Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие для студентов Издательский центр “Наука Саратов 2006 (стр. 55 из 57)

5. Историография, культурология, этнография, религиоведение, искусствоведение, языкознание, литературоведение, семиотика, философия как систематические (научные) дисциплины гуманитарного познания.

6. Предметная и методологическая, проблемная и концептуальная определенность гуманитарных наук.

7. Философия, методология и гуманитарные науки.

8. Философия объективности и философско—метафизические проекты в сфере гуманитарного познания. Догматический и скептический методы философствования и гуманитарное познание.

9. Философия субъективности и становление гуманитарных наук. Догматический, скептический и критический методы философствования и гуманитарные науки.

10. Философия интерсубъективности, многообразие методов философствования и гуманитарные науки.

11. Диалектика как проект и методология гуманитарного и социального познания.

12. Ироническая диалектика Сократа, спекулятивная диалектика идей Платона, негативная диалектика Канта и их место в глобальном проекте диалектизации гуманитарного и социального познания.

13. Спекулятивная диалектика Гегеля как проект саморазвертывния духа, развития гуманитарного познания, культуры в целом.

14. Гегелевская конструкция истории, религии, искусства, права, истории философии, логики как философской онтологии как предметная реализация догматического метода спекулятивной диалектики.

15. Диалектика “Капитала” Маркса как диалектика теоретического восхождения от абстрактных определений предмета к его конкретным определениям.

16. Критический (диалектический) рационализм Поппера и логика социальных и гуманитарных наук.

17. Герменевтика в системе древнегреческой культуры. Античные концепции имени: концепция условного происхождения имен и концепция естественности имен. Платон: имя и эйдос.

18. Основные античные концепции языка и их обсуждение в диалоге Платона "Кратил”.

19. Герменевтические идеи Августина Блаженного. Задачи риторики и герменевтики по Августину. Учение Августина о знаке, классификация знаков. Постановка Августином проблемы понимания; смыслы Священного Писания.

20. Предмет, задачи и цель герменевтики Ф.Д. Шлейермахера.

21. Учение Шлейермахера о видах интерпретации.

22. Дильтеевская программа обоснования гуманитарных наук. Проблемы герменевтической логики: типы высказываний, формы понимания и формы интерпретации.

23. Расширение герменевтического круга в программе Дильтея. Науки о духе (проблема понимания уникума) и природе (метод системно-сравнительного объяснения закономерностей), категории характера (личности) и типа (множества, универсума).

24. Основные идеи герменевтики Г. Шпета. Классификация смыслов по Г. Шпету. Концепт: слово как архетип культуры.

25. Философская герменевтика Х.Г. Гадамера. Структура произведения Гадамера Истина и метод: Основы философской Герменевтики.

26. Гадамер о значении гуманистической традиции для гуманитарных наук. Основные гуманистические понятия по Гадамеру: образование, здравый смысл, способность суждения, вкус и их значение.

27. Основные черты теории герменевтического опыта, по Гадамеру. Возвышение историчности понимания до герменевтического принципа. Герменевтический круг и проблема предрассудков.

28. Гадамер о хайдеггеровском проекте герменевтической феноменологии. Открытие Хайдеггером предструктуры понимания.

29. Гадамер об онтологическом повороте герменевтики на путеводной нити языка. Язык как среда герменевтического опыта. Вербальность как определение герменевтического предмета. Языковой характер герменевтического процесса. Язык как горизонт герменевтической онтологии.

30. Диалог в интерпретациях М. М. Бахтина и Х.Г. Гадамера: диалог как теоретическая проблема гуманитарных наук, стратегия диалогичности, понятие опыта, логика вопроса и ответа, идея действенной истории.

31. М. М. Бахтин о проблеме текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках.

32. Герменевтика Я есть П. Рикера. Короткий и длинный путь герменевтики. Я есть и герменевтика. Понятие знака, конфликт и взаимодействие интерпретаций.

33. Феноменология и гуманитарное познание.

34. Феноменология духа Гегеля как учения о сознании. Сознание вообще, самосознание, разум. Знание как субъективная достоверность и истина.

35. Философия истории Гегеля.

36. История философии Гегеля.

37. Э. Гуссерль о кризисе наук как выражении радикального жизненного кризиса европейского человечества.

38. Э. Гуссерль о прояснении истоков противоположности между физикалистским объективизмом и трансцендентальным субъективизмом, возникающей в новое время.

39. Э. Гуссерль о пути в феноменологическую трансцендентальную философию в вопрошании, идущем от преданного жизненного мира.

