Смекни!
smekni.com

Конституционное право зарубежных стран 2 2 (стр. 41 из 153)

Композиционно Конституция 1988 г. построена по европей­скому образцу: она открывается преамбулой, за которой сле­дуют раздел об основных принципах и чрезвычайно обширный раздел о правах и основных гарантиях, за которыми помеще­ны разделы об организации государства, о защите государства и демократических институтов, о налогах и бюджете, об эко­номическом и финансовом устройстве, о социальном устрой­стве и, наконец, об общих конституционных положениях, которые носят заключительный характер.

Подробнее о конституционных правах и свободах будет сказано ниже; здесь же мы лишь отметим, что в Конститу­цию 1988 г. включены права и свободы всех трех "волн" разви­тия этого института, всех, как часто говорится в современной западноевропейской литературе, трех "генераций". Помимо упомянутых, в общем ставших традиционными, в акте встре­чаются совершенно исключительные права и свободы, не по­лучившие еще отражения в конституциях стран Европы. На­пример, п. XLIV ст. 5 бразильской Конституции говорит о том, что действия вооруженных групп, военных или гражданских, против конституционного строя и демократического государства образуют не имеющее давности преступление, за совершение которого виновные не могут временно освобождаться под залог. Пункт XLIII этой же статьи содержит значительный перечень преступлений (применение пыток, незаконная торговля нарко­тическими средствами и подобными веществами, терроризм и деяния, определяемые как "гнусные" — квалифицированное убийство, разбой и др.), совершение которых исключает воз­можность применения к преступникам помилования или амни­стии, а также временного освобождения под залог.

Конституция 1988 г. — одна из немногих в мире, которая подробно урегулировала основы экономических и социальных отношений в обществе.

Форма правления первоначально была установлена Кон­ституцией как временная, поскольку согласно ст. 2 переходных положений на 7 сентября 1993 г. был назначен плебисцит о форме правления (республика или монархия) и о "системе правления" (парламентарная или президентская). Это условие было включено в Конституцию с тем, чтобы после четверти века авторитарного правления военных народ в течение пяти лет привык к демократическим отношениям и сознательно от­реагировал на монархические тенденции, существующие в стране и получившие отражение в Учредительном собрании. Плебисцит в соответствии с названной статьей состоялся не­сколько раньше предусмотренного срока — 21 апреля 1993 г. Из проголосовавших 90 млн. избирателей 66,1% высказались за республиканскую форму правления и 10,2% — за восстановле­ние в стране монархии; 56,4% избирателей проголосовали за президентскую форму правления и 24,7% — в пользу парламен­тарной республики. Около 20% избирателей подали недействи­тельные или незаполненные бюллетени, а уровень абсентеиз­ма на этом национальном голосовании превысил 20%, несмотря на то, что в Бразилии существует обязательное голосование.

Конституция Бразилии — высший закон в стране; это обстоятельство закрепляется в ней самой установлением, в частности, системы контроля конституционности. Вместе с тем акт 1988 г. (ст. 59) определил нисходящую иерархию норматив­ных актов, издаваемых федеральной законодательной властью: на первом месте стоят поправки к Конституции, затем — до­полняющие законы, ниже следуют обычные законы, делеги­рующие законы, временные меры, законодательные декреты, резолюции (о каждом из этих актов будет сказано в разделе о Национальном конгрессе, поскольку они отличаются друг от друга не только по существу, но и по процедуре принятия). Что касается органических законов, то, хотя в двух статьях Конституции они упоминаются, в названном перечне эта раз­новидность актов не обозначена. Из содержания ст. 29 и 32 Конституции можно сделать вывод, что органический закон — акт не федерального, а муниципального и окружного (феде­рального округа) уровня.

Конституция содержит как самоисполнимые нормы, при­меняемые непосредственно, так и нормы, требующие издания конкретизирующего акта. Последнее необходимо в случаях, когда нормы Конституции отсылают к соответствующему зако­ну. Однако положения о личных и коллективных правах и сво­бодах, указанных в ст. 5 (она содержит 77 пунктов), всегда при­меняются непосредственно; на это указывает § 1 этой статьи.

Конституция изменяется посредством внесения в нее по­правок (ст. 60). Такие поправки могут предлагаться как мини­мум 1/3 членов Палаты депутатов или Федерального сената, а также Президентом республики, более чем половиной зако­нодательных собраний федеральных единиц (т. е. штатов и федерального округа), каждое из которых должно высказать­ся относительным большинством своих членов. Предложение о поправке голосуется в каждой из палат Национального конг­ресса в двух турах, в которых всякий раз требуется одобре­ние 3/5 членов соответствующей палаты. Поправка к Консти­туции промульгируется бюро обеих палат с соответствующим порядковым номером. Конституция не может изменяться во время действующих федерального вмешательства, состояния защиты или военного положения. Не может быть предметом рассмотрения поправка, влекущая упразднение федеративной формы государства; прямого, тайного, всеобщего и периоди­чески проводимого голосования; разделения властей; индиви­дуальных прав и гарантий. Содержание отвергнутой поправки или поправки, признанной неуместной, не может быть предметом новой поправки в течение одной и той же законодатель­ной сессии.

