Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие для студентов Издательский центр “Наука Саратов 2006 (стр. 7 из 57)

Хабермас, представитель символического интеракционизма, показывает, что на смену идеологии частного предпринимательства приходит идеология потребительской культуры, которая обусловлена влиянием науки и научных технологий. Организация общества остается иррационально обусловленной частными интересами, а не интересами целого. Гармонизация интересов полагается возможной посредством открытого диалога субъектов коммуникации (Хабермас, Ю., 2000; 1993).

Социальные науки также могут быть поняты коммуникативно. Язык как смысловое условие коммуникации рассматривается в качестве средства описания возможных многообразий человеческих поступков. В контексте философии интерсубъективности на основе коммуникативного подхода осмысливается классическая тема – тема рациональности. С инструментальной целерациональностью (труд) ваимодействует коммуникативная рациональность (интеракция). Последняя обращена к взаимопониманию Я и Другого, направлена на достижение консенсуса посредством аргументации. Интеракции, основанные на коммуникативной рациональности, протекают в контексте открытого дискурса, свободного от априорных ценностей и норм.

По мнению Хабермаса, эти типы рациональности первоначально противостоят как, соответственно, система и жизненный мир. Система есть связь социальных элементов, устойчивость которой конституируется отношением деньги – власть. Это структурное отношение тотально не связано с коммуникативным опытом. Жизненный мир есть интеракция, атрибутами которой являются повседневность и символичность. Условия интеракции – общность смыслов культуры. Консенсус, возникающий в контексте интеракции, определяет становление социальной связи и социализации личности.

Коммуникативное общество отличается от общества иерархии как отсутствием монополии системы, так и универсальностью жизненного мира. Монополия системы редуцирует познание к идеологии. Науки, в том числе социальные и гуманитарные, становятся служанкой системы. Их манифестированное движение к истине на деле означает следование прагматической установке, имплицитно санкционированной системой.

Философия интерсубъективности есть продукт постметафизического мышления. Ее предмет – жизненный мир как эмпирический мир становления. Изменение – его логос, его закон. Изменчива и предметно ориентированная проблематика философия интерсубъективности. Способность к коммуникации становится синонимом разумности. Разумность и есть способность к коммуникации. Практический разум, его моральное содержание, систематически обращенное к идее справедливости, есть средство интер-культурных и кросс-культурных коммуникаций, определяющих движение к мировому коммуникативному сообществу (Хабермас, Ю., 2000).

Понимание философии как исследования природы вещей, как познания вечного, непреходящего сущего, как науки о первых принципах и началах вещей, как пути для достижения счастья посредством разума свойственно античной традиции. В ее контексте реализована проективная функция философии науки. Философский разум сформировал проекты развития математики, теоретического и эмпирического естествознания. Позиционирование философии как мирской мудрости, основанной на естественном свете человеческого разума, как единой науки, существующей в форме понятия, как истории самосознания, как учения об абсолюте, как науке о разуме, постигающем самого себя, характеризует осмысление предметности и проблемности классического философствования

Понимание философии как исследования соотношения мышления человека и бытия человека, как изучения универсальных законов природы, общества и мышления человека, как стратегии переоценки всех ценностей культуры, как процедуры прагматического улучшения опыта, как анализа языка, как герменевтики бытия понимающего, как рефлексии культуры, как концептогенез помечает пути самосознания философии постклассического периода. Прояснение понятия философии является способом осмысленя как предмета, так и методов философствования. Понятие философии функционирует в культуре философствования как способ его самосознания и как конструктивный принцип философского творчества. В понятии философии концептуализируется предметность, проблемность и методологичность философствования.

Деятельностная природа философии как феномена культуры состоит в том, что философствование изначально реализуется как мысле-деятельносить. Философия осознает себя как конструирование, деконструирование, как аналитическую деятельность, как деятельность по преобразованию опыта, как деятельность по продуцированию смыслов культуры. Эта сторона творчества свойственна и философии общества. Феномен общества осваивается в контекстах философской конструкции, деструкции, деконструкции, философского анализа и синтеза.

