Смекни!
smekni.com

Курс лекций по Истории государства и права зарубежных стран (стр. 14 из 56)

Таким образом, происходило постепенное сближение цивильного и преторского права. Влияние “права народов” было особенно велико в области оборота недвижимости и договорного права.

К “праву народов” римские юристы относили как установление рабства, так и отпущение рабов на волю, а также такие гражданские правоотношения, как “разделение имуществ, учреждение торговли, купли-продажи, найма, обязательства за исключением тех, которые были введены собственно римским правом” /Гермоген, первая книга юридических отрывков/. Другой выдающийся римский юрист Гай, автор замечательного учебника по римскому праву, добавил к сказанному Гермогеном: “Все народы пользуются частью собственным правом, частью правом общим людям”. / Институции, кн. 1-ая/.

Публичное и частное право. По теории римских юристов, всю совокупность правовых величин следовало подразделить на две части - право частное и право публичное. К последнему, по определению Ульпиана /III в. н.э./, принадлежат те нормы, которые “относятся к положению Римского государства” как целого; напротив, “частное право” имеет дело с тем, что касается “пользы отдельных лиц” /Дигесты, т. 1, п. 2/.

Таким образом, храмы и дороги, например, были объектом регулирования “публичного права”; отношения, связанные с правом собственности, семейные, наследственные и многие другие считались областью действия “частного права”. Деление это было признано верным и в средние века в тех странах Европы, где было заимствовано /рецепировано/ римское право. Оно укоренилось и воспринимается как должное и в наши дни.

Конечно, не должно относиться к указанному делению упрощенно. В каждой норме права, поскольку оно исходит от государства и им охраняется, заключен известный больший или меньший публичный интерес. Но это не мешает существованию данной классификации.

4

Право собственности. Определение права собственности, заимствованное многими современными кодификациями права, было дано римскими юристами. Они понимали под ним наиболее полное, наиболее “абсолютное” право пользоваться и распоряжаться вещами. Пользоваться - значит извлекать выгоду; распоряжаться - значит определять судьбу вещей /вплоть до уничтожения/.

Там, где существует коллективная /в т.ч. государственная/ собственность на землю, как это было в республиканском Риме, отношение лица /семьи/ к земле поневоле ограничивается простым владением, т.е. пользованием. Право распоряжения, вместе с которым возникает и право собственности, приобретается позже, спустя много веков. Римские юристы считали, что собственность и владение обнаруживают такие различия, что “между ними ничего общего”.

В конце республики окончательно утверждается принцип поземельной частной собственности и получает развитие институт владения, под которым понималось всякое фактическое господство лица над вещью, соединенное с желанием осуществлять эту власть для себя.

Самым распространенным видом владения было владение провинциальной землей: ею можно было пользоваться, присваивать приносимый ею доход. Однако, право верховной собственности на эту землю принадлежало всему римскому государству и владелец ее был обязан платить налог. В тех случаях, когда фактическое обладание вещью сочетается с правом распоряжения ею, имеет место право собственности, но не владения.

Основанием для возникновения владения не могут быть ни купля-продажа, ни наследование. Владение возникает из добросовестного /без применения хитрости и насилия/ пользования вещью, собственник которой либо не заявляет протеста, либо безвестно отсутствует.

Владение не может быть вечным. Этому препятствует экономический интерес: нужно, чтобы владелец был заинтересован в улучшении вещи /например, в удобрении, а не в истощении почвы/. На помощь приходит приобретательная давность. Ее сроки неоднократно менялись - от двухлетнего, установленного Законами XII таблиц, до тридцатилетнего, введенного в период домината.

Практическое значение института владения заключалось в той защите, которую давало ему право. До тех пор, пока лицо, заявляющее себя собственником вещи и требующее, ее изъятия у несобственника - владельца, не докажет законности своих притязаний и не добьется соответствующего судебного решения, претор и суд окажут владельцу всю возможную защиту. Самовольное лишение владения было запрещено.

Потребности имущественного оборота и расширение территории римского государства привели к появлению в классическую эпоху новых видов собственности. Квиритская собственность становилась все более архаичной в силу целого ряда условностей, необходимых для ее приобретения, сама жизнь требовала выработки новых и менее сложных форм закрепления собственнических интересов. В рамках преторского права была создана конструкция преторской, или бонитарной, собственности. Претор в тех случаях, когда в силу несоблюдения формальностей квиритского права приобретатель вещи не мог получить статус собственника, брал под защиту интерес покупателя, фактически закрепляя приобретенную им вещь в составе имущества («ин бонус» означает в имуществе, отсюда, «бонитарная собственность»).