На практике поправки принимались своеобразными "вол­нами" — по несколько одновременно, причем внесенные из­менения не равнозначны. Наиболее важным, на наш взгляд, было изменение § 1 ст. 177 (Конституционная поправка № 9 1995 г.), сократившее монопольную деятельность бразильско­го государственного концерна "Петробраз" в нефтяной про­мышленности, поскольку после принятия поправки Правитель­ство может заключать контракты со штатом или частными предприятиями об осуществлении деятельности, связанной с изысканиями и эксплуатацией месторождений нефти, природ­ного газа и других жидких углеводородов, очисткой нацио­нальной или иностранной нефти, импортированием и экспор­тированием названных выше продуктов и основных производ­ных от них и т. д. Новая редакция ст. 207 допустила иностранных преподавателей, специалистов и научных работников к работе в бразильских университетах (Конституционная поправка № 11 1996 г.). Новая редакция ст. 82 сократила срок полномочий Пре­зидента республики с пяти до четырех лет, равно как отказа­лась от запрещения переизбрания (Конституционная поправка № 16 1997 г.).

§ 2. Конституционные основы правового статуса человека и гражданина

1. Характеристика конституционных прав и свобод

Первая бразильская монархическая Конституция 1824 г. опиралась на французскую модель конституционализма, и поэтому в ней нашлось место для личных и политических прав и свобод. Первая республиканская Конституция 1891 г. уже ориентировалась на американский образец, и в результате сфера прав и свобод была ограничена; акт главным образом регулировал личные права, преимущественно в судебной об­ласти. Конституция 1988 г. предоставила правам и свободам совершенно исключительное место. Им посвящен специальный второй раздел, озаглавленный "Основные права и гарантии". Этот раздел включает несколько глав: 1) "Об индивидуальных и коллективных правах и обязанностях", 2) "О социальных правах", 3) "О гражданстве" ("национальности" — см. п. 1 § 2 гл. II Общей части учебника), 4) "О политических правах", 5) "О политических партиях". Личным и коллективным правам посвящена ст. 5, содержащая 77 пунктов, и два параграфа. Для сравнения можно указать, что Конституция 1946 г. в главе "Индивидуальные права" имела только 36 параграфов. Такое число норм, посвященных индивидуальным правам и гаранти­ям в акте 1988 г., — реакция на 25-летний период авторита­ризма в стране. Глава о социальных правах включает ст. 6—11, причем ст. 7 содержит 34 пункта, а ст. 8 — 8 пунктов.

Помимо специальной главы о социальных правах гаран­тии последних в более детализированном виде содержатся в разд. VIII Конституции, регулирующем социальное устройство (в главах о социальном обеспечении, об образовании, о здра­воохранении, о культуре и др.). Примечательно, что свобода мысли, выработки и распространения информации, не важно в какой форме, гарантируется не в разделе об индивидуаль­ных и коллективных правах, а именно здесь — в главе об общественной коммуникации.

Конституция 1988 г. не ограничилась правами, свободами, гарантиями и обязанностями, записанными в ней самой. Чрез­вычайно важная норма содержится в § 2 ст. 5: "Права и гарантии, содержащиеся в настоящей Конституции, не исключают других прав и гарантий, которые вытекают из строя и прин­ципов, ею закрепленных, или международных договоров, уча­стником которых является Федеративная Республика Брази­лия". В данном положении содержатся два разряда прав и сво­бод — первый, охватывающий права и свободы, которые опираются на саму Конституцию и развиваются в обычном за­конодательстве и судебной практике, и второй, который име­ет своим источником международное право. Этот институт наи­более четко был разработан в Конституции Португалии 1976 г. (ч. 2 ст. 16); тесные исторические и лингвистические связи между Бразилией и Португалией способствовали, очевидно, его "перебазированию" в бразильскую Конституцию 1988 г. Другими словами, признаются права и свободы, регулируе­мые международным правом, акты которого ратифицировала Бразилия. Согласно появившемуся в самое последнее время в зарубежной литературе термину эти права и свободы включа­ются во внутренний правопорядок на основе принципа "от­крытого списка"*. Иначе говоря, в Бразилии действуют нормы Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах и Международного пакта о гражданских и по­литических правах 1966 г. и других международных актов, га­рантирующих права человека.