Смекни!
smekni.com

Курс социологии (стр. 53 из 70)

Немецкий социолог Ральф Дарендорф (род. 1929) в своей «теории конфликта» исходил из того,что в каждом обществе существуют осевые линии социальных конфлик­тов. Конфликт, по его мнению, рождается из того, что одна группа или один класс сопротивляются «давлению» или гос­подству противоположной им социальной силы. Причем, по мнению Дарендорфа, конфликт есть оборотная сторона вся­кой интеграции и потому он так же неизбежен в обществе как и интеграция социальных институтов. За фасадом един­ства и взаимодействия социальных структур находятся кон­фликтующие мотивы и интересы этих структур и их носите­лей. Дарендорф создал целую классификацию различных типов микро- и макроконфликтов, наполняющих общество. Задача не состоит в том, считает Дарендорф, чтобы избежать или снять конфликты — это невозможно. Необходимо на­править их по определенному руслу, не разрушающему всю систему и ведущему ее к плавной эволюции. Для этого следует максимально формализовать конфликты, то есть вывести их на поверхность общественной жизни и сделать предметом открытых дискуссий, обсуждений в прессе, су дебных разбирательств и т.д. Более того, наличие открытых и демократически разрешаемых конфликтов — свидетель­ство жизнеспособности общества, ибо любое социальное развитие подразумевает неравномерность распределения и, соответственно, конфликтные ситуации.

Наряду с другими социологическими теориями конф-ликтологическая социология дала свою версию социального мира. Эта версия не была универсальной, но она, как другие подобные версии, показывала важную перспективу рас­смотрения социальных структур и процессов.

СИМВОЛИЧЕСКИЙ ИНТЕРАКЦИОНИЗМ

Символический интеракционизм, возникший в 20-е го-]ч нашего века, предопределил возникновение многих со-гменных социологических школ. Название этого течения еоретической социологии можно объяснить следующим разом.

Термин «символический» обозначает,» что эта социоло­гическая школа делает акцент на «смысле», который вкла­дывают действующие лица («актеры»), когда они вступают во взаимодействие — то есть «интеракцию» (взаимодейст­вие). За этим техницистским языком скрывается широкая социологическая теория, рассматривающая общество с точ­ки зрения поведения индивидов, вовлеченных в акты пове­дения и взаимодействия.

Основатель символического интеракционизма, выдаю­щийся американский социолог и социальный мыслитель Джордж Герберт Мид (1863—1931) в своих теоретических построениях исходил из того, что общество можно объяс­нить только путем рассмотрения принципов поведения лю­дей. Причем эта теория оперирует тремя главными посылами.

а) Любое действие или акт поведения происходит только на основе того смысла, который действующий субъект (ак­тер) вкладывает в свое действие. Иначе говоря, наше пове­дение в большей или меньшей степени осмысленно. Причем все эти значения проистекают из общих социальных симво­лов. Например,"отказ участвовать в военных действиях оз­начает (символизирует) личную трусость. Для другого че­ловека тот же акт может символизировать сознательный пацифизм, то есть уже иной символ. Но в том и в другом случаях за актами поведения стоят общественные символы.

традиции былых времен, сегодня оно используется в доку­ментах, юридических актах, названиях учреждений и т.д. В этом случае многие явления социальной жизни ( в частно­сти, политика, экономические отношения, институты), не рассматриваются как формы социальных связей и выпадают за границы социальной жизни. В нашей работе в этом кон­тексте термин социальное не используется.

Во втором случае слова «социальное» и «общественное» используются как полностью идентичные. Конечно, обще­ство — высшее образование, детище социального. Только в обществе как целостности социальное как особое свойство приобретает наиболее развитые формы. Но социальное ши­ре общественного. Поэтому для обозначения процессов, явлений, эффектов, возникающих лишь в рамках всего об­щества, мы используем термин «общественный» (в научной литературе есть его аналог — социетальный).

Мы применяем термин социальное в третьем — в самом широком смысле слова, как качественно новое, особое, спе­цифическое для человека свойство жизнедеятельности. Оно пронизывает все явления особого (социального) состояния жизни, как его элементарные формы (мотив социального действия), так и сложные системы (культура как целост­ность) , как отдельные (социальные) действия, так и разви­тые (социальные) институты.

Итак, мы подошли к вопросу о том, как социализирован­ные начала человеческой жизни, синтезируясь, порождают живую ткань социальной действительности.

В центре нашего внимания в следующем разделе — базисныед^лементы социальной жизни, которые существу­ют, проявляются во всех сферах человеческой жизни.

