Смекни!
smekni.com

Курс социологии (стр. 49 из 70)

Одно из распространенных критических суждений, ко­торое сегодня и нам, социологам, занимающимся в том чис­ле и эмпирическими исследованиями, приходится часто слышать из уст как обывателя, так и серьезных ученых: «А что собственно нового дают эмпирические исследования? И без них это было очевидно, известно.»

«Иногда утверждается, что результаты эмпирического анализа в большинстве своем тривиальны, что он может фиксировать лишь то, что для каждого и так очевидно... Во время второй мировой войны в американской армии проводилось большое число обследований сол­дат как в условиях боевой обстановки, так и в лагерях подготовки дома, в США... В нижеследующих абзацах приводится несколько при­меров количественного анализа, а затем объясняется, почему они могут казаться некоторым читателям очевидными.

1. Солдаты с более высоким уровнем образования проявляли боль­ше психоневротических симптомов, чем их менее образованные това­рищи. (Психическая нестабильность интеллектуала в сравнении с более инертной психологией «человека с улицы» часто является пред­метом обсуждения).

2. Солдаты — выходцы из сельских районов — обычно находились а хорошем настроении чаще, чем солдаты — выходцы из городов (в ' онце концов, первые более привычны к трудностям).

^ Солдиты-южанс лучше переносили жаркий климат, чем солда-••'•!•.ни' (,ч'!!1гг!Ч1ч-ит>. isrifi, н>жчт' №)лсс привычны к жаркой

4. Рядовые-белые больше стремились стать унтер-офицерами, чем рядовые-негры (отсутствие у негров честолюбия вошло в пого­ворку).

5. Негры-южане предпочитали находиться под командованием белых офицеров-южан, а не северян (разве не известно, что у белых-южан больше отцовских чувств к их «черненьким», чем у белых-севе­рян?).

6. Во время войны солдаты сильнее стремились вернуться домой в США, чем после капитуляции Германии (нельзя винить людей за то, что они не хотят быть убитыми).

...Почему для установления подобных данных тратится так много средств и энергии, ведь они столь очевидны? Не лучше ли при­нимать их без доказательств и сразу переходить к более углубленному уровню анализа? Возможно, это и было бы лучше, если бы не одно «но», касающееся приведенных выше примеров. Каждое из этих утвержде­ний прямо противоположно тому, что было обнаружено в действи­тельности. Солдаты с низким уровнем образования более невротич-ны, чем их образованные товарищи; южане не обнаружили по сравне­нию с северянами большей адаптации к тропическому климату; негры больше стремились к повышению, чем белые и т.д. Если бы мы с самого начала привели подлинные результаты исследования, читатель и их назвалбы «очевидными» (I, с. 146—147).

Мы привели пространную выдержку из работы П.Лазар-сфельда, американского социолога, внесшего весомый вклад в разработку методологических и методических про­блем эмпирических социологических исследований.. Она освобождает нас от долгих рассуждений о значимости эмпи­рических исследований. Позволяет дать ответ на вопрос:

«Зачем нужны эмпирические исследования?» — Они позво­ляют получить факты (а не предположения), на основе которых может строиться научное понимание, анализ изу­чаемого социального явления.

Следует иметь в виду, что соответствие эмпирическим данным, наличие фактуальной интерпретации, обоснования есть опытное доказательство состоятельности теории, опыт­ное свидетельство ее объяснительных возможностей. Имен­но благодаря опоре на социальные факты, полученные и изученные по специальным научным процедурам (о них речь пойдет ниже), социология, говоря словами Э.Дюркгей-ма, «не обречена оставаться отраслью общей философии.., не превращаясь просто в упражнения в области эрудиции» (7.С.394).

ВНУТРЕННЕЕ МНОГООБРАЗИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

Итак, социология как наука представляет собой органи­ческое единство, взаимодействие теоретических и эмпири­ческих методов. Данное единство, в котором эмпирическое выступает как средство обоснования теоретических идей, — идеальная модель социологической науки в целом.

Но в социологической практике в зависимости от отрас­ли социологии, конкретных задач, решаемых в данном исс­ледовании, да и индивидуальных склонностей самого иссле­дователя, характера его профессиональной подготовки про­порции между теоретическими и эмпирическими началами могут быть различны. Эти пропорции служат основанием для одной из наиболее популярных (и прежде всего в нашей стране) классификаций социологических знаний. Речь идет об уровнях социологического знания. В определении этих уровней немалую роль сыграли идеи Р.Мертона, выдающе­гося американского социолога, счастливо сочетавшего в своей научной деятельности эмпирические и теоретические исследования.

