Смекни!
smekni.com

Курс лекций по Истории государства и права зарубежных стран (стр. 22 из 56)

Особым произволом сопровождалось взыскание налогов, размер которых зависел от усмотрения сборщика. Никогда еще французский крестьянин не жили так плохо, как в период наибольшего блеска абсолютной монархии. Уже при Ришелье крестьянин, по утверждению самого министра, был "ободран до костей".

Значительные средства выжимались из страны с помощью различных таможенных сборов, которые собирались не только на границах, но и внутри страны. Хотя раздробленность Франции была ликвидирована, правительство сохранило внутренние таможни. Местные торговцы говорили, что дешевле привезти соль из Китая, чем провезти ее внутри страны с юга на север.

Суд. Одновременно в государстве функционировало несколько судебных систем. Были суды королевские, сеньориальные, городские, церковные, которые нередко дублировали друг друга, усиливая этим волокиту. Бесконечно тянулись споры о подсудности

В рассматриваемое время продолжалось усиление роли королевских судов. В соответствии с Орлеанским ордонансом(1560 г.) и Мулинским ордонансом (1566 г.) им стало подсудно большинство уголовных и гражданских дел. Эдикт 1788 г. оставил сеньориальным судам в области уголовного судопроизводства лишь функции органов предварительного дознания. Им продолжали оставаться подсудными гражданские дела с небольшой суммой иска, но и они могли по усмотрению сторон передаваться в королевские суды. Королевская юстиция получила право эвокации т.е. принятия дела из любого некоролевского суда, на какой бы стадии судебного разбирательства оно не находилось.

Однако, эти меры не вызвали улучшения деятельности судов, т.к. сама структура королевской юстиции была архаичной, крайне сложной и противоречивой. Общие королевские суды состояли из трех инстанций: судов превотальных, бальяжных и судов парламентов. Особыми правомочиями пользовался Парижский парламент, в состав которого, наряду с судьями входили 160 пэров Франции. При рассмотрении наиболее важных дел его заседания возглавлял король.

Не меньшее значение имел Государственный совет, считавшийся высшим органом управления. Он одновременно рассматривался как высший суд и был наделен правом изъятия любого дела из ведения парламентов для проверки правильности применения ими норм права. Им разрешались споры о подсудности.

Помимо общих судов функционировали суды специальные. Фактически каждое ведомство имело свой суд (счетная палата, палата косвенных налогов, управление монетного двора).

Особую значимость имели военные суды. Были суды морские и таможенные,

Вершиной этой пирамиды был король, который мог принять к своему рассмотрению или поручить своему доверенному лицу любое дело любого суда.

Неопределенность компетенции, наделение судебными функциями административных органов, многозвенность юстиции создавали благоприятную почву для царивших в судах произвола и волокиты. Тон в этом задавали правительство и король.

Начиная с правления Ришелье, в постоянную практику вошло бессрочное тюремное заточение по приказу короля. При Людовике XIV вошли в употребление бланки, содержащие формальный приказ об аресте, подписанный королем. Обладатель такого документа мог вписать фамилию неугодного ему лица и упрятать его в тюрьму. Бланки часто оказывались в руках фаворитов и фавориток короля, которые используя их сводили с неугодными им лицами. Практика применения таких приказов приняла массовый характер (во времена Ришелье более 50 тысяч).

Произвол, казнокрадство, царившие в обществе, были отражением кризиса, охватившего всю систему французского абсолютизма в целом. Резко понизилась боеспособность армии, которая имела ярко выраженный классовый характер (офицером мог быть только дворянин).

В результате была проиграна семилетняя война (1756-1763гг.) и спор с Англией за колониально-морское первенство закончился в пользу последней. Симптомом упадка было и бессилие абсолютизма довести до конца процесс создания единого государства, упростить и упорядочить запутанное административное и судебное устройство. Сосредоточение сильной местной власти в руках провинциальных интендантов не устраняло административной неразберихи, а только отягчало бедствия народа. На вопрос "что есть интендант?" Фонвизин кратко, но правильно отмечал: интендантэто "вор, имеющий полномочия грабить провинцию безотчетно"