Смекни!
smekni.com

Курс социологии (стр. 60 из 70)

ства были христианами, вряд ли могут себя представить вне мусульманских ценностей, норм шариата и т.д. Мусульман­ство стало основой их восприятия мира, фундаментом куль­туры. Конкистадоры мечом и кровью утверждали католи­цизм в Центральной и Южной Америке.

Причем, следует учесть, что даже в случае порабощения умираю­щая культура способна оказать свое обратное влияние на культуру поработителя. Эти влияния могут проявиться достаточно быстро, а могут приобрести кумулятивный эффект, могут ограничиться сугубо внешними изменениями, затронув лишь верхние слои обще­ства, а могут распространиться на широкие массы. И нередко народ, проигрывая в сугубо военно-техническом отношении, оказывается победителем в социокультурном. Варвары поработили и разрушили Рим, но оказались в «плену» римского права и политического опыта, что проявилось при налаживании ими своей собственной политиче­ской организации общественной жизни.

Во внутрикультурном взаимодействии подавление культуры прежде всего связано с деятельностью тоталитар­ных режимов. В нашей стране в горниле гражданской войны, концлагерей, массовой эмиграции, цензуры, преследования инакомыслия были уничтожены целые пласты, культуры, поражавшей в начале XX века своим живым многообразием. Все принудительно было сведено, как считалось, к субкуль­туре городского пролетариата.

Сложившееся на сегодня культурное поле человечества — результат функционирования культуры как социального явления, взаимодействия тенденции социальной селекции, социального иммунитета, сохранения своей самобытности, целостности, с одной стороны, а с другой — развития куль­туры как за счет саморазвития, так и в ходе заимствований, взаимовлияния. Все это породило многообразие культур, которое само по себе является важным фактором жизни современного человека.

МНОГООБРАЗИЕ КУЛЬТУР

Когда мы говорим о культуре, то обращаем внимание прежде всего на многобразие конкретных вариантов куль­тур. Человеку, наверное, проще было бы взаимодействовать

200

с другими людьми, строить свои отношения, если бы в мире утвердилась одна культура. Скольких разногласий, конф­ликтов, казалось, нам удалось бы преодолеть, как просто и легко нам было бы общаться, вживаться в новую среду и т.д. Но почему-то не хочется жить в таком скучном, унылом и однообразном мире. Ведь взаимодействуя с людьми другой культуры, ты волей-неволей выявляешь нечто новое для себя, примеряешься, приглядываешься к тем удобствам, преимуществам, которые обнаруживаешь в нормах, тради­циях, способах деятельности, принятых у представителей другой культуры. Такое сравнение будит мысль, подвигает к изменениям, улучшениям. Точнее поэтому сказать, что жить в однообразном в культурном отношении мире не только скучно, но и нежелательно, даже опасно. Отсутствие внутреннего многообразия, дифференциации — это для социолога важное основание для предупреждения: есть сви­детельство неспособности данной системы к развитию, на­лицо признаки застоя.

Чем богаче многообразие культур, тем выше вероят­ность, что человеку удастся подобрать нужный вариант от­вета на вызовы истории. Богаче арсенал идей, представле­ний, норм, способов деятельности, культурных предложе­ний, которые могут быть использованы. В этом отношени» внутреннее многообразие всегда признак развитой адапта­ционной способности, способности к развитию той или ино1 системы. Безразлично, идет ли речь о человечестве в цело!» или об отдельном обществе. Вместе с тем, нельзя и абсолю тизировать принцип дифференциации, внутреннего много образия. Оно не должно зайти настолько далеко, чтобь ставить под угрозу сохранение целостности системы.

Многообразие культур мы рассмотрим в двух аспектах

— многообразие культур в масштабах человечества сделав акцент на социокультурных суперсистемах;

— внутреннее многообразие культур отдельного обще ства, народа, уделив внимание субкультурам.

Обнаружены и любопытные национальные особенности городских субкультур. Они сказываются, в частности,, на иерархии родственных и дружественных связей горожан.

Как мы говорили выше, при анализе ценностей у американцев ценность дружбы гораздо слабее выражена, чем у наших соотечест­венников, хотя они одинаково высоко оценили ценность хорошей се­мейной жизни. Здесь, видимо, свою роль сыграло и повышенное внима­ние к неродственным связям в советской культуре, ослабление крово-родственных связей в нашей стране и большая подвижность, склон­ность к переездам в поисках интересной и хорошо оплачиваемой ра­боты в США (что у нас просто очень затруднительно). По подсче­там американского социолога, средний американец в течение своей жизни меняет место жительства в 14 раз чаще англичанина, в 6 раз чаще француза, в 5 раз чаще японца.

