Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие для студентов Издательский центр “Наука Саратов 2006 (стр. 15 из 57)

Сциентистское направление (прагматизм, аналитическая философия, неопозитивизм, философия науки, франкфуртская школа, структурализм).

Антисциентистское направление (философия жизни, экзистенциализм, герменевтика, персонализм, постмодернизм).

История русской философии. Русская философия XIX века: западники и славянофилы, философские идеи Ф. М. Достоевского, философия В. С. Соловьева. Русская религиозная философия XX века: экзистенциальный персонализм Н. А. Бердяева, философия всеединства С. Л. Франка, философия политики. И. А. Ильина.

Философия в советской и постсоветской России. Догматизация философии. Философские исследования в современной России.

3.Теоретические положения и методические пояснения.

Освоение опыта исторического бытия философии показывает, что философствование архе-типично (Мартынович С. Ф., 2005). Архетипами философствования, то есть способами мышления бытия и мышления мышления, исторически явились архетипы философии объективности, субъективности и интерсубъективности, их принципами стали объективность, субъективность и интерсубъективность. В традиции сформировались архетипы философии объективности, субъективности и интерсубъективности. Для философии объективности конститутивна рефлексия созерцания. Философии субъективности свойственна рефлексия рефлексии. В философии интерсубъективности реализуются рефлексивные возможности коммуникации.

Для архетипа объективности характерно вопрошание о природе вещей, о природе в себе всеобщего, о том, что такое знание само по себе, истина сама по себе, справедливость сама по себе, благо само по себе. Для этого способа мышления легитимен горизонт очевидностей: вне меня существуют вещи. Проблемой, то есть тем, что не очевидно, является познание природы вещей. Этим делается акцент на онтологической проблематике философии этого архетипа: что есть сущее? Ее обсуждение приводит к определенной реализации проективной функции философии.

В архетипе субъективности очевидна констатация: я мыслю: вне меня существуют вещи. При этом не природа вещей, а природа я мыслю становится предметом философского интереса. Философ считает необходимым ответить на вопросы о том, что я могу знать? что я должен делать? на что я могу надеяться? Для философии принципиально важным оказывается исследование природы нашего Я. Тем самым, рефлексия сознания превращается в философию самосознания, в философию субъективности, озабоченной вопросом - что есть человек?

Интерсубъективность как архетип философствования центрирует внимание на исследовании соотношения моего Я и Я другого сознания, то есть на феномене интерсубъективности. Основной вопрос этого архетипа - Кто Мы? Здесь осознается педпосылочность, несамодостаточность моего мышления. Моё мышление понимается как обусловленное, скажем, родовой сущностью человека, его социально – исторической природой, языком, культурой, то есть феноменами, природа которых интерсубъективна. Моё мышление истолковывается, например, как обусловленное культурой, культурно-историческими оценками ценности вещей, бессознательной активностью психики, детерминированной желаниями, отнесенными к Другому /Другой, языком, политическими реалиями.

В философии интерсубъективности на основании когнитивного опыта нелинейности возникает новая философия, осмысливающая коммуникативный характер реальности, ее познания и транс-формации. Философия интерсубъективности предполагает коммуникативное понимание всех смыслов философского дискурса. На основе коммуникативной интерпретации категорий философии, статуса и проблематики философии, ее общих и особенных тем выстраивается направленность мышления этого архетипа.

В контексте архетипа интерсубъективности разрабатываются возможности антропологического философствования, осуществляется лингвистический поворот в философии, который активизирует аналитический проект. Развивается психоаналитическая программа философских исследований. В центре внимания оказывается феномен коммуникации многих я, задающий социальную реальность.

Понимание предмета философии архетипично, задается определенным архетипом философствования. В философии объективности, которой характерен онтологизм как способ философствования, предмет философии объективируется. Философия толкуется как учение о первых началах и принципах бытия. Понимание же бытия (под которым мыслится некое устойчивое основание, некий инвариант изменчивого человеческого опыта) определяется мышлением. Так мышление предписывает познанию исходные предпосылки деятельности. В рамках этого архетипа Демокрит учил об атомистической природе бытия, Платон размышлял о вечном, неизменном и множественном бытии идей как прообразе вещей, Аристотель развил учение об индивидуальных и универсальных субстанциях.

Естественной оппозицией догматическому истолкованию бытия в архетипе философии объективности было скептическое философствование, предлагавшее воздерживаться от суждений о принципиально неочевидном мире догматически мыслимого бытия. Предметом философствования, поэтому, становился повседневный опыт человеческой жизни.

