Смекни!
smekni.com

Конституционное право зарубежных стран 2 2 (стр. 25 из 153)

Как будет показано, независимость парламентария не является абсолютной. Она обеспечивается постольку, поскольку способствует его эффективной деятельности.

На это же направлен и комплекс прав парламентариев. Предмет этих прав составляют посещение заседаний палат; участие в дебатах и голосованиях; законодательная инициати­ва; право избирать и быть избранным на должности в палате, а также в состав комитетов. Некоторые из этих прав выступа­ют одновременно как обязанности. Это обязанность присут­ствовать на заседаниях палаты, причем в случае отсутствия кворума явка может быть обеспечена принудительно. Не впра­ве парламентарии и уклоняться от участия в голосовании, если только сама палата не даст на это согласия. Наконец, они обязаны соблюдать корректность в своих выступлениях, не допуская оскорбительных высказываний в адрес коллег и шта­тов; не прерывать другие выступления шумом и криком.

В случае нарушения обязанностей и запретов может на­ступить ответственность членов Конгресса: согласно разд. 5 ст. I Конституции, "каждая палата... может наказывать своих членов за поведение, нарушающее порядок". В арсенале мер ответ­ственности имеются лишение слова; лишение статуса "стар­шинства" ("система старшинства" означает порядок, при кото­ром привилегированное положение, прежде всего право на первоочередное выступление, принадлежит парламентариям, занимающим ключевые посты в палате, а также длительное время пребывающим в ней); исключение из состава комитета; наконец, исключение из состава палаты. Все перечисленные меры взысканий применяются по решению палаты ее абсолют­ным большинством, а последняя как наиболее суровая — по решению не менее чем 2/3 избранных и принявших присягу членов палаты.

Помимо лишения мандата, основаниями его досрочного прекращения являются смерть, добровольная отставка парла­ментария либо прекращение соответствия требованиям, кото­рые предъявляет законодательство к субъектам активного и пассивного избирательного права.

Раздел 6 ст. I Конституции США гарантирует членам обеих палат Конгресса некоторые парламентские привилегии, объе­диняемые понятиями парламентского иммунитета и индемни­тета. Иммунитет состоит в том, что они не могут быть подвер­гнуты аресту во время их присутствия на сессии соответству­ющей палаты, а также следования в палату и возвращения из нее за исключением случаев измены, тяжкого преступления (фелонии) и нарушения общественного порядка. Приведенная конституционная формулировка, во-первых, ограничивается лишь случаями нахождения в палате либо следования в нее или из нее. Во-вторых, исключения из иммунитета в принци­пе охватывают все случаи противоправного поведения. Поэто­му и можно утверждать, что иммунитет американских парла­ментариев — более узкий, чем у их коллег во многих других странах.

Их личный индемнитет также носит ограниченный харак­тер: Конституция в том же разд. 6 ст. I устанавливает не пол­ную юридическую неответственность парламентариев за выс­тупления или участие в дебатах, а лишь невозможность под­вергнуть их допросу кем бы то ни было, кроме самой палаты.

Зато материальный аспект индемнитета имеет полноценное содержание: сенаторы и представители получают за свою службу вознаграждение, установленное законом и выплачиваемое каз­начейством США. С 1990 г. и сенаторы, и члены Палаты предста­вителей получают жалованье в размере 120 тыс. долл. в год*.

* См.: Лафитский В. И. Основы конституционного строя США. М., 1998.

Следует отметить, что в 1992 г., спустя более чем 200 лет после ее принятия Конгрессом, вступила в силу XXVII по­правка к Конституции, которая запрещает вступление в силу закона, изменяющего размер вознаграждения членам палат, до следующих выборов в Палату представителей.

Помимо жалованья парламентарии получают различные компенсационные выплаты, имеют разнообразные материаль­ные и социальные льготы. В течение одной сессии каждому из них оплачиваются дорожные расходы на 15 поездок в свои избирательные округа. Парламентариям оплачиваются расходы на меблировку и техническое оборудование их офисов, кото­рые имеются у них как в Вашингтоне, так и в своем избира­тельном округе. Они обладают и некоторыми материальными льготами в сфере информации. Большое значение имеет, на­пример, так называемая почтовая привилегия парламентари­ев — бесплатная рассылка по почте материалов, в которых парламентарии информируют избирателей о своей деятельно­сти в Конгрессе. Парламентарии имеют право и на бесплатное использование телеграфной и телефонной связи. Им бесплат­но предоставляются Свод законов США, разнообразные спра­вочные издания.

Достаточно весомы и льготы социального характера: пра­во на государственное страхование жизни на сумму 45 тыс. долл., страхование здоровья на льготных условиях (40% стра­ховых взносов оплачиваются из средств федерального бюдже­та), право на бесплатное получение первой медицинской по­мощи.

