменов и военных. Свою теорию Миллс

с очевидностью противопоставлял структурному функцио­нализму Парсонса.

Наиболее полно роль социального конфликта раскрыл другой американский социолог Льюис Козер, который от­носил конфликт к области сугубо идейных явлений. Конф­ликты обнаруживают себя в социальном развитии по мере того, как определенные группы соперничают за власть, пе­рераспределение доходов, за монополию на духовное ли­дерство и т.д. Всякое общество не только потенциально содержит в себе возможность конфликтов, но более того. общество может осуществлять себя только через баланс конфликтов, которые устанавливают принципы социально­го взаимодействия между группами и индивидами.