Следствием новых порядков было стирание граней между известными нам вещами. Вместе с ними исчезает и старая манципация.

Сервитуты. Как бы ни было абсолютно право собственника, оно не может быть “неограниченным”. Ограничения эти делаются неизбежными вследствие противоположности интересов одного собственника интересам другого собственника. Этим особым видам вещного права, возникшим еще в древнейший период, были сервитуты – фиксированное в обычаях или законе и строго ограниченное право пользования чужой вещью.

Различались вещные и личные сервитуты. Наиболее древними вещными сервитутами были: право прохода через соседний участок, право прогона скота, право отвести воду с участка соседа. В классический период появляется ряд новых земельных сервитутов: право пристройки к чужому дому, право опереть свою стену на стену дома соседа и т.п.

Личные сервитуты предусматривались обычно в завещаниях и представляли собой пожизненное право лица, в чью пользу устанавливался сервитут, пользоваться чужой вещью с правом получения от нее плодов (узуфрукт) или же без такого права (узус).

Обязательственное право. Определяя существо /содержание/ обязательства, римский юрист Павел /III в. н.э./ писал: “Сущность обязательства... состоит в том, чтобы связать другого перед нами, дабы он что-нибудь или сделал, или предоставил”.

Всякое обязательство возникает, по словам Гая, либо из договора, либо из деликта /причинения вреда/. Неисполнение обязательства влечет за собой право на иск. Иски, учили римские юристы, могут быть как личными /когда мы требуем от другого, чтобы он дал что-либо или сделал для нас что-либо/, так и вещными /когда мы предъявляем исковое требование о том, что вещь наша, или что какое-нибудь вещное право принадлежит нам/.

Для действительности договора было необходимо:

¨ согласие сторон - оно не должно быть исторгнуто обманом или угрозой;

¨ его соответствие закону.

Древнейшим типом договора в Риме был договор словесный, или вербальный. Для его действительности требовалось произнесение определенных слов “даю”, “сделаю”.

Постепенно появились и письменные обязательства, а затем и договоры, которым дали название литеральных /литера - буква/.

В отдельную группу были выделены контракты, получившие название реальных /рес - вещь/. Обязанность исполнения и связанная с ним ответственность наступает по ним не с момента соглашения, а с реального момента передачи вещи.

Последней по времени возникновения и самой важной по значению была группа так называемых, консенсуальных контрактов /соглашение/. Обязательство в консенсуальных договорах возникало в силу простого соглашения сторон по всем условиям контракта.

Момент наступления ответственности был избран критерием для отнесения сделок к названному типу договоров. Он наступал тотчас по заключению соглашения /договоры купли-продажи, найма рабочей силы, скота, помещений, аренды земли и т.п./. Можно было заключить этот договор через посредника или письмом.

Римское право обязывало продавца гарантировать покупателя от эвикции /возможной принадлежности товара третьему лицу/ и предупредить покупателя о скрытых недостатках вещи. В противном случае покупатель мог потребовать расторжения договора. В период империи продавец стал отвечать и за те недостатки вещи, о которых сам не знал. Для заявления иска были установлены следующие сроки: полугодичный - для иска о расторжении договора, - и годичный - для иска об уменьшении покупной цены.

Когда вместо ответственности “кровью и мясом” утвердилась имущественная ответственность, резко возросло значение залога как наиболее эффективного средства обеспечения обязательства.

Правда, официальное признание залог получает в конце периода республики /отказ вернуть полученную в залог вещь - бесчестье для залогопринимателя/.

Особым видом залога становится ипотека недвижимости. Земля, поступившая в ипотеку, оставалась до времени в руках ее собственника. Если же долг так и не возвращался, земля поступала в собственность кредитора /то же инвентарь/.

По общему правилу, договоры считались нерушимыми и прекращались взаимным исполнением.

В особых случаях обязательство могло быть прекращено:

¨ вследствие новации, состоявшей “в перенесении прежнего долга в другое обязательство”, заключенное теми же сторонами;

¨ вследствие отказа кредитора от своего права /требования/;

¨ по истечении времени /срока/, установленного для заявления искового требования - исковая давность.