Каждый парламентарий имеет собственный аппарат со­трудников: конгрессмен — до 18, сенатор — от 20 до 30 (в зависимости от величины округа и штата).

Конституция устанавливает несовместимость мандата применительно к какой бы то ни было должности на федераль­ной гражданской службе, которая была создана или доход от ко­торой увеличился в период мандата; также и лица, занимаю­щие должность на федеральной службе, не могут быть членами ни одной из палат (разд. 6 ст. I). Правила палат распространя­ют эту норму на работу в государственных или подконтрольных государству корпорациях, финансовых учреждениях, предпри­ятиях, организациях. Кроме того, нормы о несовместимости, сформулированные правилами палат, запрещают парламента­риям всякую оплачиваемую деятельность во время работы па­лат, а также если она мешает добросовестному исполнению воз­ложенных на них обязанностей; парламентарии также не впра­ве разрешать использовать свое имя любой фирме, компании, ассоциации и корпорации.

Как видно, положения о несовместимости мандата члена Конгресса сформулированы не столь строго, как в некоторых других странах, где парламентариям запрещено заниматься всякой оплачиваемой деятельностью.

Однако, допуская коммерческую активность парламента­риев, правила палат содержат ее определенные финансовые ограничения: "посторонние доходы" членов Конгресса не дол­жны превышать 15% от размера их парламентского жалова­нья. Впрочем, в понятие "посторонние доходы" не входят та­кие, как вознаграждение, полученное членом Конгресса в виде компенсации за действительно оказанные им лично ус­луги; авторские гонорары (их допустимая сумма также зафик­сирована в правилах); доходы, полученные от продажи твор­ческих произведений; денежные поступления от продажи ак­ций, если цена их соответствует обоснованным и справедливым рыночным ценам; доходы от семейных предприятий и дивиден­ды по акциям.

Специальные положения правил палат посвящены подар­кам. Запрещается принимать подарки на сумму более 100 долл. в год от какого-либо лица или корпорации, заинтересованных в законодательных актах, принимаемых Конгрессом, а также от иностранных публичных лиц. Данная норма не распространя­ется на подарки от родственников, подарки, стоимостью не бо­лее 35 долл., подарки, выражающие гостеприимство, и подар­ки иностранного частного лица.

Важной гарантией против злоупотреблений и коррупции парламентариев является их обязанность ежегодно предостав­лять клерку (секретарю) палаты подробные финансовые декларации, в которых указываются все источники полученных ими доходов. Содержание и порядок подачи декларации обсто­ятельно регламентированы Актом об этике в органах власти 1978 г. Декларация представляется до 15 мая года, следующего за тем, в течение которого получены декларируемые доходы. Клерк (секретарь) направляет копии деклараций в комитет по этике соответствующей палаты. Комитет проверяет своевре­менность, полноту и соблюдение формы и порядка представ­ленной декларации. По каждой из них комитет принимает решение. Если принимается решение о несоответствии декла­рации требованиям, предъявляемым законом, парламентарий извещается об этом и обязан принять все необходимые меры по устранению несоответствия. Если этого не произошло, ко­миссия может сообщить об этом генеральному атторнею. Пос­ледний вправе подать иск в федеральный окружной суд, ко­торый может взыскать с виновного лица штраф до 5 тыс. долл.

Однако все эти строгости вполне уживаются с таким яв­лением, как лоббизм, понятие которого и законодательное регулирование в США мы рассмотрели в п. 2 § 3 гл. VIII Общей части учебника.

США — родина лоббизма. Точное время возникновения данного института неизвестно. Однако широкий размах он впервые приобрел во время правления 18-го американского Президента Улисса Гранта (1869—1877 гг.). В вестибюле одной из гостиниц (напомним, что английское слово lobby как раз и означает "вестибюль", "коридор", "кулуары") министры и пар­ламентарии в неформальной обстановке встречались с различ­ными людьми, выслушивали их просьбы и обещали разобрать­ся в них, а при их обоснованности — выполнить. С тех пор лоббизм прочно укоренился в политической практике США, постепенно породив особую профессию. Появились целые лоббистские организации, отстаивающие за вознаграждение лю­бые, иногда противоположные интересы различных группиро­вок, даже иностранных. Масштабность данного явления при­вела к принятию в 1946 г. специального Акта о регулировании лоббизма, содержание которого изложено в Общей части учеб­ника и который предусматривал обязательную (под страхом уголовной ответственности) регистрацию и систематическую подконтрольность лоббистов. С 1995 г. действует Акт о раскры­тии лоббистской деятельности, который включил в ее понятие оказание воздействия не только на парламентариев, но и на любых лиц, принимающих решения или реально влияющих на их принятие (так называемых охваченных должностных лиц). Таким образом, ныне лоббизм в США — институт не только парламентского права.