Смекни!
smekni.com

Ерра-книжный (стр. 49 из 50)

Подверженность тучных мужчин болям в спине стала одним из любопытных открытий исследования, проведенного более чем на 3000 пациентов нашего института — весьма солидное количество для исследований подобного рода. Вкратце скажу о некоторых других результатах исследования:

• тучные мужчины, страдающие от болей в спине, с возра­стом склонны продолжать набирать вес, в то время как женщи­ны в аналогичном положении склонны худеть;

• у людей высокого роста проблемы со спиной встречаются чаще, чем у низкорослых;

• есть два периода в жизни, когда мы наиболее подверже­ны распространенным типам болей в спине: 35-45 лет и 55-59 лет;

• наиболее ранимая группа — это женщины, чей возраст приближается к 60 годам.

Вопрос. Несколько недель назад я потянул спину, доставая сумку с продуктами из багажника автомобиля. С тех пор меня беспокоит спина. Что вы можете сказать насчет несчастных случаев, вызывающих боли такого рода?

Ответ. Тяжелые травмы являются очевидной причиной бо­лей в спине. Люди, которые получили переломы позвоночника, неизбежно страдают от болей, по крайней мере какое-то время. Но это не тот вид несчастных случаев, который обычно бывает спусковым крючком болей, вызванных естественным износом. Всего 30—40% людей, у которых развиваются симптомы, связанные с диском или с суставом, могут соотнести возникновение болей с каким-то конкретным событием или происшествием. Если не возникает необходимости указать конкретную причину (например, в делах о выплате материаль­ной компенсации), более 60% людей, страдающих от болей в спине, не могут идентифицировать причину возникновения приступа.

Мелкие травмы и даже подъем тяжелых грузов не имеют ничего общего с возникновением или ускорением естественных процессов старения, хотя конкретное событие может впервые в болезненной форме сообщить о наличии такого процесса.

Иллюстрируя данное положение, я часто использую анало­гию с автомобилем, у которого изношена покрышка. Колесо попадает в выбоину, и шина лопается. Что вызвало ее разруше­ние? Если бы шина была новой, она преодолела бы эту выбои­ну без труда. Если бы изношенная шина не попала в эту выбо­ину, она, возможно, пробежала бы еще пять тысяч миль. Ясно, что разрушение было вызвано сочетанием двух факторов: степе­нью изношенности шины и критическим эпизодом.

Вопрос. Я полагаю, что у меня боли в спине вызваны растя­жением мышцы. Но доктор говорит, что у меня миофасциаль-ное растяжение. Ни о чем подобном вы не рассказывали.

Ответ. Растяжение мышц спины действительно случается, но редко. Спина содержит мощную группу мелких мышц, ус­троенных так, что они хорошо защищены от повреждений. Од­нако серьезная травма и в самом деле может повредить спин­ные мышцы точно также, как удар в бедро способен повредить его мощную мышцу. Но подобное случается нечасто, и это не такого рода инцидент, который до поры до времени остается незамеченным. «Хроническое растяжение спинных мышц» — это обычно один из способов описания мышечного спазма, сопровождающего боли по типу 1 или 2, а о них я уже кое-что рассказывал.

В общем и целом «растяжение мышцы» — это следствие, а не причина проблемы, и, занимаясь лишь мышечными болями, можно легко упустить из виду их главную причину, что, в свою очередь, в будущем может привести к возникновению новых проблем.

Кстати, «миофасциальный» значит «относящийся к мышцам и окружающим их волокнистым оболочкам». Миофасциальная дистракция в переводе с «докторского» означает растяжение мышцы.

Вопрос. Вы говорите, что упражнения принесут пользу боль­ной спине, а мой лечащий врач велит мне лежать в постели. Кому верить?

Ответ. Длительное пребывание в постели — более одного-двух дней — не приносит пользы в борьбе с распространенны­ми болями в спине. Еще более длительный покой может даже осложнить ваше восстановление, поскольку от этого ослабляют­ся мышцы, которые понадобятся вам, когда вы вновь начнете двигаться. Пребывание же в постели в неправильном положе­нии может оказаться не менее болезненным, чем пребывание на ногах. Постельный режим не приносит пользы при хронических болях в спине и не дает облегчения пациенту, чье поведение сосредоточено на боли. Во время острого приступа главное — фактор времени: ложитесь как можно быстрее, ложитесь пра­вильно, но не залеживайтесь.

Вопрос. Следует ли мне носить спинной бандаж, и если да, то в течение какого времени?

Ответ. Пользуйтесь спинным бандажом так же, как пользуетесь рабочими перчатками: надевайте для какой-то конкретной цели и снимайте, когда дело сделано. Вы носите рабочие перчатки, копаясь в саду, но не надеваете их, отправ­ляясь на завтрак.

Если бандаж дает вам поддержку в области живота и при­бавляет уверенности при выполнении каких-то работ, то, ко­нечно, носите его. Но ослабляйте его или вообще снимайте, когда ситуация не требует бандажа. Бандаж не дает вам гаран­тий против травмы спины, а правильное его использование включает в себя правильную технику подъема грузов и регу­лярную программу укрепления мышц спины и живота.

