Смекни!
smekni.com

Ерра-книжный (стр. 21 из 50)

Эмоции способны вызвать физическое заболевание. Они оп­ределяют нашу реакцию на заболевание, имеющее чисто физи­ческую причину (припомните нашего прикованного к постели писателя с компьютером). Эмоции влияют на наше восприятие советов врача («Он велел мне начать вставать уже на второй день, но я боялась вновь повредить спину и оставалась в крова­ти до конца месяца»). Эмоции могут продлить проявление ка­ких-либо симптомов. Мне доводилось видеть многих пациентов, чьи организмы запечатлели воспоминания о боли и продолжали ощущать ее в течение длительного периода времени после исчезновения исходной физической причины боли.

Эмоциональное напряжение способно вызывать приступ, идентичный тому, который имел физические причины. О суще­ствовании этого феномена я знаю по собственному опыту. Не­сколько лет назад я учил свою младшую дочь делать кувырок. Выяснилось, что шестилетней девочке не понять словесное опи­сание этого приема и необходимо продемонстрировать его лич­но. Проделав два кувырка, я свернул себе шею и заполучил острую боль типа 2. Как и следовало ожидать, боль прошла быстро, и я совсем позабыл о случившемся, когда спустя три месяца взялся проводить очень сложную хирургическую опера­цию. По мере роста эмоционального напряжения у меня в шее вдруг появились боли. Они были похожи на те, которые я ощу­щал после своего неудачного акробатического выступления. Никакой новой травмы шеи у меня не было, просто я находился в состоянии эмоционального напряжения. Как только операция завершилась (кстати, успешно), боли в шее исчезли. Я стал классическим примером болей эмоционального происхождения.

В сдерживании негативных эмоций ключевым фактором яв­ляется понимание проблемы. Не имея чести знать вас лично, я не имею возможности предсказать, какой будет ваша эмоцио­нальная реакция на боль в спине (или на любое другое недомо­гание), поскольку все мы реагируем очень индивидуально. Если у двух человек имеются одинаковые переломы рук, один может впасть в состояние депрессии и часами смотреть неподвижным взором в стену, в то время как другой использует вынужденные каникулы для встреч со старыми друзьями и для чтения книг. Тем не менее есть определенные связи между сознанием и те­лом, присущие всем нам, и, получив знание о них, вы можете начать исследовать свою индивидуальную эмоциональную ре­акцию на боли в спине.

Для начала посмотрим, каким образом эмоциональный стресс усиливает физическую боль. Это может происходить тремя разными способами, которые я условно назову «напряжение», «фокусировка» и «язык тела».

Напряжение — нормальное состояние, без которого не мог­ли бы функционировать мышцы. Но иногда оно появляется в связи с испытываемыми эмоциями. Если эмоции остаются не выраженными и не разряженными, напряжение не проходит. Длительное напряжение вызывает боль.

Предположим, к примеру, что вы поссорились за завтраком с супругой. Вы сердитесь. Ваши челюсти сжимаются, вас начина­ет подташнивать. Мышцы шеи, плеч и спины закрепощаются. Такое напряжение может длиться весь день. Возможно, к вечеру вы уже забыли о ссоре, но тело ее помнит. И теперь это напря­жение вызывает боль. Утренняя ссора в полном смысле слова становится болью в шее, а вы даже не подозреваете о связи между этими событиями. Если вы принадлежите к тем милли­онам людей, которые страдают от болей механического характе­ра в спине, вы уже убедились, что плохая осанка и некоторые виды движений могут вызвать боли и спазм мышц. Вам при­дется признать, что справедливо и обратное. Мышечное напря­жение способно вызвать боль, имеющую в основе своей меха­нические причины. В обоих случаях вы получите первоклассный приступ боли в спине.

Фокусировка — это слово, которое многие используют для описания процесса концентрации на чем-либо. Наше сознание непрерывно анализирует поток сигналов, поступающих из орга­нов чувств. Мы имеем возможность сосредоточиться на тех из них, которые важны в данный момент. Если вы сидите в аудито­рии и слушаете хорошего оратора, ваше сознание концентрирует­ся на содержании выступления и вы не обращаете внимания на жесткость сидения, гудение вентиляционной системы, излишне яркое освещение или на запах одеколона, исходящий от соседа. Если оратор особенно хорош, вы можете так сосредоточиться на его речи, что практически все остальное не будет привлекать вашего внимания. Это позитивная форма фокусировки.

Однако иногда мы склонны сосредоточивать свое внимание на болевых ощущениях, причем настолько, что все остальное становится нам безразличным. Это все равно, что трогать язы­ком зубное дупло, зная, что ничего хорошего подобные дей­ствия не принесут. Чем больше мы сосредоточиваемся на боли, тем сильнее она ощущается. Боль становится чем-то вроде заво­раживающего оратора.

