Смекни!
smekni.com

Курс социологии (стр. 56 из 70)

использованию служебного положения, привилегиям, и правило двойной морали, телефонного права...

Мы далеки от мысли приписать «смыслу» некую фанта­стическую, «божественную» силу. Смысл деятельности не возникает откуда ни возьмись. В его формировании, и это для нас не подлежит сомнению, существенную роль играют внешние факторы, включая материальные и т.д. Но получая жизненные импульсы извне, смысл обладает собственным «маневром», существенной независимостью, устойчиво­стью и т.д. Человек видит, чувствует, оценивает внешние импульсы всегда через фокус ценностей, которым он при­вержен, смыслов, во имя которых он живет и хочет действо­вать.

Наш пафос не в том, чтобы всю проблематику социоло­гии свести к смыслам, ценностям. Подытоживая анализ мо­тивации социального действия, мы обращаем внимание на то, что, осмысливая социальную реальность, отвечая на вопрос, почему человек действует так, а не иначе, почему мы «имеем то, что имеем», надо всегда особое, гораздо более пристальное внимание, чем это мы делали раньше, уделять идеальной, смыслообразующей стороне жизнедеятельности — культуре.

* * *

Завершаем описание социального действия. Если вер­нуться к образу социальной действительности, предложен­ному выше — ковру, — мы проанализировали элементар­ный узел. Узел, в котором сплелись нити, начала социаль­ной жизни; узел, который и есть основа ковра. Теперь про­сматривается и путь дальнейшего анализа:

а) деятельная реализация ориентации на другого, т.е. социальные связи, взаимодействия;

б) культура как система смыслов, мотиваторов действия;

в) личность, ее потребности как источник действия.

2. Социальная связь

Вряд ли кто будс1' оспаривать утверждение: «Человек тысячами невидимых нитей связан с другими людьми, обще­ством». Но в чемс^ысл этих связей, каково их внутреннее строение? В сложной сети социальных отношений каждый из нас ощущает, q^o одни для него более значимы, другие менее. Сбой, проб/темы, конфликты в одной системе отно­шений могут сказаться на всем течении жизни, а в других — могут остаться не ^олее, чем неприятным эпизодом. Разли­чаются ли связи ив ЗДУ собой? Если различаются, то как, что позволяет отдельным связям приобретать в нашей жизни решающую po.ii,?

Попробуем разобраться с этими вопросами.

ВНУТРЕННЕ СТРОЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СВЯЗИ

Субъекты (идет ли речь о единичном индивиде или об­щности) вступают ио взаимодействие, так как зависят друг от друга. Эта заци^ччость возникает в процессе удовлетво­рения их потребят™' реализации их жизненных целей и установок. Если попытаться сказать о зависимости просто и ясно, то можно выразить этот первичный элемент социаль­ных взаимоотношений следующим образом: «Я завишу от него в тех случая?!' когда конкретные предметы, ценности, условия, которые требуются мне, находятся в его распоря­жении». Причем речь может идти как о материальных цен­ностях, так и о ^оральны\ (например, желание получить признание, одобрение, поддержку) и т.д.

Зависимость »<ожет быть элементарной, прямой зависи­мостью от своего товарища, брата, коллеги. Зависимость может быть сдох!10"' опосредованной. К числу последних нужно отнести зависимость нашей индивидуальной жизни от уровня развит^ общества, результативности экономиче­ской системы, эффективности политической организации общества, состояния нравов. Имеют место зависимости между различными общностями людей (зависимость между работниками умс(венного труда и работниками физическо­го труда) и т.д.

Социальная жизнь возникает, воспроизводится и разви­вается именно ввиду наличия зависимостей между людьми, что создает предпосылки взаимодействия людей друг с дру­гом. Именно предпосылки, но не более. Поясним на приме­ре. На разных концах нашей страны действуют два завода. Один из них выпускает продукцию, которая не может найти сбыта, и, естественно, терпит убытки и т.д. Другому очень - нужна эта продукция для выпуска своих изделий, он готов за нее заплатить, но не может найти поставщика. Зависи­мость этих двух заводов налицо. Но есть ли между ними связь? Нет, связь еще не налажена. И вот если они сумеют войти в прямое (или опосредованное — через посредников, биржу) взаимодействие друг с другом, можно говорить о связи.

Следовательно, связь есть не что иное, как зависимость, реализованная через социальное действие, как действие, осознанно осуществляемое с ориентацией на других, с ожи­данием соответствующего ответного действия партнера. Связь всегда налична, осуществляема (хотя бы в воображе­нии) , реально ориентирована на социальный субъект, кото­рый может быть как конкретным индивидуальным субъек­том, так и социальной общностью, группой и т.д.