Вопрос. Если у меня защемление нерва, продолжает ли этот нерв функционировать?

Ответ. Да, как правило. Проблемы типа 3 или 4 обычно не мешают нерву работать. Потеря нормальных функций в виде полного ослабления какой-то группы мышц или отсутствия рефлексов отмечается редко. И не забывайте, что боли типа 3 или 4 относятся к числу наименее распространенных.

Вопрос. Мне больно делать упражнения. В чем дело? Следу­ет ли мне продолжать занятия?

Ответ. Если какое-то упражнение вызывает или усиливает характерную для вас боль в спине или ноге, не делайте его. Вреда оно вам не принесет, но зачем страдать без всякой необ­ходимости? Есть другие упражнения, которые помогут вам. Только не забудьте, что речь идет о вашей старой, знакомой боли, а не о той боли при растяжении, которая может возник­нуть от непривычных движений. Разумно избегать всяких дей­ствий, вызывающих боль, за исключением тех случаев, когда имеется какая-то достойная компенсация, вознаграждающая за перенесенные страдания. Оценивайте с этой точки зрения свои упражнения, занятия спортом и всякие иные действия.

Вопрос. Мой врач сказал, что мне нельзя носить туфли на высоких каблуках, потому что это вредит спине. А вы как счи­таете?

Ответ. Туфли никогда не «повредят» вашей спине в том смысле, что они не способны нанести ей какие-то физические повреждения, а вот спровоцировать боль они вполне способны. Туфли на слишком высоких каблуках меняют вашу нормальную осанку, вынуждая вас выгибать спину для сохранения равнове­сия. Если у вас боли типа 2, то в этом случае неприятные ощу­щения усилятся. В общем, дело опять сводится к следующему: всякий раз, когда вы надеваете туфли на высоких каблуках, вы снимаете очередную «сумму» с «банковского счета спины». Если вы готовы смириться с болью в спине в обмен на возможность походить на высоких каблуках, мой ответ: вперед!

Если у вас боли типа 1, высокие каблуки могут даже облег­чить ваше состояние. Я приобрел свою первую пару ковбойских сапожек у торговца, которому делал замыкание позвонков и который поклялся мне, что сапоги на высоких каблуках были единственным средством, делавшим боли терпимыми.

Кстати, на самом деле вы наказываете вовсе не спину. Ваше тело спроектировано таким образом, что эффект ношения высо­ких каблуков испытывают прежде всего лодыжки, а затем коле­ни и бедра, так что спине в любом случае достается мало. Иными словами, туфли на высоких каблуках подвергают гораздо большим нагрузкам кости и мышцы ног, чем элементы спины.

Вопрос. Вы уверены, что физиотерапия — стоящее дело? Я ее как-то раз попробовал, и мне ничуть не помогло.

Ответ. Это все равно что сказать, что вы не верите в меди­цину, поскольку один раз попробовали и она вам не помогла. Существует множество форм воздействия на организм, подпада­ющих под определение «физиотерапия»: горячие компрессы, ультразвук, электростимуляция, массаж, манипуляции, а также образовательная и тренировочная программы. Если врач пред­писывает вам физиотерапию, выясните, о каких именно проце­дурах идет речь и чего врач хочет этим достичь.

Вопрос. Как вы думаете, сколько будут длиться мои боли?

Ответ. Как вы думаете, какой длины будет взятый наугад кусок веревки? Ничего нельзя сказать наверняка. Каждый при­ступ является результатом ряда отдельных факторов, и его дли­тельность зависит от степени изношенности позвоночника, ре­акции на лечебные меры и, помимо всего прочего, от вашего собственного отношения к происходящему. Отдельные приступы могут сливаться, создавая впечатление цельного длительного эпизода. Однако, как правило, эпизод с болями типа 1 длится от нескольких недель до нескольких месяцев. Боли типа 2 могут исчезнуть за несколько дней.

Вопрос. Должен ли я позволять врачу делать рентген всякий раз, когда он сочтет это нужным? Или существует какая-нибудь предельная норма?

Ответ. В своей современной форме, с использованием слож­ной техники, рентген безопасен. Если ваш доктор знает, какое приблизительно количество сеансов рентгенографии вы прошли, вам следует доверять ему в том, что он не будет злоупотреблять данным видом обследования. Однако на рентгеновском снимке нельзя увидеть боль, а для ранней диагностики типичных механических болей рентген дает гораздо меньше, чем грамотно составленная история болезни и непосредственный осмотр пациента.

Вопрос. Какая разница между врачом, хиропрактиком и остеопатом?

Ответ. Врач-медик имеет степень в области медицинских наук, которую присваивает одно из общепризнанных учебных заведений. Как правило, он четыре года изучает медицину, а затем один-два года работает интерном — что-то вроде стаже­ра при крупной больнице.