Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие для студентов Издательский центр “Наука Саратов 2006 (стр. 13 из 57)

Кант о философии как науке о границах разума.

Фейербах о человеке как единственном и универсальном предмете философии.

Ницше о философии как стратегии переоценки всех ценностей культуры.

Степин о философии как рефлексии культуры, как осмыслении оснований культуры.

6. Вопросы для самооценки знаний.

По каким основаниям Гегель характеризует философию Платона как науку о “в себе всеобщем”?

Как Аристотель определяет предмет “первой философии”?

Как философия толкует свое отношение к теологии?

В чем смысл метафоры древа познания, которую Декарт применил для пояснения природы и структуры философского знания?

На какие вопросы должна, по Канту, ответить философия? Почему философия толкуется им как наука о границах разума?

Поясните гегелевские характеристики философии как мысли своей эпохи, как науки о разуме, постигающем самого себя, как познании развития конкретного.

Кто из немецких философов определил философию как стратегию переоценки всех ценностей культуры?

Чем, по Расселу, философия отличается от науки и теологии?

Оцените определение философии как рефлексии над основаниями культуры, как осмыслении оснований культуры.

Согласны ли Вы с тем, что философия есть концептуально-теоретическое самосознание личности, общества, эпохи, культуры, цивилизации, человечества?

Часть II. Философия как история философии.

Тема 3. Возникновение философии: Индия, Китай, Греция.

1. Основные понятия.

Концепции генезиса философии. Осевое время, обыденно-практическое знание, миф, логос, свободное мышление. Античный тип философствования.

2. Содержание.

Возникновение философии: теоретический и эмпирический (исторический) аспекты проблемы. Систематическое размышление над проблемой что такое бытие? что значит быть? как логическое (теоретическое) начало философии. Исторический “момент” возникновения философии.

Философия, культура, практика. Мифогенная концепция генезиса философии. Гносеогенная концепция генезиса философии. Практическая обусловленность генезиса философии.

Западно-восточный синхронизм становления философского знания. “Осевое время” как предпосылка самоопределения философии. Философия “осевого времени”, ее проявления в мыслительных традициях Запада и Востока.

Философия и мифология. Философия и мудрость. Возникновение философии в период перехода от патриархальных обществ, регулируемых мифологическим сознанием, к первым земледельческим и городским цивилизациям. Интенсификация социальных связей, возникновение классовых отношений, новых видов деятельности как фактор выработки мировоззренческих ориентаций, основанных на разуме.

Возникновение философских учений в Китае, Индии, Греции как ответ на кризис мифологического сознания в период радикальных культурных, экономических, экологических и социально-классовых изменений.

Специфический (мифопоэтический) тип философствования, сохранивший связи с мифологическим сознанием, из которого вырастало философское мышление как особенность философского мышления древневосточных культур. Ориентация философских школ Востока на традиционализм и обоснование наличных социальных ценностей. Сравнительно слабое развитие рационально-логического качества философского дискурса. Обосновывание идеи космологической природы сознания, установки житейской мудрости, нравственного воспитания и духовного самоконтроля как характеристики восточного типа философствования. Его включенность в культуру традиционных земледельческих цивилизаций, ориентированную на воспроизводство наличного уклада жизни, кастовой иерархии.

Генезис философии в Древней Греции (VI в. до н. э.). Возникновение рационалистического типа философствования в культуре античного полиса, основанной на торгово-ремесленных отношениях, демократии и динамизме социальных процессов. Ориентация античной философии на логико-рационалистическое обоснование системы знания.

Сомнение в традиционном типе знания и поведения, вопрошание о том, что такое бытие? что значит быть? как начало философствования. Проблематизация бытия человека в мире как основание сомнения, различения знания и мнения. Возникновение философии как критики обычая, обыденного сознания, традиционных ценностей и норм античного общества. Первые греческие философы как критики традиционной мифологии, мифологии Гомера. Отношение философа к традиции — мифологической, религиозной, нравственной, художественной, политически-правовой, к традиционным формам быта и образа жизни: сомнение в культурной традиции для поиска ее оснований, ее корней как смысл вопроса: что значит — быть? что такое бытие? Укорененность античной философии в жизненном мире человека античного общества: размышления античных философов о том, как следует человеку жить, в чем смысл и оправдание жизни человека как начало философствования.

