Смекни!
smekni.com

Курс социологии (стр. 51 из 70)

По окончании трех семестров Макс Вебер покинул Гей-дельбергдля того, чтобы пройти военную службу. Позднее, в 1884 году, он продолжил свое образование в Берлинском университете. Последующие восемь лет Вебер провел в сте­нах этого университета, где получил степень доктора права и стал штатным преподавателем.

По мере развития профессиональной карьеры интересы Вебера сместились в область экономики, истории и социоло­гии. Вс^ восемь лет, проведенные в Берлинском универси­тете, Вебер материально был полностью зависим от своего отца, что доставляло молодому человеку немало нравствен­ных мучений. Именно в это время Макс Вебер начинает духовно сближаться со своей матерью, проповедовавшей аскетический образ жизни. Это сказалось и на повседневной жизни самого Макса. Его рабочий день был разделен на равные отрезки времени, посвящаемые различным дисцип­линам, занятия которыми он не прерывал ни для приема пищи, ни для отдыха.

В 1896 году Вебер стал профессором экономики в Гей-дельбергском университете. На следующий год его отец после бурного объяснения с сыном умер от мозгового криза. Это вызвало у Макса Вебера длительное нервное расстрой^ ство, не дававшее ему возможности полноценно работать в течение семи лет. И только в 1903 году он стал постепенно возвращаться к научной работе, в 1904 году Вебер выступил с серией лекций в США. В 1905 году он опубликовал свой бессмертный труд «Протестантская этика и дух капитализ­ма», в котором без труда можно найти отзвуки полемики, столь долго продолжавшейся в его семье.

После 1904 года, продолжая испытывать проблемы со здоровьем, Вебер стал все более и более продуктивно рабо­тать над социологической историей религий. Одновременно он создает и другие свои основополагающие сочинения:

«Объективность социально-научного и социально-полити­ческого познания», «Критические исследования в области логики науки», «О некоторых категориях понимающей соц­иологии», «Основные социологические понятия», «Эконо­мика и общество» (не закончено). В 1910 году Вебер прини­мал участие в создании Германского социологического об­щества. Среди сподвижников Вебера выделялись Георг Зиммель и Георг Лукач. В последние годы жизни Вебер отдал немало сил и времени политической социологии и публицистике.

Научный авторитет, Вебера, необычайно возвысившийся еще при его жизни, позднее превратил Вебера в общеприз­нанного классика современной социологии, влияние кото­рого испытали все современные социологи.

Энциклопедическая по своему характеру теория Вебера основывалась на признании особого характера социальных наук, не сводимых, по его мнению, к наукам естественным. Вебер постоянно подчеркивал, что все общественные инсти­туты, структуры, формы поведения фактически основыва­ются и регулируются тем смыслом, которым их наделяют люди. Иначе говоря, наш субъективный смысл, приобрета­ющий всеобщий и обязательный характер, как раз и состав­ляет суть социального. Другое название для этого понятия — рациональность, то есть соответствие социальных действий некоему образцу, который, в свою очередь, выражает суть общественного интереса эпохи, или идеального типа. При этом социология как раз и становится наукой об идеальных типах (то есть идеальных моделях, образцах), которые ре­гулируют социальные действия людей.

Социальные действия людей, считал Вебер, могут рас- / сматриваться в качестве истинно социальных только в том случае, если они соотносятся с идеальными типами, обладая при этом целеполаганием — осознанно выдвинутой целью, соответствующей общественному образцу. В рамках соци­ального действия индивид выражает свое Я, руководствуясь

своим пониманием сущего и должного (тем, что хорош что плохо). Вот здесь как раз и кроется особая облас которой занимается социология. Она призвана в индивид альных и групповых действиях видеть раскрытие субъекти ных мотивов, которые реализуют себя согласно идеальнь типам (образцам).

Социология, разумеется, поднимается до уровня науЛ ного обобщения, ибо она обобщает («генерализует») час» ное, индивидуальное, субъективное. Но социология в отлм чие, например от философии, никогда, не отрывается Л частного и индивидуального; они как бы «живут», сущесд вуют в глубине социологической теории.

Итак, как социолог Макс Вебер требовал от социальн исследований сохранения связи с человеческой реальнД стью, с индивидуальным, но рассмотренными сквозь увел» чительное стекло общего, объединяющего людей в группЯ по любому данному признаку. ' 1

Социология, постоянно утверждал Вебер, должна оснсД вываться на научных суждениях, свободных от ueHHOCTei то есть от разного рода личных пристрастий ученого. (По добно тому, как врач, исследующий пациента, стремите избавиться от своих личных эмоций и побочных соображЛ ний.) Это делает социологию истинно объективной. Но пол| ностью отбросить этот важный субъективный элемент ни| когда не удастся, и социолог так или иначе будет подпадат! под влияние своих априорных убеждений, ожиданий и гило тез. Но в любом случае необходимо стремиться к макси мальной свободе от политических, экономических, идеоло гических ценностей, которые влияют на исследование.