Раздел VI

ЛИЧНОСТЬ

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ

Раздел гуманитарной или социальной науки, изучаю­щий личность, всегда вызывает повышенный интерес и вни­мание. И это понятно. Ведь речь идет о каждом из нас. Читатель, естественно, стремится получить сведения, которые помогут ему лучше разобраться в себе, в других. Надеемся, что нам удастся как-то помочь ему в этом, хотя это и непросто.

1 .а. Непросто потому, что личность наряду с культурой, пожалуй, самое емкое, многомерное, трудноуловимое (в то же время самое «затертое») понятие.

Кстати, следует определиться с ним. Личность — это единичный человек как .система устойчивых качеств, свойств, реализуемых в социальных связях, социальных ин­ститутах, культуре, более широко — в социальной жизни. При таком подходе, на наш взгляд, ничто человеческое (за исключением немногого, сугубо инстинктивного, чисто би­ологического) в том числе темперамент, эмоции, присущие данному человеку, не исчезают в его личности. Вместе с тем, в личности они представлены лишь в тех проявлениях, ко­торые значимы для социальной жизни. Индивид, соответст­венно, — это единичный человек как биосоциальное суще­ство, особь. Индивидуальность — это характеристика уни­кальности, неповторимости, присущей данной личности.

Следовательно, для нас: а) личность — это любой чело­век (а не только яркий, исключительный), рассмотренный в его социальности как ответственный и сознаттельный субъект (деятель) социальной жизни; б) индивидуальность может быть присуща каждой личности, а не только наиболее талантливым людям.

Уложить личность как целостную социальную Много-мерность в рамки логически строгих научных конструкций

не просто — «личность» постоянно сопротивляется, стре­мится выйти из этих рамок. Но всякая наука, в том числе социология, изучает типичное, повторяющееся. Даже исс­ледуя неповторимое, индивидуальное наука обязана выде­лить определенные показатели, критерии, по которым мож­но и следует анализировать индивидуальность. Научно^соц-иологический анализ личности, вследствие этого, волей-не­волей формализует столь подвижный объект изучения, пре­небрегает частностями, не отвлекается на «сиюминутное», хотя, может быть, и очень привлекательное, яркое.

1.6. Личность изучается комплексом наук. Социология — одна из решающих, определяющих в этом комплексе, но она все-таки не способна заменить все остальные: философию, этику, психологию, социальную психологию, педагогику и т.д. Вовлекая в круг своих размышлений данные самых различных наук, социология, между тем, преимущественно концентрируется на одном ракурсе изучения личности — личность как источник социальной жизни, как ее единствен^ ный реальный носитель и деятель, как далее неразделимыи элемент социальной жизни, социальных взаимодействий, институтов и т.д.

2. Проблема «личность и общество» в самой социологии выступает в двух основных относительно независимых, но

тесно связанных ракурсах:

а) Первый нацелен на осмысление того, каким образом устроена социальная жизнь, как социальные институты, об­щности, общество в целом соотносятся с потребностями единичной личности; насколько первые должны и могут выражать ее интересы или они независимы от нее, подчиня­ются исключительно собственной логике развития.

Это один из основных вопросов социологии как науки. И мы уже высказывались по этому поводу, понимая обще­ство как особым образом взаимосвязанных и организован­ных людей. Являясь единственным реальным участником социальной жизни, личность так или иначе организует свои изобретения, творения (имеется в виду социальные инсти­туты, социальные общности, общество в целом) как явления в конечном счете производные от ее собственных потребно­стей. Каждый социальный институт выражает личные инте­

ресы и обслуживает их. Вместе с тем, приобретает опреде­ленную и довольно ощутимую независимость, обладает соб­ственной логикой развития, которая впрямую несводима к логике элементарных связей между людьми.

Мы выделяем как бы два «этажа» социальных процессов. Первый — глубинный, проявляющий свою определяющую в истории человечества роль в конечном счете. Эти глубин­ные процессы выходят на поверхность в периоды карди­нальных структурных социальных изменений, реформ, ре­волюций и т.д., когда сами люди стремятся по-новому обу­строить свои отношения, социальные институты, культуру с тем, чтобы найти эффективные, с точки зрения личных потребностей, формы организации социальных связей. В глубинах социальной жизни идет поиск более рациональных форм самоорганизации, в том числе самоограничения чело­века, ради самого человека. Результатом таких историче­ских сдвигов явилось гражданское общество, идея и практи­ка приоритета личности, воплощенная во Всеобщей декла­рации прав человека, в жизни развитых демократий и т.д.

На втором этаже реализуются относительно спокойные, стабильные процессы социальной жизни. Здесь достаточно отчетливо проявляется независимость социальных институ­тов, общества от личности; прежде всего бросается в глаза тот факт, что индивид застает как готовые устойчиво функ­ционирующие социальные связи, институты и не в праве их переустраивать, изменять по своему разумению. По своей длительности, исторической протяженности эти периоды стабильности занимают большую (подавляюще большую) часть жизни человеческого общества.