Смекни!
smekni.com

Курс социологии (стр. 64 из 70)

кращен. Вес были травмированы. Выступая перед законодателями штата Калифорния, Ф.Зимбардо. обобщая свои эксперименты, зая­вил, что индивидуальное поведение гораздо больше зависит от внеш­них социальных условий и сил, чем от таких расплывчатых понятий, как «Я», черты личности, сила воли.

Результаты этого оригинального и в чем-то даже печаль­ного эксперимента (согласитесь, это печально, что хороших и простых парней удалось так быстро превратить в озлоб­ленную массу, конфликтующую по всем законам традици­онной тюрьмы массу) — многозначны. Но одно в них бро­сается в глаза: функциональная целесообразность (необхо­димость поддерживать порядок, добиваться послушания подчиненных) плюс социокультурные традиции, как следу­ет вести себя тюремщику и заключенному, иначе говоря, ролевые стандарты и ожидания — обусловили вполне ти­пичное и легко узнаваемое поведение сторон. Хорошие, добрые ребята оказались в тисках социальных ролей.

Мы уже указывали, что влияние среды — это в том числе влияние определенной социокультурной обстановки, вклю­чая традиции, принятые нормы поведения. Культурные стандарты той или иной социальной роли существенно ска­зываются на поведении конкретной личности в данном об­ществе.

В любом обществе выполнение определенных функций требует послушания. Обратим внимание на результаты экс­перимента С.Милгрэма по поводу того, насколько испыту­емый (выступающий в качестве «учителя») будет подчи­няться требованию усиливать наказание «ученику», несмот­ря на то, что последний жалуется, выражает протест, стра­дания (которого он на самом деле не испытывал, но «учи­тель» об этом не знал). Для нас важно в данном случае то, что этот эксперимент был проведен в университетах разных стран. Так, для 60% «учителей-американцев послушание оказалось значительно сильнее милосердия, они усиливали наказание ученику, несмотря на его просьбы. В Риме, Авс­тралии показатели оказались еще выше. А в Мюнхене соста­вили 85% (!) испытуемых. Кстати, не дает ли последний факт достаточно оснований, чтобы вспомнить о дисципли­нированности как немецком социокультурном образце по­ведения.

230

В связи с последним замечанием обратим внимание и на крос-скультурное исследование «застенчивости», проведенное Ф.Зимбардо на основе самооценок молодых людей в возрасте 20—21 года. Изуча­лись американские студенты, японцы, американцы азиатского проис­хождения, тайваньцы, немцы, мексиканцы, израильтяне, американ­цы еврейского происхождения. Сочли, чтп для них и ныне характерна застенчивость, 60% опрошенных японце». 55% — тайваньцев, 50% — немцев, 48% — американцев азиатского происхождения, 42% — опро­шенных американских студентов, 39% —мексиканцев, 31% — изра­ильтян, 24% — американцу еврейского происхождения.

При анализе всех этих результатов мы хотели бы обра­тить внимание прежде всего на два момента, которые в данном случае нас интересуют (хота результаты экспери­ментов и Ф.Зимбардо, и С.Милгрэма дают основания для осмысления многих научных проблем).

Первое. Личность достаточно «отзывчиво» реагирует на требования, стандарты, принятые в обществе, ожидания от нее. Второе. Обращает на себя внимание социокультурная определенность этих стандартов.

Следует отметить и еще один момент, свидетельствую­щий о воздействии общества на личность. Точнее напомнить — мы рассматривали его при анализе социальных общностей. Любая социальная группа стремится, чтобы личность вела себя более или менее идентично принятым в данной общно­сти нормам, ожиданиям. Войдя в общность, пользуясь теми преимуществами, которые она предоставляет, ты обязан платить солидарностью и даже в определенной степени идентичностью своего духовного мира. Насколько широки требования по поводу идентичности, зависит от широты и значимости набора ролей, который в рамках этой общности тобою реализуется. Ты должен себ? вести так, как в этой общности принято, ты должен выполнять свою роль в об­щности, так как от тебя ждут. Причем, в зависимости от а) сплоченности социальной общности, б) наличия жестких регламентов поведения обязывающая сила воздействия со­циальной общности будет различна.

Каковы же механизмы обусловливания социальной сре­дой поведения конкретной личности, рассмотренные в кон­тексте ролевой теории?

231

Механизм отбора. Для осуществления тех или иных функции личность должна обладать определенными способ­ностями, уровнем подготовки, биопсихическими качества­ми. Не любая личность может рассчитывать на ту или иную социальную роль. В обществе, где сложились элементы со­словной организации (как в явной, так и в неявной форме), могут быть требования и по социальному, национальному происхождению.