1. В одних случаях эмпирия превалирует, а теоретиче­ские идеи проявляются лишь в постановке проблем эмпири­ческого исследования, его гипотез, в систематизации пол­ученных фактов и т.д. Это уровень эмпирических социоло­гических (или же конкретно-социологических) исследова­ний, главная научная цель которых — добыча конкретных фактов, их описание, классификация, интерпретация.

2. В другом случае, опираясь на различные конкретно-социологические исследования того или иного социального института, социального явления (образования или религии, политики или культуры), социолог ставит задачу теорети­чески осмыслить данную социальную подсистему, понять ее внутренние и внешние связи и зависимости. Это социологи­ческие теории среднего уровня, играющие в современной социологической науке особую роль.

Социологические теории среднего уровня многообраз­ны. фактически все более или менее значимые социальные подсистемы описываются соответствующей социологиче-

ской теорией. Социология семьи, социология труда, соц­иология религии, социология образования — вот лишь не­которые из них.

Для всех социологических теорий среднего уровня характерны: .

а) широкая опора на эмпирическую базу по соответствующей проблеме;

б) теоретическое описание изучаемой социальной подсистемы на основе обобщения эмпирических данных;

в) описание теоретической модели изучаемой подсистемы, в рам­ках той или иной всеохватывающей теории общества. Иначе говоря, специальные социологические теории должны черпать в теоретиче­ских разработках более высокого уровня общие подходы к анализу соответствующей подсистемы.

г) При этом теории среднего уровня сами вчступают теорети­ческой базой соответствующих социологических исследований. Труд­но себе представить автора эмпирического исследования по рекламе (например, эффективности рекламы шоколадных батончиков «Спи­кере»), чтобы он при его подготовке не ориентировался на положения социологии рекламы.

Таким образом, в социологических теориях среднего уровня устанавливается эффективное взаимодействие тео­ретических и эмпирических методов. Они тесно связаны как с конкретно-социологическими исследованиями, так и с все­охватывающими теоретическими конструкциями.

3. Последние образуют высший уровень социологиче­ского знания — общесоциологические теории, исследую­щие общество как единую систему, взаимодействие ее ос­новных элементов, основы функционирования и развития социального организма. Они фактически граничат с соци­ально-философскими доктринами.

Особое значение этих теорий в том, что они определяют:

а) общий подход исследователя-социолога к изучению и осмыслению социальных явлений; б) направленность науч­ного поиска; в) интерпретацию эмпирических фактов. Ины­ми словами, пронизывают единым теоретическим видением как эмпирическое исследование, так и анализ социальных явлений на уровне теории среднего уровня. Это достигается благодаря тому, что именно в рамках общесоциологических доктрин описывается теоретическая модель общественной жизни как целостности.

В современной социологии существуют несколько под­ходов, пытающихся дать целостное описание социальной жизни. Они делятся на две основные группы: макросоцио-логические и микросоциологические теории. И те, и другие пытаются объяснить общественную жизнь, но с принципи­ально разных позиций.

Макросоциологические теории исходят их того, что, лишь поняв общество в целом, можно понять личность. Макроуровень социальной жизни выступает в этих теориях как решающий, определяющий. Среди ведущих макросоци-ологических доктрин можно назвать функционализм (Г.Спенсер, Э.Дюркгейм, Т.Парсонс, Р.Мертон и др.) и теорию конфликта (К.Маркс, Р.Дарендорфидр.).

Что касается микросоциологических доктрин (теории обмена, символического интеракционизма, этнометодоло-гии), в центре их внимания повседневное межличностное взаимодействие — интеракция. Приверженцы микросоцио­логических теорий отстаивают идею о том, что именно по­вседневная интеракция на межличностном уровне есть пер­вооснова социальной жизни.

Единство теории и эмпирии в общесоциологических те­ориях носит сложный и преимущественно опосредованный характер. Речь идет, прежде всего, о широком использова­нии этими теориями основных выводов, положений, в част­ности, теорий среднего уровня, которые, в свою очередь, базируются на широкой эмпирической основе.

Итак, современная социология представляет собой мно­гоуровневый комплекс теорий, типов знания, которые тесно взаимосвязаны друг с другом и образуют единую целост­ность — современную социологическую науку.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ

цх наглядный убедительный характер, объективность, про­веряемость, общепризнанность. Человек огромного теоре­тического научного дарования, Огюст Конт отличался боль­шой оригинальностью жизненного стиля и мышления. Не получив систематического образования, он вместе с тем был в течение долгих лет личным секретарем Сен-Симона; в полной мере не признанный академическими кругами Франции того времени, несмотря на фундаментальнейшие многотомные издания своих трудов, Конт провозгласил сво­им руководящим принципом принцип «умственной гигие­ны», заставлявший его полностью игнорировать все науч­ные публикации, кроме собственных, дабы не засорять ум лишней бессмысленной информацией.