Методические рекомендации студенткам и студентам.

Философия есть определенная культура человеческого мышления. Время ее исторического бытия измеряется тысячелетиями. В ней аккумулирован интеллектуальный и духовный опыт человечества. Необходимость изучения философии студентками и студентами университетов и других высших образовательных учреждений не вызывает сомнений. От обладания способностью мыслить самостоятельно зависит не только профессиональная деятельность будущего специалиста, но и само качество жизни личности, характер общественных отношений, судьбы народов и цивилизаций.

Вопрос о том, что значит мыслить, для философии является конститутивным, фундаментальным.

В условиях наличного многообразия концепций и школ философствования и ограниченного количества учебных часов, отведенных для изучения философии, возникает проблема отбора философского материала. Приходится определять меру полноты его охвата и глубины его проработки. Для методически фундированного решения этой проблемы в программе предложены генетический и компаративистский подходы к истолкованию и изучению философии, ее бытия в истории и культуре обществ и цивилизаций.

Учебный курс философии состоит из четырех частей. Это - мета-философия, история философии, общие темы философии, особенные темы философии. Таким образом, предлагается четырехмерная структура учебного курса философии.

В контексте мета-философия дается предваряющее определение понятия философии, ее природы и генезиса. Здесь предлагаются определения предмета и метода, структуры и функций философского познания. Это – первая часть курса.

Краткий обзор истории философии составляет содержание второй части. Он базируется на понимании гармоничной связи философии и истории философии. История философии понимается как осуществление самой сущности философского мышления. Такая концепция предполагает естественность перехода от истории философии к изучению структуры философского вопрошания.

Структура философствования представлена в соотношении общих (третья часть) и особенных (четвертая часть) тем философии. Формирование общих и особенных вопросов философии обусловлено природой философского мышления. Оно всегда предметно. Оно обладает возможностью идеализаций и интерпретаций предметов нашего мышления.

Философия размышляет над опытом бытия человека в мире. Это составляет ее универсум, универсальный предметный мир философского вопрошания. Спецификация осмысления опыта бытия человека в мире и приводит к тому, что в философии формируются общие и особенные темы исследования.

К общим темам философского вопрошания отнесены метафизика, онтология и аксиология, гносеология и праксиология. Их пронизывает оппозиция метафизического и не(анти)метафизического философствования.

Особенные темы философствования формируются посредством применения идей и проблем общих разделов философствования к осмыслению природы и специфики определенных ареалов опыта бытия человека в мире. Они обозначаются такими терминами, как природа и общество, культура и человек, наука и техника. Вместе с тем осмысление особенных сфер опыта бытия человека в мире оказывает обратное влияние на содержание теоретической философии, на ее проблематику, методологию, концептуальность. Обращенность философии к опыту бытия человека в мире обусловливает ее открытость.

В целом цель изучения курса философии состоит в том, чтобы помочь студенткам и студентам научиться мыслить – мыслить самостоятельно. Этой целью определяется комплекс учебных задач, решаемых в ходе учебного процесса.

К задачам курса философии относится изучение опыта исторического бытия философии, которое позволяет освоить различные культуры философского мышления, а также изучение основных направлений современной философии в их естественной связи с разнообразными аспектами бытия человека в мире.

Существенной задачей является формирование интереса к освоению философского наследия человечества, становление способности и вкуса к самостоятельному мышлению, к осмыслению глобальных и региональных, профессиональных и личностных проблем бытия человека в мире.

Получая определенный объем философских знаний, студентки и студенты осознают свободу мысли как необходимое условие возможности бытия самой философии. Свобода мысли понимается сущностно - как прояснение оснований самого мышления, как систематическое обращение философии к своим собственным основаниям.

В результате изучения курса философии студентки и студенты смогут понять, что философия и есть свободное мышление, то есть мышление, систематически обращающееся к своим собственным предпосылкам.

Достижению поставленной цели будут способствовать разнообразные формы учебного процесса. К ним относятся лекции, семинары, самостоятельная работа студенток и студентов над текстами, написание докладов, реферативных обзоров, курсовых работ, дискуссии, конференции.