Смекни!
smekni.com

Курс социологии (стр. 59 из 70)

б). Особое значение имеет перерегуляция институали-зированных социальных связей. В этом случае основные участники этих связей стремятся не к уничтожению инсти­тута (потребность в нем сохраняется), а к кардинальным изменениям принципов регуляции. Одна (или обе) из сто­рон считает, что вознаграждение не соответствует плате, затратам, которые она несет. Так, в частности, произошло у нас с институтом собственности. Людей не устраивает мо­ральное, материальное, юридическое регулирование их обязанностей и прав, связанных с собственностью. Если раньше наши граждане не владели, не распоряжались, были подконтрольны, но получали право на гарантированный минимум уровня жизни, то сегодня многие хотят владеть, распоряжаться, рисковать и при этом иметь лишь шанс жить зажиточно и независимо. Естественно, не все участники социальной связи по поводу собственности не удовлетворе­ны сложившейся системой регуляции. Отсюда препоны, препятствия, которые чинятся на пути к становлению новых форм собственности.

Перерегулирование социальных институтов — процесс сложный, драматичный, сопровождающийся противоборст­вом сил. И это естественно. Ведь речь идет не о переналадке какой-то\машины, схемы. Социальные институты — это

\

136

особым образом организованное практическое взаимодей­ствие живых людей. Изменение системы регуляции этих связей всегда сопровождается смятением душ, умов, нара­станием конфликтов. Социальные институты в состоянии перерегуляции начинают уже с трудом справляться со сво­ими функциями, участники институализированных связей все чаще не выполняют своих функциональных обязанно­стей; падает ответственность работников учреждений дан­ного социального института; растет/нестабильность, непред­сказуемость — все это неминуемая плата за развитие обще­ства, переналадку социальных институтов.

Особым драматизмом бывают отмечены периоды в раз­витии того или иного народа, связанные с переналадкой основных систем социальных институтов общества: эконо­мических, политических и т.д. Речь в этом случае идет о достаточно широком и глубоком пересмотре основных сис­тем ценностей, принципов регулирования ведущих сфер со­циальной жизни. Выдвигаются по сути новые критерии того, что такое добро, а что — зло. Противостояние сторон, кон­фронтация охватывает все стороны жизни общества. Обще­ство, система социальных институтов, их регуляторы — в процессе обновления.

4. Социальные общности

В многообразии социальных взаимодействий особую роль играют формы, объединяющие людей в социальные общности. Характерная особенность данных социальных взаимодействий в том, что их предмет, т.е. ради чего это взоимодействие возникает — потребность в солидарности, координации совместных действий. Как правило, в общно­сти объединяются люди, имеющие схожие, одинаковые функции и обусловленные ими статусы, социальные роли, культурные запросы, этнические признаки и т.д.

В основе социальной общности чаще всего лежит стрем­ление к тем преимуществам, которые дает солидарность, объединение усилий. Те индивиды, которые образуют объ­единенные формы, общности, качественно повышают эф­фективность своих индивидуальных действий, способность

147

циальных общностей ни в коей мере не может ставить под сомнение необходимости самой по себе координации усилий между индивидами, участия их в общностях. Человеческая история давно подтвердила высокую значимость солидар­ных действий. И тот, кто стремится вообще избежать уча­стия в общности, чтобы не нести, как ему кажется, лишних затрат, ответственности, будет отброшен чазад, касается ли это его личной карьеры, личного благополучия или разви­тия его национальной культуры и т.д.

Но раз общность — это великое достижение и приобре­тение человека, то следует признать, что развитие общности во всех случаях может потребовать от людей определенных действий, которые никак впрямую с личными интересами не связаны, но укрепляют общность, повышают ее престиж, признание в обществе. К тому же для эффективного функ­ционирования общности может возникнуть потребность в формировании органов управления сообщества, которые более эффективно координируя усилия членов сообщества, в то же время потребуют определенных затрат для своего содержания и т.д. Иначе говоря, у индивида в рамках общно­сти возникает целый круг намерений, идей, обязательств, ожиданий, которые впрямую с его личными потребностями не связаны, но выражают те моменты, которые обеспечива­ют более эффективное функционирование общности как ассоциации.