Существенно иную картину социологического мира раз работал выдающийся французский социолог Эмиль Дюрк гейм (1858—1917) — одна из главных, наряду с Вебером фигур в истории социологии XX века. Родившись в семье известной своими глубокими религиозными традициями Дюркгейм и сам, по замыслу семьи, должен был стать рав-| вином. Однако рано заявивший о себе интерес к широком.' гуманитарному и естественнонаучному образованию наме тил иной путь для молодого Дюркгейма. После окончани? университета он преподавал философию в ряде провинци

альных колледжей, а с 1887 года стал преподавать в Универ­ситете Бордо первый в истории систематический курс соц­иологии. С 1902 года Дюркгейм — профессор Сорбонны.

Будучи искренним приемником Огюста Конта, Дюрк­гейм стремился создать социологическую теорию строго научного направления, при этом, однако, он серьезно видо­изменил учение основателя позитивизма.

Так, в отличие от Конта, не желавшего рассматривать причины возникновения социальных явлений, а исследо­вавшего лишь процесс их возникновения (вопрос «почему» Конт заменил вопросом «как»), Дюркгейм искал причины социальных феноменов.

В основе учения Эмиля Дюркгейма лежит концепция так называемого «социологизма». Согласно фундаменталь­ному убеждению французского социолога в основе обще­ства находится некая особая «реальность», которая соединя­ет людей в нечто единое, устанавливает между ними соли­дарность особого рода и потому имеет свои общие и частные законы. Эти законы — предмет чисто социологического изучения, ибо они раскрывают суть и характер всех обще­ственных явлений.

Указанная особая социальная реальность (то общее, универсальное, что превращает отдельных индивидов в часть социального целого) безраздельно господствует в об­ществе и диктует свои установления отдельному человеку в виде общественных «ожиданий», требований, принципов морали и т.д. Вот это соединение общего, «коллективного», вытекающего из закономерного, но связанного с индивиду­альным (ибо только деятельность отдельных людей может наполнять общее его содержанием), Дюркгейм называл «со­циальным фактом». Таким образом, социология как наука о социальных фактах занимается рассмотрением особой «надиндивидуальной» реальности, которая, между тем, де­лает реальным и отдельного человека. Говоря проще, все мы становимся действительно чем-то значащим для общества в той мере, в какой мы вовлечены в обшее и оказываемся носителями общественной морали и принципов.

Весь глубочайший смысл социологии как науки Дюрк-ffiHM видел в том, что социология помогает нам проникнуть

в эту «общую» реальность через обобщение, согласно опре­деленной методике, частных явлений и индивидуальных фактов поведения людей. Из этого следовало, что методы конкретных социологических исследований, статистиче ские данные не просто рисуют картину некоторых явлени] и процессов в обществе, но поднимают исследователя н, уровень новой реальности, раскрывающей совершенно но вый горизонт общества. Так, например, основанное на обоб щении большого статистического материала и использова нии целого набора социологических методик исследовани самоубийства, проведенное Дюркгеймом, позволило ем описать такой феномен как социальная солидарность и ееИ аномалии, скажем, аномию. •

Все это и многое другое составляют основы «социоло-Д гизма», ставшего в теории Дюркгейма главным содержани ем социологии.

СОВРЕМЕННЫЕ ПОНИМАНИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Развитие социологии в XX веке, во многом исходившее' из принципов, выработанных Вебером и Дюркгеймом, ха­рактеризуется возникновением многочисленных школ и на­правлений, каждое из которых по-своему уникально и тре­бует к себе самого внимательного и серьезного отношения, ибо раскрывает перед нами ту или иную перспективу (а подчас и несколько перспектив) рассмотрения общества. Причем, как было сказано вначале, ни одна из этих школ не может дать абсолютно непротиворечивого, универсального теоретического объяснения всего многообразия социально го мира, но сквозь призму своего подхода она рисует увле кательнейшую картину общества, во многом весьма убеди

тельную.

В основе современной социологической науки лежит понятие теории, то есть некоего набора идей и принципов, которые в общем плане объясняют значительный круг соци­альных явлений. Причем теории не только объясняют раз­личные связанные между собой явления, но способны и предсказывать их появление. Теория должна указывать на