Раздел IV

БАЗИСНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ

1. Социальное действие

Если взглянуть на нашу жизнь сверху, как бы с высоте птичьего полета, перед нами откроется картина, до бол1 напоминающая муравейник: одни куда-то спешат, друпк трудятся, третьи ждут, стоят в очереди и т.д. Все что-т( делают, суетятся, постоянно входят в различные контакть и т.д. Что же является тем исходным элементом, своеобраз­ным далее неделимым атомом этой живой социальной ре­альности? Социальное действие. В нем как в зародыше содержатся все основные черты, противоречия, движущие силы, характерные для социальной действительности. Не случайно выдающиеся классики социологии М.Вебер и Т.Парсонс, несмотря на различия в подходах, уделили пер­воочередное внимание в своих социологических доктринах именно действию (М.Вебер — социальному действию, Т.Парсонс — единичному действию).

АНАТОМИЯ СОЦИАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ

/

«Социальное действие (включая невмешательство или терпеливое приятие) может быть ориентировано, — соглас­но М.Веберу, — на прошедшее, настоящее или ожидаемое в будущем поведение других. Оно может быть местью за прошлые обиды, защитой от опасности в настоящем или мера­ми защиты от грядущей опасности в будущем. «Другие» могут быть отдельными лицами, знакомыми или неопределенным множеством совершенно незнакомых людей». (3, с.625)

Социальное действие синтезирует в себе, и это следует из вышеприведенного определения: а) момент действия; б) момент ориентации на другого.

Несколько слов о человеческом действии как таковом. Оно побуждаемо определенной потребностью человека, ко­торая приобретает форму идеальной цели. Здесь внутрен­ний импульс действия, его энергетический источник. Неу­довлетворенность, выступающая в различных формах (го­лод, моральный дискомфорт, творческое беспокойство, тре­вога и т. д.), есть свидетельство противоречия между тем, что необходимо человеку, и тем, чем он обладает, имеет в наличии в данный конкретной среде. Неудовлетворенность побуждает к целенаправленному действию. Цель — это ожидаемый результат, в котором потребность должна найти свое разрешение, неудовлетворенность снята. В результате действия цель достигается, наступает момент равновесия Деятеля, его потребностей и внешней среды.

Используя идеи Т.Парсонса, разведем а) Деятеля с его потребностями, целями; б) «ситуацию» как совокупность конкретных условий, обстоятельств среды, в которой дейст­вует деятель и в) «ориентацию Деятеля на «ситуацию», благодаря которой вырабатывается конкретный план реали­зации потребности, цели.

Деятель (будь то индивид или группа) выделяет в конк­ретной ситуации различные объекты по их значимости для достижения цели, различает полезные или вредные для себя элементы ситуации, определяет, что требует первоочеред­ного внимания, а что может быть рассмотрено как второсте­пенное, анализирует, что произойдет, если начать процесс целедостижения тотчас или отложить его на определенный срок и т.д.

Все эти «взвешивания» вариантов, шансов характерны для любого человеческого действия. Но мы имеем дело с социальным действием в том случае, когда Деятель, ориен­тируясь на ситуацию, принимает во внимание реакцию дру­гих людей, их потребности и цели, вырабатывает план своих действий, ориентируясь на других, строя прогноз, учиты­вает, будут способствовать или препятствовать его действи­ям другие социальные субъекты, с которыми он должен взаимодействовать; кто и как себя скорее всего поведет, с учетом этого, какой вариант действий следует избрать.

Не всякое человеческое действие, следовательно, есть действие социальное. Ибо достижение не всякой цели пред­полагает ориентацию на других людей.

Так, ученый естествоиспытатель стремится реализовать науч­но-познавательную цель. Он знает, какова научно-познавательная ситуация, то есть, что известно об изучаемом феномене, а что является еще предметом споров, дискуссий. Исходя из этого, он вы­рабатывает план решения сугубо научной задачи, выдвигая гипотезу, пути ее доказательств. Здесь мы, как и во всех случаях, когда идет речь толькоо взаимоотношениях (в данном случае познавательных) человека с природой, не имеем социальных действий. Конечно, способ­ность человека ставить научную цель, решать ее является продук­том социального развития. Поиск ученого базируете я на научном фун­даменте, созданном предшествующими поколениями, и не только ученых. Каждая формула, технология — это есть социальный про­дукт. И в этом смысле, исследуя природу, ученый смотрит на нее глязами всего общества, и прежде всего сообщества ученых, взятого в историческом протяжении. Но в данный, конкретный момент, в ходе решения сугубо познавательной задачи, сам поиск ученого не ест ь социальное действие. Другое дело, что в процессе решения познава­тельной задачи у него возникает потребность в создании наиболее благоприятных условий для этого: получить признание коллег, пре­одолеть возможные препятствия со стороны других. Вот здесь-то мы имеем дело уже с наукой как системой взаимодействия людей. Соответственно, действия ученого по упреждению возможных пре­пятствий со стороны других, обеспечению признания своего дости­жения в сообществе ученых — это уже социальные действия^