Смекни!
smekni.com

Когнитивная наука Основы психологии познания том 1 Величковский Б М (стр. 78 из 120)

Теория интеграции признаков Трисман, при всей необычности ле­жащих в ее основе допущений, удивительно хорошо выдержала 20-лет­нюю экспериментальную проверку. Едва ли не главным затруднением для нее оказались подчас очень плоские функции зависимости време­ни поиска от общего числа дистракторов. Иногда их наклон составляет только 10—20 мс на дистрактор, что формально означало бы проверку до 100 объектов в секунду при поиске определяемых конъюнкцией при­знаков целевого объекта. Эту проблему решает модель ведомого поиска (Guided search), разработанная гарвардским психологом Джереми Воль­фе (например, Wolfe, 2003). По его мнению, подтверждаемому анали­зом движений глаз испытуемых, просмотр элементов дисплея не яв­ляется вполне случайным, а направляется (ведется) некоторым знанием о характеристиках целевого объекта. Это позволяет сокра­щать перебор. Например, если нам нужно найти конъюнкцию двух признаков — красный вертикальный прямоугольник среди красных и черных, вертикальных и горизонтальных прямоугольников, то мы мо­жем заранее, в режиме «сверху вниз» настроиться на красные объекты и искать главным образом среди них. С учетом возможности такой стратегии пред настройки, оцениваемая скорость поиска вновь прибли­жается к реалистическим 30—50 мс на объект19.

В том, что касается понимания предвнимательной и внимательной фазы, взгляды Вольфе лишь незначительно отличаются от представле-

19 «Ведомый» не означает в данном случае «управляемый» или «находящийся под про­
извольным контролем», так как за исключением упомянутых ограничений на перебор
сам поиск осуществляется вполне случайным, анархическим образом. Наблюдаемое со­
кращение перебора объектов в зрительном поиске в каком-то смысле напоминает сокра­
щение зоны обследования при поиске крысой пути в лабиринте в классических экспери­
ментах Толмена и Креча (см. 1.3.3). Общим в этих двух примерах является массивное уча­
стие уровня пространственного поля С (заднетеменные отделы коры) 295

ний Трисман. В обоих случаях считается, что различные признаки объек­тов параллельно репрезентированы в большом количестве (кортикаль­ных) пространственных карт. Если задача поиска задает только один та­кой признак, то его репрезентация активируется и соответствующая пространственная карта сразу же выделяется из числа остальных: целе­вой объект (вернее, сначала его положение) как бы «бросается в глаза», иными словами, сразу видится как фигура на фоне. Акт внимания со­стоит в быстром объединении информации о признаках, приписанных данному месту во всем множестве карт. Если целевой объект задан конъ­юнкцией признаков, то здесь одновременно активируется несколько пространственных карт. По мнению Трисман, задача решается тогда внимательным перебором с последовательной проверкой признаков каждого объекта, вплоть до нахождения целевого. В модели Вольфе предполагается, что при активации нескольких карт они накладывают­ся друг на друга и поиск ведется среди тех «имплицитных объектов», местоположение которых маркировано максимальной активацией. Ве­домый таким образом последовательный поиск позволяет обнаружить целевой объект, определить в явном виде его признаки и на этой осно­ве идентифицировать.

При столь критической роли «базовых признаков» в организации поиска большое значение имеет вопрос о их природе и о том, как имен­но они используются в процессах селекции. Этому вопросу было посвя­щено значительное число исследований, проведенных как с задачами зрительного поиска, так и в ситуациях возникновения перцептивной организации в текстурах. В настоящее время в литературе насчитывает­ся около дюжины подобных базовых признаков (Wolfe & Horowitz, 2005). К ним, в частности, относятся признаки, выделяющие целевой объект в силу различия светлоты, ориентации, величины, непрерывности контура, кривизны контура, положения в третьем измерении простран­ства. Чрезвычайно эффективны также разнообразные признаки относи­тельного движения, например, гештальтпсихологический признак «об­щей судьбы» (см. 1.3.1). Не совсем понятно, правда, можно ли говорить во всех этих случаях просто о признаках.

