Смекни!
smekni.com

Курс социологии (стр. 55 из 70)

Непредсказуемость поведения личности имеет свои гра­ницы. Она должна укладываться в рамки социальной целе­сообразности, не нарушать социальных связей. Иначе соци­альное лишилось бы едва ли не главного своего преимуще­ства — предсказуемость и выполнения человеком своих обязательств. Как удается столь подвижную систему, как мотивация, уложить в определенные рамки? Каковы соци­альные причины борьбы мотивов? Об этом разговор позже, при рассмотрении социальных ролей и ролевых конфликтов (Раздел VI).

В этом контексте остановимся на мотивации по основа­нию «ориентация на себя — ориентация на других». В самом огрубленном виде можно выделить: индивидуалистическую мотивацию (как в ее крайних, так и в более сдержанных вариантах) — гуманистическую мотивацию — альтруисти­ческую мотивацию (как в ее грубых, так и более мягких, сдержанных вариантах).

На выбор Деятелем конкретной мотивации влияет ряд обстоятельств. Сказывается влияние ситуации, нравствен­ной культуры конкретной личности и принятая в данном обществе, культуре система ценностей, приоритетов. Роль последнего обстоятельства в том, что оно выступает по от­ношению к конкретной личности как фактор социализиру­ющий, в немалой степени определяющий поиск Деятелем путей решения своих индивидуальных целей, во многом определяет типичный для данного общества индивидуаль­ный выбор. Культуры могут различаться между собой, и подчас достаточно ощутимо, по поводу степени предпочти­тельности различных вариантов социальных действий выбо­

ра той или иной ориентации, о которых мы говорили выше. В данном случае мы лишь отметим, что в ходе исторического развития культур, социального отбора (селекции) крайние варианты, альтернативы «на себя — на коллектив» были отброшены. Они ведут или к хаосу в обществе, или к духов­ной, да и физической, гибели индивидуальности.

М.Вебер, сделавший столь существенный акцент на соц­иологическом анализе мотивации социального действия, сфокусировал внимание на другом ее аспекте — степени участия сознательных, рациональных элементов в этом про­цессе.

В основание классификации социальных действий было положено целерациональное действие. «Целерационально действует тот индивид, чье поведение ориентировано на цель,^ средства и побочные результаты его действий, кто рационально рассматривает отношение средств к цели и побочным результатам.., то есть действует во всяком случае, не аффективно (прежде всего не эмоционально) и не тради­ционно», т.е. не на основе той или иной традиции, привычки. (З.с.629),

Иначе говоря, целерациональное действие характеризу­ется ясным пониманием Деятелем того, чего он хочет до­биться, какие пути, средства для этого наиболее пригодны, эффективны. Все составляющие целерационального дейст­вия строятся на глубокой рефлексии сознания. Деятель рас­считывает возможные реакции окружающих, как и в какой . мере их можно использовать для своей цели и т.д.

Возможное противоречие между индивидуальной целью и ориентацией на другого может быть разрешено в целера-циональном действии самим Деятелем. Он сам соотносит цель и средства, просчитывает положительные или отрица­тельные последствия своих действий и находит разумную меру сочетания личной цели и социальных обязательств.

Очевидны преимущества полностью осмысленных, про­считанных действий. В подобной мотивации в наиболее кон­центрированном виде проявляется все, на что способен ра­зум человека, освобожденного от чувств, пут предрассуд- ,. ков, внешнего принуждения, собственных привычек, слабо-

стей. И в этом просматривается мощный гуманистический потенциал социологических подходов М.Вебера.

Вместе с тем, надо быть реалистами, — это лишь идеаль­ная модель, играющая роль некоего образца, по степени достижения которого мы можем судить о разумности дейст­вий и поступков. В реальной же жизни встретиться с такого рода действиями удается отнюдь не часто.

Более массовым является ценностно-рациональное действие, подчиненное определенным требованиям, приня­тым в этом обществе ценностям, будь то в виде религиозной нормы, или в виде нравственного долга, или эстетических принципов. Для индивида в этом случае нет какой-либо рационально понятой цели, он строго ориентирован на вы­полнение своих убеждений о долге, достоинстве, красоте. Ценностно-рациональное действие, по словам М.Вебера, всегда подчинено «заповедям» или «требованиям», в повино­вении которым данный человек видит свой долг.

В этом случае сознание Деятеля не полностью раскре­пощено; принимая те или иные решения, он строго ориен­тируется на ценности,-принятые в обществе. В разрешении противоречий между личной целью и ориентацией на дру­гого он полностью полагается на принятые в обществе цен­ности, нормы.