а) Это ведет к тому, что еще до «воспитания» носителя роли, социальная среда отбирает в круг исполнителей того или иного статуса людей с определенными свойствами, ка­чествами. Яркий пример тому эмоциональность артистиче­ской среды. Отбор свойств в свою очередь может оказывать обратное воздействие на саму трактовку данной социальной роли как нормы. Офицерство в царской России формирова­лось в подавляющем большинстве из представителей дво­рянства. Соответственно, аристократизм поведения (в том числе, «рыцарство» и т.д.) становился нормой для социаль­ной роли офицера. Хотя, наверняка, функционально эта черта ролевого поведения не была остро необходима. По­слереволюционный офицерский корпус имел совершенно противоположный принцип отбора (из рабочих и крестьян). Соответственно, изменились и отдельные нормы офицер­ского поведения.

б) В различных ситуациях принципы отбора могут уточ­няться. В особенности, когда речь идет об отборе для выдви­жения. Так, в условиях глубоких перемен общества требу­ются люди прежде всего решительные, энергичные, способ­ные идти на обострение ситуации.

в) Следует в этой связи обратить внимание и на эффект углубления качеств, которые позволили человеку занять ту или иную статусную позицию. Систематическое выполне­ние социальной роли совершенствует соответствующие ка­чества личности. Ведь регулярно повторяются, возобновля­ются ситуации, в которых они реализуются. Молодой чело­век выбрал себе стезю ученого. Его способности на этапе выбора могли бы быть применены и в других областях дея­тельности, например государственного управления. Но то ли случайно, то ли вполне осознанно сделав этот выбор, он

т\Г

углубил в себе именно те качества и способности, которые нужны ученому. И через несколько лет для него потреби ность в самореализации станет важней, чем потребность в занятии определенной властной должности, постоянная не­удовлетворенность, скорее всего, станет чертой характера, а инстинкт власти будет угасать.

Механизм предписывания. Социальная среда через об­разец выполнения социальной роли функционально и соц-иокультурно предписывает личности тот стандартный набор прежде всего моральных, трудовых и т.д. качеств, которыми она должна обладать, которым должна соответствовать. Данные предписания могут выступать как в виде жестко фиксированных требований (воинский устав), так и в виде своеобразных пожеланий к личности. В системе формали­зованных социальных институтов есть те формальные тре­бования, стандарты, следовать которым строго обязательно. Особенно жестко механизмы предписывания действуют в условиях армии. Там шире и ролевой набор, подлежащий предписанию, и контроль за их выполнением. Соответствуя в полной мере этим предписаниям, личность получает до­статочно высокую вероятность эффективного решения сво­их целей, ощутимее гарантии того, что она получит возда­яние, признание, материальное вознаграждение, кадровое продвижение.

Механизм контроля. Общество, социальная группа не только отбирают людей для выполнения тех или иных ро­лей, не только предписывают (предлагают) им образцы со­ответствующего ролевого поведения, но и контролируют, чтобы тот, кто взял на себя ту или иную роль, исполнял ее в соответствии с определенными ролевыми нормами. Жес­ткость социального ролевого контроля зависит от того: а) насколько формализована роль (военные, работники пра­воохранительных органов); б) насколько важен тот или иной компонент ролевого поведения. Так, дружба всегда реализуется через неформализованные социальные роли. Согласитесь, санкции здесь достаточно условны, кроме од­ной — резкий разрыв связи. К ней люди прибегают, пожа­луй, в одном случае — в случае предательства, что никак не совместимо с дружбой.

74t

Следовательно, речь идет о том, что индивидуальность личности, неповторимость ее духовного мира порождена многократным переходом, сопряжением врожденных осо­бенностей темперамента, интеллекта, воображения и соци­альных условий. Энергичный выбирает себе жизненный путь, который развивает в нем определенные качества, по­зволяет накопить неповторимый жизненный опыт, углубля­ет к тому же его врожденные способности и т.д. Наблюда­тельный стремится с малых лет понять жизнь, развивает в себе социальное мышление, что вовлекает его в ситуации, в которых развивается и закрепляется его наблюдательность. В результате неоднократных взаимопереходов биогенных и социальных свойств формируются внутриличностные обра­зования, конструкты, в которых срослись генетическое сво­еобразие и социальное качество личности.

Наука в ходе постижения проблемы индивидуальности обращает внимание и на другие аспекты. Так, рассматривая социальные роли, мы отмечали, что личность выполняет огромное множество социальных ролей. Вместе с тем, сле­дует иметь в виду, что каждый индивид обладает неповтори­мым сочетанием, набором этих деиндивидуализированных ролей, что в свою очередь означает: к уникальности темпе­рамента, интеллекта и т.п. добавляется неповторимость со­циальных ситуаций, жизненного опыта, конфликтов, соци­альных переживаний.