40. Э. Гуссерль о пути в феноменологическую трансцендентальную философию от психологии.

41. Э. Гуссерль о философии как самоосмыслении человечества и самоосуществлении разума.

42. Понятие феноменологии в философии М. Хайдеггера. Соотношение онтологии, феноменологии и герменевтики в “Бытии и времени”.

43. М. Хайдеггер: Онтологическое и онтическое в вопросе о бытии. Отологическая аналитика присутствия как высвобождение горизонта для интерпретация смысла бытия вообще.

44. М. Хайдеггер: Задача деконструкции истории онтологии и феноменологический метод разыскания. Присутствие и временность. Временность и повседневность. Временность и историчность.

45. Феноменология восприятия М. Мерло–Понти. Концепция феноменального тела. Феноменология как способ философствования, формирующий целостное миропонимание. М. Мерло–Понти о феноменологическом исправлении гуманитарных наук.

46. Э. Левинас: интенциональность сознания как открытость иному и условие моральности. Встреча с иным и возможность диалога с бесконечным бытием.

47. Критика Э. Левинасом философского тоталитаризма, выражающегося в претензии осуществить целостный охват реальности посредством абсолютной целостности знания.

48. Аналитическая методология Б. Рассела. Статус психологии в аналитической программе Рассела.

49. Концепция языковых игр в “Философских исследованиях” Л.Витгенштейна.

50. Витгенштейн о соотношении культуры и ценностей.

51. Концепция объяснения и понимания Г.Х. фон Вригта. Аристотелевская и галилеевская традиции, по фон Вригту. Каузальное объяснение в историографии и социальных науках.

52. Семиотико - структуралистская концепция гуманитарных наук.

53. Темы семиотики и структурной лингвистики: знак, знаковая система, текст, семантика знаковых систем; язык и речь, знак и значимость; система знаков: синхрония и диахрония.

54. Основные идеи семиотики Ф. де Соссюра.

55. Методология клинического психоанализа З. Фрейда.

56. Концепция археологии знания М.Фуко. Дискурсивные закономерности, высказывание и архив, историческое априори и архив, археологическое описание.

57. Оценка структуралистских допущений: все есть текст, есть универсальный код культуры и становление постструктурализма.

58. Бартовская стратегия постструктурализма. Концепция письма Р. Барта.

59. Означивание, гено-и-фено-текст, смерть автора и поворот от науки к литературе в интерпретации Р. Барта.

60. Грамматология Ж. Деррида. Прояснение понятий наличия, логоцентризма, метафизики, деконструкции, следа и прото–следа, различия и различАния, письма и прото–письма, восполнения и восполнительности.

61. Философско—методологические проблемы гуманитарных наук: соотношение общих и особенных определений.

62. Методология исторической науки. Историческое описание, специфика исторического факта и проблема существования исторической теории.

63. Интернализм и экстернализм как стили мышления в историографии науки.

64. Философия как гуманитарное познание. Понятие философии. Архетипы и методы философствования. Темы Бытие, Я, Другой, Мы в философии.

VI. Специальный семинар

“Философское, научное и гуманитарное знание: эпистемология и онтология”.

Специальный семинар “Философское, научное и гуманитарное знание: эпистемология и онтология” функционирует на базе специальности высшего профессионального образования 020100 – ФИЛОСОФИЯ. При этом ясно, что предметная область семинара предполагает участие в его тематике студентов других специальностей - естественнонаучных и гуманитарных.

Тематика курсовых и дипломных работ специального семинара “Философское, научное и гуманитарное знание: эпистемология и онтология”.

1. Природа философского знания.

Философия как метафилософия. Метафилософия как систематические размышления философии о природе философского знания.

Определения понятия философии как исторически конкретные способы философского самосознания и принципы философского творчества.

Натурфилософия как размышление о природе вещей, как размышления о природе в целом.

Философия как исследование соотношения мышления человека и бытия человека.

Философия как рефлексия культуры.

Философия как интерпретация опыта.

Философия как феномен духовной культуры.

Речь, письмо, философия: философия как речь и письмо.

Теология, наука, философия: свобода мысли как условие возможности бытия философии.

Логоцентризм философии и его преодоление.

Философское мышление как деятельность: цели, средства и результаты философствования.

Оценки, ценности, идеалы и нормы как формы аксиологической обусловленности философствования.

Философия как феномен определенной духовной культуры.

Компаративизм и герменевтика как методы поиска универсальной цивилизационной философии.

Проблема генезиса философии.