Два других вида социальных действий — аффективное

и традиционное находятся на самой границе, а часто даже за пределом того, что «осмысленно», осознанно ориентиро­вано, т.е. действием, подлежащим социологическому анализу. Аффективное действие обусловлено чисто эмоциональным состоянием, осуществлено в состоянии аффекта. Оно харак­теризуется минимальными значениями рефлексии созна­ния, его отличает стремление к немедленному удовлетворе­нию страсти, жажды мести, влечения.

В традиционном действии также предельно минимизирована са­мостоятельная деятельность сознания. Оно осуществляется на ос­нове глубоко усвоенных социальных образцов поведения, норм. пере шедших в привычное, традиционное, не подлежащее проверке на ис­тинность. R разряде традиционных действий может оказаться как «нравственно» привычное, что говорит о том, что самостоятель ное моральное сознание данного человека «не включено», он поступи ет «как все», «как принято испокон века», так и привычное в бытовом

смысле. В последнем случае мы имеем дело с самой распространенной и в общем-то естественной формой человеческих действий, состав­ляющих основу социальной жизни, ее привычный и естественный фон.

В реальной жизни встречаются все перечисленные виды социальных действий. Некоторые из них, в частности, тра­диционно-нравственные, вообще могут являться характер­ной, типичной для определенных слоев общества. Что каса­ется отдельной личности, то в ее жизни есть место и аффек­ту, и строгому расчету, традиционно привычному, и ориен­тации на свой долг перед товарищами, родителями. Отече­ством. При всей привлекательности и даже в чем-то роман­тической возвышенности целерационального действия, оно никогда не может и не должно быть чрезмерно распростра­ненным. Иначе будет во многом утрачена прелесть и много­образие, чувственная наполненность социальной жизни. Другое дело, что чем чаще при решении сложных, узловых проблем социальной жизни субъект будет целерационален, — тем выше вероятность, что личность (социальная группа, общество в целом) будет развиваться эффективно.

Вероятность реализации того или иного типа мотивации социального действия зависит от множества причин. В час­тности нередко, сказываются индивидуальные особенности, культурно-интеллектуальные возможности конкретных ин­дивидов. Но если мы попытаемся понять причины массово­сти распространения того или иного типа мотивации, мы обнаружим, что очень многое зависит от общества, соц-иокультурной среды. Насколько они позволяют, стимули­руют целерациональное или традиционное действие, на­сколько они ограничивают, подавляют один тип поведения и стимулируют другой. Исторический опыт, накопленный человечеством хотя бы за последнее столетие, свидетельст­вует: человек всегда будет жить неодномерно, противоречи­во. Аффективное будет причудливо сочетаться с целераци-ональным, иррациональное с ценностно-рациональным и т.д. Но там, где существенно сужается сфера применения целерационального, наступает простор для мракобесия, ми­фов, тоталитаризма, устанавливается атмосфера безудерж­ного доверия и восхищения вождями, человеческий здравый смысл уходит в подполье.

* * *

Мотив действия, «смысл», который придает человек сво­им усилиям... Не они ли своеобразные архитекторы реаль­ной социальной действительности? Какой смысл усматрива­ет человек, какие ценности он утверждает в своей деятель­ности, такую реальность во многом он и творит. Конечно, не все, что замышляется нами, осуществляется. Причин тут немало. И прежде всего, нередко наши желания могут стол­кнуться с нежеланием других. Но жизнь в целом подвластна тому, чего люди хотят достичь, во что они верят, какой хотят сделать ее, в чем видят смысл своего бытия.

Вспомним С.Давыдова, героя шолоховской «Поднятой целины». Ведь действия этого отнюдь не полностью вымыш­ленного героя по раскулачиванию и созданию колхоза в его сознании (да и в нашем) имели высокий смысл, осененный коммунистической идеей. И построили же колхозный строй, морально, а подчас и физически уничтожая огромную массу несогласных. Как и этика протестантизма во многом опре­делила конкретное обустройство жизни, характерное для Западной Европы.

...Надо помнить, что неизменная мотивация имеет тен­денцию порождать, воспроизводить аналогичные по соци­альному смыслу действия, и, следовательно, аналогичную социальную реальность. Пока не изменился смысл деятель­ности, наивно надеяться на изменение самих социальных действий людей. Может меняться вещно-предметная обо­лочка социальной реальности, но существо социальных свя­зей, аспектов мало меняется. Шейх на молитву может ездить и на «Мерседесе». Не здесь ли разгадка того парадокса, вызывающего, надеемся, глубокое беспокойство и у читате­лей, что мотивация рыночной деятельности многих отечест­венных предпринимателей, замешанная на мафиозно-кри­минальных основах, сформировавшихся в былые времена, сегодня воспроизводит нередко рыночно-мафиозную ре­альность, как воспроизводится и «большевизм» политиков, их желание во всех случаях, пусть даже на развалинах, одержать верх над своими оппонентами и т.д., и «страсть» к