Социальная связь, в каких бы формах она ни выступала, имеет сложную структуру. Основными ее элементами явля­ются:

1) субъекты связи (их может быть двое или тысячи лю­дей) ;

2) предмет связи (т.е. по поводу чего осуществляется связь);

3) что особенно важно, механизм сознательного регули­рования взаимоотношений между субъектами (назовем это пока «правилами игры». Причем, первые два элемента ха­рактерны и для социальной зависимости.

Все эти элементы тесно связаны, скоординированы друг с другом. Изменение (увеличение или резкое уменьшение) числа участников связи может сказаться на характере ре­гламентации. Хозяйственные связи между соседями вполне могут регулироваться на основе моральных принципов до­брососедства, симпатии (антипатии), прямого товарного об-

мена. Хозяйственные связи между соседними заводами, ско­рее всего, будут носить опосредованный характер, где глав­ным регулятором выступят деньги, хозяйственные законы и т.д.

Важно учитывать и предмет связи. Так, если речь идет о связи между военнослужащими, т.е. предметом связи вы­ступает вооруженная защита страны, регламентация связи будет носить жесткий, командно-распорядительный харак­тер: «приказ командира выполняется, а не обсуждается» и т.д. Иная регламентация взаимоотношений в сфере научной деятельности, где ощутимая степень свободы, дискуссия ста­новится необходимым элементом организации социальных взаимоотношений.

Сказывается на регламентации, регулировании соци­альной связи и ее устойчивость. С соседом по купе вы будете себя вести иначе, чем с соседом по дому, с которым жили и еще долго будете жить бок о бок. Проявится и другая степень обязательности, ответственности, да и уровень искренности («можно прихвастнуть» и т.д.).

Есть и еще одно важное обстоятельство, оказывающее влияние на характер взаимосвязи: имеет ли связь формаль­ный или неформальный характер. Неформальная связь ученых, как правило, не признает субординации, — здесь важнее научные достижения ученого, аргументированность его позиции, глубина его мысли. Формальная связь, т.е. связь, устанавливаемая в рамках Научных учреждений, ка­федр, — иная. Хотя по сравнению с взаимоотношениями в военном учреждении здесь связи между руководителем и подчиненным куда «либеральнее», но все равно и в этом случае есть приказ, субординация и т.д.

Особое значение имеет разведение непосредственных и опосредованных связей. В ходе непосредственных связей контакты устанавливаются чаще всего визуально, на меж­личностном уровне. По мере развития социального организ­ма сеть социальных связей и зависимостей резко усложня­ется, все большее значение в жизни индивида играют опос­редованные связи. При этом зависимость и связь между людьми не исчезает, но увеличивается число посредников, число ступеней, узлов, через которые она должна пройти. Импульс связи, образно говоря, пробираясь по этим ступе­

ням, теряет специфические индивидуальные особенности,

превращается в некий утративший индивидуальную разли­чимость сгусток социальной энергии. Подобная деиндиви-дуализация и создает иллюзию того, что эта энергия кем-то спущена сверху, что вся сеть социальных отношений суще­ствует независимо от воли и желаний людей.

Число «этажей» опосредования столь велико, что чело­веческое, даже научное сознание с трудом может охватить те ступени, через которые должна пройти связь между Пре­зидентом и работницей мелочно-товарной фермы в селе где-то за Уралом, между жизнью отдельного пенсионера и деятельностью всей экономики и т.д. Иначе говоря, соци­альная связь, хотя и опосредованно, и в этом случае суще­ствует.

Прекращение связи может произойти по нескольким причинам:

1) Изменение или утрата предмета связи. У работников одного из оборонных предприятий была налажена четкая, хорошо отрегулированная связь с потребителями — госу­дарственными организациями. Наличие этой связи придава­ло уверенность, устойчивость заводу, его коллективу и т.д. С наступлением конверсии положение резко изменилось. Заказчик отказался от закупок. Предмет зависимости исчез, прекратилась и связь, на которую ориентировался завод, которая в буквальном смысле долгие годы кормила. Коллек­тив предприятия, естественно, хочет сохранить эту связь, воздействует на правительство и т.д.

2) Другой вариант прекращения связи: предмет связи сохранился, но один (или оба) из участников связи не со­гласен с принципами ее регулирования. Один из партнеров склонен выбирать себе другого партнера, взаимоотношения с которым ему принесут больший результат, эффект. Ста­рые партнеры или попытаются найти взаимоприемлемый вариант регулирования отношений, или расторгнут связь.

3) Бывают случаи, когда субъекты связи не удовлетво­рены тем, как она регулируется, но в то же время не могут «разойтись», ибо предмет связи оказывается неделимым. Неделимость предмета связи может проявляться в различ­ных формах.

Прежде всего речь идет о неделимости в буквальном смысле слова. Это касается притязаний нескольких стран на одну территорию, что делает такого рода проблемы трудно­разрешимыми.