КОНКРЕТНОЕ МНОГООБРАЗИЕ 061ЦНОСТЕЙ

...Регулярно в газетах публикуются статистические дан­ные о том, что в нашей стране насчитывается столько-то рабочих, учащейся молодежи, среди них столько-то школь­ников, студентов и т.п. Нередко эти данные выдают за чис­ленность такой-то социальной общности, профессиональ­ной группы. Нестоитспешитьстакими утверждениями. Тот факт, что в нашей стране насчитывается столько-то людей, обладающих схожими признаками (например, учатся в ву­зах), социологу не дает оснований для выделения той или

иной социальной общности (группы) и определения ее чис­ленности.

Точнее было бы говорить о том, что статистика опреде­лила некое, как отмечает Я.Щепаньский (37, с.116), мно­жество, т.е. выделила людей по такому-то общему признаку (но не по признаку наличия между людьми социальных связей). Другими словами, когда мы осмысливаем людей в призме множества, мы рассматриваем индивидов как бы изолированно друг от друга. На основе этого принципа рас­смотрения можно выделить различные социальные катего­рии: профессиональные категории, возрастные, половые, имущественные. Как правило, в цифрах статистических сво­док представлены социальные категории, выделенные на основе принципа множества. И этими данными нельзя пре­небрегать. Они важны для регулирования уровня жизни различных социальных категорий населения, разработки серьезных государственных решений о повышении зарпла­ты, стипендии и т.д.

Под социальной общностью имеются в виду лишь груп­пы людей, объединенных социальной связью. Если же учесть, что существуют преимущественно два типа связи:

социальные контакты и социальные взаимодействия, то можно выделить и два основных типа социальных общно-стей.

Социальный круг, т.е. люди, между которыми осущест­вляются определенные контакты, общение. Можно гово­рить о круге соседей в поезде, круге знакомых, круге коллег. Естественно, в зависимости от регулярности связей, от важ­ности сферы, в которой протекают контакты,они могут иметь больший или меньший (или чуть заметный) солидар­ный импульс, элементы конформизма.

Общность, в основе которой лежат связи типа взаимо­действия (как обмен сопряженными, скоординированными системами действий) по поводу объединения, солидарности, согласования совместных усилий, можно назвать социаль­ной группой.

Современное общество демонстрирует великое много­образие социальных групп. Это многообразие прежде всего обусловлено разнообразием признаков, задач, для решения

140

которых образовались эти группы. Что объединило, обосо­било членов этой общности: профессиональные интересы, общая идеология, религия, этнические признаки? На осно­вании какого признака члены данной общности себя выде­ляют среди других, разделяют на «своих» и «других»?

Социальные группы различаются и по другим основани­ям. Так, есть социальные группы, для которых характерно наличие непосредственных личных взаимодействий, кон­тактов. Такие взаимодействия, естественно, могут сложить­ся лишь среди небольшого числа партнеров. Соответственно они называются малыми группами. Наличие прямого кон­такта сказывается на внутригрупповых взаимодействиях, делает их более персонифицированными и облегчает иден­тификацию «Я» индивида с общегрупповым «МЫ».

Под большими группами имеется в виду многотысячные группы людей, разбросанные на обширных пространствах, связи между которыми не могут ограничиваться непосред­ственными контактами и особое значение приобретают опосредованное солидарное взаимодействие. Это прежде всего классовые, территориальные, национальные общности.

Группы могут быть формальными и неформальными. Особенно важно это разведение для малых групп. Для боль­ших групп, которые сами имеют сложную макроструктуру, формализованные (под) группы (профсоюзы, партии) мо­гут составлять своеобразный костяк общности, но вся боль­шая группа к этому костяку не может быть сведена.

Среди социальных групп можно выделить целевые груп­пы, т.е. группы преднамеренно созданные, образованные для решения той или иной групповой (единой) задачи, цели. Цели могут быть хозяйственными (предприятие, бригада), научно-исследовательскими (научно-исследовательский институт, лаборатория), политическими (партия, обще­ственно-политические движения), просветительскими и т.д. Преднамеренность создания этих групп обусловливает, как правило, наличие более или менее жесткой системы взаим­ных прав и обязательств участников группы, контроля за выполнением этих обязательств, дифференциацию, разде­ление функций, статусов и ролей участников общности, наличие лидера — руководителя, инициатора и т.д. Все эти