Смекни!
smekni.com

Когнитивная наука Основы психологии познания том 1 Величковский Б М (стр. 82 из 120)

В последние годы в арсенале когнитивной психологии появился еще один интересный методический прием операционального разведе­ния сознательных и автоматических процессов. Речь идет о предложен­ной канадским психологом Лэрри Джакоби (например, Jacoby, 1998) ме­тодике диссоциации процессов. До сих пор эта методика использовалась в основном в исследованиях памяти и восприятия, поэтому мы лишь крат­ко упомянем о ней в данном разделе (см. ниже описание так называемо­го эффекта псевдознаменитости — 4.3.3), отложив более детальный ана­лиз до следующей главы (см. 5.1.3). Хотя подход Джакоби основан на несколько иных предположениях и совершенно не использует данные о времени реакции, результаты, полученные с его помощью, хорошо впи­сываются в общую картину, как минимум, двухуровневой организации когнитивного управления поведением, где привычные автоматизирован­ные тенденции — с переменным успехом — сдерживаются и направляют­ся в русло сознательной задачи процессами произвольного контроля.

4.3.3 Двухуровневые модели, их критика и альтернативы

Одну из первых и до сих пор самую известную попытку обобщения ис­следований внимания, восприятия и памяти с позиций различения ав­томатических и контролируемых процессов предприняли Р. Шиффрин и 309


ч

У. Шнайдер (Schneider & Shiffrin, 1977; Shiffrin & Schneider, 1977). В от­личие от большинства других блочных моделей познавательных процес­сов 1970-х годов, в их модели нет жесткого различения кратковремен­ной и долговременной памяти: первая описывается как временно активированный фрагмент второй. Сохраняя актуально значимую ин­формацию, кратковременная память выполняет функции рабочего ре- ■ гистра (см. 5.2.3) для принятия решений, мышления и любых других «процессов управления», на которые способна система. Рациональным зерном этой модели является также признание роли обучения, обеспе­чивающего постепенный перевод контролируемых процессов в автома­тизированную форму обработки. Для обозначения автоматических и контролируемых процессов обработки эти авторы используют термины автоматическое обнаружение и контролируемый поиск.

Автоматическое обнаружение представляет собой восприятие сти­мулов посредством рутинных программ обработки, хранящихся в долго­временной памяти. Они позволяют контролировать потоки информа­ции, направлять внимание и генерировать ответы, причем, благодаря высокой степени заученности, все это не требует сознательных усилий и траты ресурсов кратковременной памяти. Контролируемым поиском называется любая более или менее новая последовательность преобра­зований информации. Такие последовательности не хранятся в готовом виде. Они могут быть изменены и приспособлены к новым обстоятель­ствам, но за эту гибкость приходится расплачиваться тратой ресурсов кратковременной памяти и сознательными усилиями. Контролируемый поиск обычно осознается и может меняться вербальной инструкцией. Даже в том случае, когда контролируемый поиск в кратковременной па­мяти осуществляется слишком быстро для «прохождения в сознание», он остается под произвольным контролем, поскольку инициируется и за­вершается субъектом. Автоматическое обнаружение, напротив, сопро­тивляется изменениям — когда оно запущено в действие, его трудно иг­норировать или остановить.

Экспериментальные исследования этих авторов проводились с по­мощью методики, объединявшей задачи зрительного поиска и поиска в памяти (см. 5.1.2). Испытуемому последовательно с относительно вы­сокой скоростью предъявлялись матрицы, содержавшие от двух до че­тырех буквенно-цифровых символов. Он должен был определить, есть ли среди них хотя бы один символ из показанного ему ранее и удержи­ваемого в памяти положительного множества, объемом от одного до че­тырех символов. Критическим различием было использование в каче­стве целевых и иррелевантных стимулов (дистракторов) символов из разных или же из обеих категорий. Эти два условия назывались «посто­янное соответствие» (consistent mapping) и «переменное соответствие» (varied mapping). Во избежание ошибочных интерпретаций, в табл. 4.2 приведено несколько примеров каждого из этих условий, различавших отдельные серии экспериментов. Так, при выборе условия постоянного