Этой опасности можно избежать, использовав приемы, опи­санные в следующих главах книги. Упражнения и выработка правильной осанки станут вашей второй натурой и приятной заменой разрушительного обычая сосредоточиваться на боли. Одним из ключевых элементов, позволяющих избавиться от этой пагубной привычки, является умение сконцентрироваться на чем-либо другом. Решение может показаться слишком про­стым, но это действительно важнейший первый шаг в решении проблемы.

Языком тела мы пользуемся неосознанно для выражения чувств, которые трудно сформулировать в словах. Понаблюдай­те за тем, как человек одобрительно кивает, даже не сознавая этого, если слушает собеседника, с мнением которого он полно­стью согласен. Заметьте, как распрямляется и расправляет пле­чи человек, только что получивший известие о заслуженной награде. Понаблюдайте за поникшим видом клерка, который только что узнал, что после недельных его стараний бухгалтер­ский баланс не сошелся. Все это примеры языка тела, который способен понять каждый.

У домохозяйки выдался трудный день, поскольку пришлось много возиться с детьми. Ее муж приходит с работы и усажива­ется читать газету. Ей очень нужно рассказать кому-нибудь, как она устала и расстроилась, но его эти дела, судя по всему, не интересуют. Она решает не начинать разговора. По мере того как она подавляет свои чувства, вместо нее начинает высказы­ваться ее тело. Подбородок вызывающе задирается, кулаки сжи­маются. Плечи напряжены так, что если бы у бедной женщины росла шерсть, то она встала бы дыбом на холке. Хотя сама женщина не осознает происходящего, тело ее находит способ высказаться: «Эй ты, слышишь, у меня был тяжелый день!» Если она, как и многие из нас, страдает от механических болей в районе шеи, мышцы этого района уже привыкли к спазмати­ческой реакции, а реакция на ее подавленную враждебность принимает знакомую болезненную форму. Вот еще один важ­ный момент: боли немеханического происхождения столь же болезненны и реальны, как боль одного из четырех распростра­ненных типов. Если бы эта женщина сознавала, каким образом воздействует на нее подавление эмоций, она, возможно, сделала бы усилие и выразила бы свои эмоции более непосредственно.

Язык тела способен вызвать боль (обычно в районе шеи) и другим способом. Помните нашего подавленного клерка? Когда он сидит за столом, сокрушаясь по поводу напрасно потерян­ных многих часов работы, плечи его опускаются, а голова скло­няется вперед. Неожиданно у него возникает боль в шее, быст­ро переходящая в головную боль. Мышечное напряжение? По­давленные враждебные чувства? Депрессия? Ничего подобного: просто плохая осанка. Удерживать шею в положении наклона вперед — это, как вы уже знаете, надежный способ вызвать боли типа 1. Конечно, эмоциональное состояние клерка сделает боль еще более острой, но первичным источником здесь являет­ся чисто механическая нагрузка.

Физическая боль может вызывать широкий диапазон эмоци­ональных реакций. Приступ же боли в спине особенно часто вызывает страх, тревогу, панику, истерию, чувство отчаяния, подавленности, разочарования, безнадежности, вины, своей не­полноценности, ощущение обманутых надежд — или практически любую комбинацию перечисленных выше эмоций.

Недавно я осматривал мужчину, которого перед этим семей­ный врач послал на физиотерапию. По выражению его лица и по манере держаться я понял, что он до крайности испуган. Когда я спросил его о причинах беспокойства, мужчина достал из бумажника клочок бумажки — направление к физиотерапев­ту. Мужчина этот довольно долго выслушивал своего семейного врача, описывавшего состояние его спины. В ходе разъяснений врач не раз подчеркивал, что данная проблема не опасна, и вообще не является заболеванием. Однако, прочитав направление, пациент обнаружил в нем термин, который, казалось, противо­речил всему, сказанному доктором. Это был «остеоартрит». Пу­гающего и вводящего в заблуждение термина хватило для того, чтобы вызвать у пациента эмоциональную реакцию и подорвать его душевное состояние, отяготив заодно боль в спине.

Очень типична история женщины, обратившейся в один из филиалов Канадского института спины в совершенно ужасном состоянии духа. Врач сообщил ей, что у нее сместилось не­сколько дисков. Она полагала, что при любом резком движении ее позвоночник может обрушиться и превратиться в груду кос­тяшек. Наверняка до того, как она усвоила ряд необходимых сведений относительно своего состояния, бедняжка больше страдала от страха, чем от болей в спине.

Одна эмоциональная реакция часто способна вызвать много иных реакций. Пугливый человек может запаниковать и отка­заться от всех видов деятельности: никакой работы, никаких развлечений, никакого секса, В конце концов, такой человек может пострадать в финансовом отношении и потерять соци­альные связи, из-за чего у него возникнет чувство собственной неполноценности, одиночества, неуверенности в себе и в завт­рашнем дне. Сексуальные проблемы вызывают у жертвы болей в спине чувство неполноценности, у партнера жертвы — чув­ство неудовлетворенности, и у обоих — разочарование.