В философии субъективности предмет философского интереса переносится с объекта на субъект, на постижение его природы. Декарт, кое в чём следуя Августину, перенес центр философского исследования на наше Я, на природу нашей субъективности. Наше Я мыслю стало предметом философских размышлений не только для Декарта, но и для последующих философов нового времени.

Развивая возможности такого поворота в стратегии философствования, Кант дал последовательное толкование вопросов философии, действующей в контексте архетипа субъективности. Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться? Что такое человек? – именно эти вопросы отнесены немецким мыслителем к числу вопросов, определяющих предмет философии.

Понимание предмета и задач философии меняется в философии архетипа интерсубъективности, в философии современности. Здесь происходит как бы возврат к философии бытия античности. Но бытие теперь понимается как нечто интерсубъективное – родовая сущность человека, практика, язык, культура, история, опыт отношения человека к миру. Философия интерсубъективности – исторически первый архетип неклассической философии. Он характеризуется плюральностью и дополнительностью философских интерпретаций опыта бытия человека в мире. Так, для Фейербаха человек есть единственный и универсальный предмет философии. По Ницше, философия осуществляет переоценку интерсубъективных ценностей культуры. Для аналитической философии предмет философии есть языковой способ объективации мышления и сознания человека.

Объективность, субъективность, интерсубъективность есть ступени в направленном процессе развертывания культуры философствования, процесса становления философии как самосознания личности, общества, человечества.

4. Литература.

Литература основная.

Алексеев П.В. История философии: Учебник. - М: Проспект: Велби, 2005. - 237 с.

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. Изд-е 3, доп. и перераб. – М.: ПБОЮЛ Грачев С.М., 2000.

Августин. Исповедь. М., 1990.

Аристотель. Метафизика // Аристотель. Сочинения. Т. 1. М., 1975.

Бердяев Н. А. Русская идея. Судьба России. - М., 1997.

Бохенский Ю. М. Современная европейская философия. - М.: Научный мир, 2000.- 256 с.

Зотов А. Ф. История западной философии. М., 2000.

Косыхин В. Г. Концепции современной философии. Саратов, 2004.

Лекторский В. А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2000.

Мамардашвили М. Картезианские размышления. М., 1993.

Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. Ч. 1. Исходные философские проблемы, понятия и принципы. — М., 1991 / 2. История философской мысли: общая характеристика.

От Я к Другому. Сб. пер. по проблемам интерсубъективности, коммуникации, диалога. Минск, 1997.

Ойзерман Т.И. Философия как история философии. - СПб.: Алетейя, 1999. - 447 с.

Платон. Соч.: В 3 т. М., 1971. Т. 3 (1).

Платон. Диалоги: Федр, Пир, Гиппий, Протагор, Горгий, Парменид, Софист, Тимей.

Фуко М. История сексуальности-III: Забота о себе. М., 1998.

Фуко М. Археология знания. К.: Ника-Центр, 1996.-208 с.

Рассел Б. История западной философии. М., 2006

Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М., 2002.

Рорти Р. Историография философии // Рассел Б. История западной философии. Кн. 1-2. Новосибирск, 1994. С.305-330.

Руссо Ж. Ж. Исповедь //Избранные произведения в 3-х тт., М., 1961, т.3.

Спиноза Б. Об усовершенствовании разума: Сочинения. М.-Харьков, 1998.

Философия: Учебник для вузов / Под общ. ред. В. В. Миронова. — М.: Норма, 2005. / Раздел I. История западной философии. Раздел II. Западная философия в XX столетии. Раздел III. История русской философии.

Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989.

Юм Д. Трактат о человеческой природе: В 2 т. М., 1995.

Литература дополнительная.

Асмус В.Ф. Античная философия. Высшая школа, 2001, - 400с.

Бэкон Ф. Соч.: В 2 т. М., 1977-1978.

Беркли Д. Сочинения. М., 1978.

Введенский А. И., Лосев А. Ф., Радлов Э. Л., Шпет Г. Г.: Очерки истории русской философии. Уральский университет, 1991.

Виндельбанд В. История древней философии. - М., 1996.

Вольтер Ф.М.А. Философские сочинения. М., 1989.

Гайденко П. П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. М., 2000.

Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук: В 3 т. М., 1974-1977. Гегель Г.В.Ф. Наука логики: в 3 т. М., 1970-1971.

Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. СПб., 1994.

Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. СПб., 1994, Кн.1-3.

Гельвеций К.А. Сочинения в 2 т. М., 1973 - 1974.

Гольбах П.А. Избранные произведения в 2 т. М., 1963 — 1964.