Так, для параллельной обработки часто используются относительно грубые признаки текстур, которые нельзя путать с признаками формы объектов (см. подробнее 3.3.1). Вместе с тем они не совпадают и с эле­ментарными сенсорными признаками, выделяемыми первичными отде­лами зрительной коры. По сравнению с первичной сенсорной обработкой в таких отделах, как VI, речь идет о более продвинутой стадии репрезен­тации пространства и даже в какой-то степени объектов в нем. Об этом говорят данные о возникновении при зрительном поиске эффектов, ана­логичных эффекту превосходства объекта (см. 3.3.3, 4.1.3 и 5.3.2). Эти эффекты свидетельствуют об учете трехмерности телесных объектов и их

ориентации по отношению к возможным источникам освещения. О дос-296










Рис. 4.12. Фигуру, напоминающую букву L, проще найти слева, чем справа (А), посколь­ку, с точки зрения перцептивной интерпретации (Б), слева она воспринимается как фи­гура на фоне, а справа — как фрагмент более обширной перекрытой поверхности (по Не & Nakayama, 1992)

таточно высокой компетентности предвнимательного зрения в оценке положения объектов в трехмерном окружении говорят, например, экспе­рименты американского психофизиолога, специалиста по зрительному восприятию Кена Накаямы и его коллег (Не & Nakayama, 1992). В неко­торых из них использовались фигуры типа представленных на рис. 4.12А. Здесь проще найти фигуру L в левой, чем в правой части рисунка. Дело в том, в конфигурации, показанной справа, L воспринимается лишь как видимый фрагмент более обширной, но частично перекрытой поверхно­сти. Впечатление разной глубины дополнительно усиливалось в этих эк­спериментах стереоскопическим предъявлением объектов (реконструк­ция восприятия показана на рис. 4.12Б). Таким образом, анализ данных о зрительном поиске в сложных сценах вызывает сомнение в примитив­ности «базовых признаков» и даже в том, что речь должна идти о призна­ках, а не о предметной сегментации сцены (см. 4.4.1). Подобные сомне­ния отражают общий недостаток теорий, возникших в контексте позитивной трактовки внимания — они явно недооценивают сложность процессов, разворачивающихся в режиме предвнимательной обработки.

Одним из интересных направлений, возникших по сути дела уже в 21-м веке, является изучение так называемого послевнимания. Предвни-мание, как мы видели, связано с чем-то вроде многократно упоминав­шегося нами амбьентного зрения — относительно низкоуровневого восприятия трехмерной сцены с недифференцированными («импли­цитными» — Вольфе) или рассыпанными на составные признаки (Трис-ман) объектами. Обращение внимания на объект ведет к интеграции (Трисман) или экспликации (Вольфе) признаков и идентификации объекта. При этом объект описывается значительно более детально, чем


297


это было бы возможно лишь при конъюнктивном связывании «базовых признаков». Совершенно очевидно, что эффекты селективного внимания к некоторому объекту ведут — в форме обратных связей, «сверху вниз»— к изменению обработки в первичных сенсорных зонах коры (см. Nyberg, 2002, а также 3.4.2 и 4.1.2). Но что происходит с репрезентацией объек­та, когда фокальная обработка заканчивается и мы переходим к деталь­ному анализу другого объекта либо осуществляется глобальная смена задачи?

Вольфе и его коллеги (Wolfe, Kiempen & Dahlen, 2000; Horowitz, 2005) попытались разобраться в этом вопросе, используя методику повторного поиска. В стандартных задачах на зрительный поиск цели и дистракто-ры меняются в каждой пробе. В задаче повторного поиска испытуемо­му многократно, иногда по 300 и более раз, показывается один и тот же дисплей (он мог включать в разных сериях от 5 до 20 изображений раз­личных предметов). Перед каждой пробой испытуемому называется предмет, который может быть показан с вероятностью 50%. Задача со­стоит в проверке присутствия этого предмета. Казалось бы, в этих ус­ловиях должно возникать быстрое научение и задача могла бы решать­ся за все меньшее время. Однако никакого улучшения поиска не происходит. Даже тогда, когда лишь очень небольшое число хорошо знакомых объектов явно видны в поле зрения, некоторая «воронка» препятствует доступу к более чем одному объекту20. Поэтому при необ­ходимости подтвердить присутствие одного из этих объектов развора­чивается последовательный внимательный поиск, как если бы обследо­вался совершенно незнакомый дисплей. Зрительный поиск, как считают Джереми Вольфе и Тодд Хоровиц, разворачивается в «вечном настоящем времени» (eternalpresent tense). Уход внимания с объекта просто возвра­щает его в предвнимательное состояние, иными словами, «послевнима-ние» = «предвнимание».