Политеизм, или многобожие, древнегреческой мифологии и религии. Боги как антропоморфные бессмертные существа, подчиняющиеся судьбе. Боги как гаранты справедливости, всех принятых в обществе установлений. Кризис мифологического сознания древнегреческого общества, его основания: экономический подъем в IX—VII вв. до н. э., в том числе расширение торговли и судоходства, возникновение греческих колоний, рост богатства и его перераспределение, рост городского народонаселения. Развитие торговли, мореходства, ионийского торгового судоходства, колонизации новых земель как основание расширения географии контактов средиземноморского региона. Осознание неадекватности гомеровского представления о мире. Расширение связей греков с другими народами, открытие незнакомых обычаев, нравов и верований как основание вывода об относительности социальных и политических установлений. Социальное расслоение, деформация традиционных форм жизни, потеря нравственных ориентиров как проявление кризиса традиционного уклада жизни.

Мифология как форма знания, общая для всех сословий традиционного типа социальности. Боги как олицетворение природно-космических сил. Неиндивидуализированость сознания человека в мифологическую эпоху. Разрушение сложившихся форм связи между людьми как исток потребности индивида в выработке новой жизненной позиции. Философия как один из ответов на это требование. Философия как новый тип самоопределения: не через привычку и традицию, а через собственный разум человека. Переход от обычной социализиции к целенаправленному образованию. Разделение функций отца и учителя.

Борьба между родом и духом, между особенным и общим: cтолкновение родовой, семейной нравственности, выросшей на почве родовых отношений, с духом государственности, определяющим целостность правового и политического бытия граждан. Отражение этой борьбы в греческих трагедиях (Еврипид, Эсхил). Возникновение философии в период кризиса традиционного уклада жизни и традиционных ценностей как сомнение в значимости устоявшихся веками форм жизни и верований, как поиск основания, на котором можно было бы возвести новое здание, новый тип культуры, новый способ бытия человека в мире.

Античный тип философствования как зародыш исследовательских программ западноевропейской философии.

3.Теоретические положения и методические пояснения.

В исследовании процесса возникновения философии целесообразно различать теоретический и эмпирический (исторический) аспекты проблемы. Эмпирический (исторический) аспект – реальная история возникновения философии. Теоретический аспект – анализ имеющихся концепций возникновения философии. Специфика философского знания сформировалась в ходе систематического размышления над проблемой: что такое бытие? что значит быть? Поэтому полезно изучить историю формулировки и обсуждения этого вопроса в философии.

Под западно-восточным синхронизмом становления философского знания имеется в виду исторически “синхронное” – в течение нескольких столетий – становление философии в Древнем Китае, Индии, Греции в середине первого тысячелетия до Новой эры. Это трудно объяснимое культурно-историческое событие попытались объяснить посредством концепции “Осевого времени” К. Ясперса.

Исторически философия возникает в период перехода от патриархальных обществ, регулируемых мифологическим сознанием, к первым земледельческим и городским цивилизациям. Этому способствуют интенсификация социальных связей, возникновение классовых отношений, новых видов деятельности. Происходит выработка мировоззренческих ориентаций, основанных на разуме.

В культуре античного полиса происходит возникновение рационалистического типа мышления, основанного на торгово-ремесленных отношениях, демократии и динамизме социальных процессов.. Возникновение философии происходит в процессе критики обычая, обыденного сознания, традиционных ценностей и норм античного общества. Первые греческие философы критиковали традиционную мифологию. Сомнение в культурной традиции было источником поиска ее оснований, ее корней. В этом можно усмотреть смысл вопроса: что значит быть? что такое бытие?

4. Литература.

Литература основная.

Алексеев П.В. История философии: Учебник. - М: Проспект: Велби, 2005. - 237 с.

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. Изд-е 3, доп. и перераб. – М.: ПБОЮЛ Грачев С.М., 2000.

Аристотель. Метафизика // Аристотель. Сочинения. Т. 1. М., 1975.

Барт Р. Мифологии // Искусство кино, 1995, № 12.

Вернан, Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли / Вернан, Ж.-П.; пер. с фр. / Общ. ред. Ф. Х. Кессиди, А. П. Юшкевича; Предисл. А. П. Юшкевича; Послесл. Ф. Х. Кессиди. – М.: «Прогресс», 1988. – 221 с..

Евклид. Начала. М., 1949. Кн. 7—10.

Лосев А.Ф. Философия, мифология, культура. М., 1991.

Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1995.

Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. Ч. 1. Исходные философские проблемы, понятия и принципы. — М., 1991 / 2. История философской мысли: общая характеристика.