Смекни!
smekni.com

Конституционное право зарубежных стран 2 2 (стр. 73 из 153)

Во введении к Конституции КНР и ряде ее статей содер­жатся неоднократные упоминания об общественных организациях. К ним (так же как и к политическим партиям) предъявляется требование соблюдать Конституцию и законы (часть четвертая ст. 5). По китайским данным, в стране дей­ствует около 2 тыс. различных союзов и объединений*. Круп­ными общекитайскими общественными организациями явля­ются Всекитайская федерация профсоюзов, Коммунистичес­кий союз молодежи Китая, Всекитайская федерация женщин, Всекитайская федерация промышленников и торговцев, Все­китайская федерация молодежи, Всекитайская федерация сту­дентов. Все эти организации обеспечивают изучение их члена­ми марксизма-ленинизма, идей Мао Цзэдуна и теории Дэн Сяопина, воспитание идейных и дисциплинированных членов со­циалистического общества, их участие в социалистической мо­дернизации страны, а также защищают их законные права и интересы. Все они, разумеется, действуют под руководством КПК.

* См.: Права человека в Китае. С. 67.

Согласно изданным Государственным советом Правилам регистрации общественных объединений 1998 г., которые "раз­работаны в целях обеспечения права граждан на обществен­ные объединения, защиты законных прав общественных объе­динений, усиления регулирования регистрации общественных объединений, содействия строительству социалистической ма­териальной культуры и социалистической духовной культуры", образование общественных объединений должно проходить после проверки и получения согласия "компетентных органов в соответствующей области". Регистрируются общественные объединения в зависимости от уровня (всекитайского, провин­циального и т. д.) органами гражданской администрации Госу­дарственного совета или местных народных правительств. Об­щественное объединение должно насчитывать не менее 50 ин­дивидуальных либо индивидуальных и коллективных членов; если членство только коллективное, то коллективных членов должно быть не менее 30. Фонд деятельности общенациональ­ного общественного объединения должен располагать не ме­нее 100 тыс. юаней, местного или межрегионального — не менее 30 тыс. Одно из оснований для отказа в регистрации зак­лючается в том, что в пределах региона уже существует сход­ное или аналогичное по направленности общественное объеди­нение и нет необходимости еще в одном. В случае нарушения Правил регистрация аннулируется, причем возможность судеб­ного оспаривания такого решения не предусмотрена.

Важный элемент политической системы КНР представля­ет собой народный фронт — Народный политический кон­сультативный совет Китая (НПКСК). Во введении к Конститу­ции отмечается, что "в ходе длительной революции и строи­тельства уже сформировался руководимый Коммунистической партией Китая широкий патриотический единый фронт раз­личных демократических партий и народных организаций", и подчеркивается, что он будет "и впредь укрепляться и расши­ряться".

НПКСК организует изучение его членами марксизма-ле­нинизма, идей Мао Цзэдуна и теории Дэн Сяопина, проводит дискуссии и консультации с руководителями всех партий, орга­низаций и представителями патриотических деятелей различ­ных кругов общественности по важным общегосударственными местным вопросам, поддерживает с ними тесные связи, вно­сит предложения в государственные органы, содействует госу­дарственным органам в их деятельности, реорганизации их структуры, содействует развитию культуры, предоставляя возможности для проявления энтузиазма и профессиональных знаний членов НПКСК, обнародует и помогает проводить в жизнь политические установки в отношении интеллигенции, национальностей, религии, китайцев, проживающих за гра­ницей, а также выполняет другие задачи.

Возглавляет НПКСК всекитайский комитет, на местах дей­ствуют местные комитеты НПКСК, причем местные комитеты должны выполнять решения всекитайского комитета, ниже­стоящие местные комитеты выполняют решения вышестоя­щих комитетов.

Своеобразно складываются в КНР отношения государства и церкви. КНР — поликонфессиональная страна: в ней рас­пространены даосизм, конфуцианство, буддизм, ламаизм, ис­лам, христианство, причем ни одна из религий не доминирует. В стране действуют 8 религиозных организаций общекитай­ского значения — Китайская ассоциация буддистов, Китайс­кая исламская ассоциация, Ассоциация китайских католиков-патриотов и др., 164 религиозных организации провинциаль­ного значения и более 2 тыс. уездных религиозных организаций.

Конституция КНР провозглашает, как отмечалось, свободу вероисповедания, однако все важнейшие религиозные цере­монии проходят в присутствии соответствующих представите­лей Государственного совета КНР и под их контролем. Назна­чение важнейших иерархов церквей также производится с разрешения Государственного совета. В результате имеет ме­сто на редкость экзотическое переплетение мистических про­цедур и формализованных действий государственных органов.