Таблица 4.2. Примеры основных условий экспериментов Шиффрина и Шнайдера

Постоянное соответствие
Символы в памяти Символы на дисплее Ответы
HBKD 43В7 ДА
HBKD 9253 НЕТ
5273 J5DC ДА
5273 BJGH НЕТ
Переменное соответствие
Символы в памяти Символы на дисплее Ответы
Н4ВЗ 5CGB ДА
Н4ВЗ 2J7C НЕТ
56F2 G5BJ ДА
56F2 8D 1 С НЕТ

соответствия на протяжении всей серии проб, включавшей сотни предъявлений, целевыми стимулами всегда были буквы, а дистрактора-ми — цифры.

Типичные результаты одного из вариантов этих экспериментов по­казаны на рис 4.15. При предъявлении в качестве целевых стимулов и дистракторов символов из разных категорий и сохранении этого соот­ветствия на все время серии проб объем положительного множества (нагрузка на память) и число символов в каждом дисплее оказывают не­значительное влияние на время поиска — обработка осуществляется в режиме автоматического обнаружения. Напротив, эти факторы оказы­вают выраженное влияние в условии переменного соответствия, когда отнесение символов разных категорий к целевым стимулам и дистрак-торам постоянно менялось. Здесь наблюдается последовательный само­оканчивающийся поиск: наклон отрицательных кривых примерно в два раза больше, чем наклон положительных. Это свидетельствует об ис­пользовании контролируемого поиска. Объяснение эффективности ра­боты в условии постоянного соответствия состоит в том, что процедуры различения этих простейших категорий заранее фиксированы в долго­временной памяти. После продолжительной тренировки (свыше 2000 проб) аналогичные результаты могут быть получены для некоторых еще более условных категорий, например, для букв первой и второй поло­вины алфавита27.


27 Как показала последующая проверка, этот очень специальный навык или, быть мо­жет, какой-то простой прием (см. ниже) решения задачи в условиях постоянного соот­ветствия сохранялся потом у участников эксперимента в течение, по крайней мере, 9 лет.

311




внутри категории




между категориями


символ в матрице 2 символа

4 символа

4 124 12

Объем положительного множества
внутри категорииУ/ между категориями


Рис. 4.15. Эксперименты Шиффрина и Шнайдера: А — последовательность событий' (1) предъявление положительного множества, (2) точка фиксации, (3) матрицы с дистрак-торами, (4) матрица, содержащая положительный стимул, (5) матрицы с дистракторами; Б — типичные результаты.


312


Что произошло в оценке данной модели и в этой области исследо­ваний за прошедшие четверть века? Модель Шиффрина и Шнайдера продолжает называться в литературе «самой общей и универсальной», так как она позволила довольно точно описать результаты хронометри­ческих экспериментов в таких разделенных до тех пор областях, как


зрительный поиск и поиск в памяти. К сожалению, использование в этом исследовании крайне обедненного материала затрудняет перенос выводов на более сложные случаи. Более того, возникают сомнения в том, что эти хрестоматийные эксперименты были правильно спланиро­ваны. Так, в условии постоянного соответствия и использования букв в качестве целевых стимулов (ср. две первые строчки табл. 4.2) для пра­вильного ответа достаточно было просто определять присутствие на дисплее любой буквы — сканирование памяти и сравнение символов на дисплее с элементами положительного множества было излишним.

Мы остановимся сначала на нескольких наиболее ярких примерах развития собственно эмпирических исследований контролируемых и автоматических процессов, а затем, в самом конце раздела, проанали­зируем современный теоретический статус двухуровневых моделей вни­мания и контроля, к числу которых и относится модель Шиффрина и Шнайдера — со всеми ее последующими модификациями (например, Gupta & Schneider, 1991; Sanders, 1998).