Приведем в качестве примера церемонию назначения оче­редного перевоплощения панчен-эртни*. По тибетской буддис­тской традиции после смерти очередного воплощения панчен-эртни начинаются поиски нового его перевоплощения. Реше­ние о поисках принимается Государственным советом КНР. Создается группа поиска из "живых Будд" и известных монахов, которые проводят медитации и стремятся "увидеть" в отра­жениях в озере у монастыря — резиденции панчен-эртни картины местности, в которой родится перевоплощенный. Обычно находят несколько десятков мальчиков, из которых отбирают трех претендентов на участие в церемонии "жеребьевки из золотой урны". Кандидатуры этих трех также утверждаются Государственным советом. Церемония жеребьевки проходит под председательством представителя Государственного совета при участии других его представителей, руководителей Тибетско­го автономного района, известных монахов и родителей трех кандидатов. Результаты жеребьевки утверждаются Государ­ственным советом в виде его резолюции на обращение Народ­ного правительства Тибетского автономного района. С избран­ным таким образом панчен-эртни встречаются высшие долж­ностные лица Китая; например, пресса сообщала о встрече председателя ЦК КПК, Председателя КНР Цзян Цзэминя с панчен-эртни одиннадцатым**. Нельзя не отметить, что такое внимание со стороны государственных должностных лиц обус­ловлено и напряженными отношениями с далай-ламой, в свое время эмигрировавшим из КНР. Далай-лама не признает дан­ный выбор китайских властей в качестве воплощения своего друга и соратника. Очевидно, что в силу сложившейся ситуа­ции отношение государственных органов к вопросу о правовом положении религиозных организаций именно в Тибете особо наглядно показывает имеющиеся на вооружении КПК сред­ства и методы воздействия.

* Второе лицо после далай-ламы в ламаистском пантеоне. Тибетские буддисты считают, что высшие иерархи не умирают, а перевоплощают­ся в родившихся в это время младенцев.

** Так, например, утверждение Гяозаня Норбу в качестве панчен-эртни одиннадцатого было произведено в форме резолюции Государственного совета относительно "Обращения Народного правительства Тибетского автономного района за согласием на вступление Панчен-ламы одиннад­цатого на Святой престол" (см.: Китай. 1996. № 4. С. 8).

В КНР актуальным является вопрос о реформе полити­ческой системы. Вопрос о необходимости демократизации об­щественного строя, преодоления бюрократизма и беззакония, ликвидации феодальных пережитков, отказа от традиционно­го пожизненного пребывания на руководящих постах, выдви­жения талантливой молодежи был поставлен еще на XIII съезде КПК. Однако известные студенческие выступления и нега­тивный опыт ряда постсоциалистических стран привели ки­тайское руководство к идее постепенного и поэтапного про­ведения политической реформы, не допуская при этом ослаб­ления руководящей роли КПК и ее монопольного пребывания у власти. КПК рассматривается как гарант стабильности, а поддержание стабильности — как одна из важнейших задач государства и общества. В официальной литературе Китая подчеркивается, что без порядка нельзя осуществить программу реформ: "В случае какой-либо смуты или бедствия право людей на существование неизбежно будет поставлено под угрозу. Поэтому необходимо обеспечивать стабильность в стране, про­должать следовать линии, зарекомендовавшей себя как эф­фективная"*.

* Права человека в Китае. С. 10.

§ 4. Выборы, отзыв и консультации

1. Избирательные права

В КНР избирательное право — всеобщее. Конституция устанавливает: "Все граждане Китайской Народной Республи­ки, достигшие 18 лет, независимо от национальной и расовой принадлежности, пола, рода занятий, социального происхож­дения, вероисповедания, образования, имущественного поло­жения и оседлости, имеют право избирать и избираться; ис­ключение составляют лица, лишенные политических прав по закону" (ст. 34). Эти нормы детализированы Законом КНР о выборах во Всекитайское собрание народных представителей и местные собрания народных представителей различных ступеней 1982 г. в редакции 1995 г. и Постановлением Постоянного комитета ВСНП о порядке проведения выборов депутатов от Народно-освободительной армии Китая во Всекитайское собра­ние народных представителей и в местные собрания народных представителей различных ступеней 1981 г. в редакции 1996 г. Значительное единообразие в регулировании выборов в пред­ставительные органы разных уровней вытекает из социалис­тического принципа единства власти.

Таким образом, возрастной ценз при выборах в ВСНП и местные собрания народных представителей одинаков для активного и пассивного избирательного права. Лишь для кан­дидатов на должности Председателя республики и его замес­тителя он повышен до 45 лет.