Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие для студентов Издательский центр “Наука Саратов 2006 (стр. 14 из 57)

Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. М., 1991.

Налимов В.В. Размышления о путях развития философии. // ВФ, 1993, № 9.

Ойзерман Т.И. Философия как история философии. - СПб.: Алетейя, 1999. - 447 с.

Радхакришнан С. Индийская философия. В 2-х тт. М., 1993.

Рассел Б. История западной философии. М., 2006.

Семушкин А. В. У истоков европейской рациональности. Начало древнегреческой философии: Учеб. пособие. - М.: Интерпракс, 1996. - 192 с.

Соколов В.В. Историческое введение в философию: История философии по эпохам и проблемам: Учебник. - М.: Акад. проект, 2004. - 911 с.

Соловьев В.С. Исторические дела философии. // ВФ, 1988, № 8.

Философия: Учебник для вузов / Под общ. ред. В. В. Миронова. — М.: Норма, 2005 / Раздел 1. Параграф: Генезис философии в Древней Греции.

Хайдеггер М. Что такое метафизика? // Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.

Чанышев А.Н. Начало философии. М., 1982.

Элиаде М. Аспекты мифа. М., 1995.

Литература дополнительная.

Голан А. Миф и символ. М., 1993.

Голосовкер Я.Э. Логика мифа. М., 1987.

Антология даосской философии. Сост. В. В. Малявин и Б. Б. Виногродский. М., 1994.

Китайская философия: Философский энциклопедический словарь. М., 1995.

Лукьянов А.Е. Становление философии на Востоке (Древний Китай и Индия). М., 1992.

Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. - СПб.: Петрополис. Т. 1: Античность. - 1997. - 336 с.; Т. 2: Средневековье. - 1997. - 368 с.; Т. 3: Новое время. - 1996. - 736 с.

Соколов В.В. От философии античности к философии нового времени: Субъект-объектная парадигма. - М.: Эдиториал УРСС, 1999. - 336 с.

Степанянц М.Т. Восточная философия. Избр. тексты. - 2-е изд. - М.: Вост. лит., 2001. - 511 с.

Шохин В. К. Брахманистская философия. Начальный и раннеклассический периоды. М., 1994.

Щуцкий Ю.К. Китайская классическая "Книга Перемен". М., 1993.

5. Темы рефератов и контрольных работ.

Концепция осевого времени К. Ясперса и ее оценка.

Концепции генезиса философии: их анализ.

Формирование философии как критики обычая, обыденного сознания, норм и ценностей культуры традиционного общества.

Анализ соотношения понятий миф, логос, наука.

Понятие античного типа философствования, его оценка.

6. Вопросы для самооценки знаний.

В чем теоретический и эмпирический смысл проблемы генезиса философии?

Каковы особенности гносеогенной концепции генезиса философии?

В чем специфика мифогенной концепции генезиса философии?

Что такое Осевое время и как оно связано с проблемой генезиса философии?

Как соотносятся миф и логос, мифологическое и философско-теоретическое мышление?

Что такое свобода мышления? Является ли свобода мышления существенной для самого бытия философии?

Чем отличается античный тип философствования от типа философствования, свойственного русской философии?

Тема 4. Историческое бытие философии и историография философии.

1. Основные понятия.

Историческое бытие философии, историография философии. Архетип философствования. Философия объективности, философия субъективности, философия интерсубъективности.

Философское учение, космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм, классический и неклассический типы философствования, направления философствования.

Античная философия. Средневековая философия. Философия эпохи Возрождения. Философия Нового времени. Западная философия: XX век. Русская философия.

2. Содержание.

Философия и история философии. История философии как историческое бытие философии и как историография философии. Историческое бытие философии как феномен духовной и социально-политической жизни человека и общества. Историческое бытие философии как осуществление сущности философии.

Философское учение. Философия как многообразие философских учений. Проблема единства философских учений. Великие философы (творцы философских учений) как историографы философии: Платон, Аристотель, Секст Эмпирик, Кант, Шеллинг, Гегель, Фейербах, Рассел.

Феномен и понятие архетипа философствования. Философия объективности, философия субъективности, философия интерсубъективности.

Периодизация история философии. Гегелевская периодизация история философии: греческая философия как становление принципа идеи в философии, германская философия как становление принципа духа в философии. Современная историческая периодизация истории философии: древняя философия, средневековая философия, философия эпохи Возрождения, философия нового времени, современная философия.

Античная философия как философия объективности. Космологизм и онтологизм ранней греческой философии. Натурфилософия. Ионическая и италийская школы: вопрос о первоначале всего сущего, понятия монады и бытия. Тема бытия, ее материалистическая и идеалистическая трактовка. Единое Парменида. Античный атомизм Демокрита и Эпикура. Философия Платона. Идеи Платона. Бытие и становление: Определения, характеризующие, по Платону, мир бытия и мир становления (чувственный мир): бытие — становление, вечное — временное, покоящееся — движущееся, бессмертное — смертное, постигаемое разумом — воспринимаемое чувствами, всегда себе тождественное — всегда иное, неделимое — делимое. Индивидуальные сущности (субстанции) Аристотеля. Этические школы античной философии: софисты, скептики, киники, стоики, эпикурейцы. Неоплатонизм и гностицизм как религиозно-философские учения поздней Античности.

Философия Средних веков и Нового времени как философия субъективности.

Теоцентризм средневековой философии. Средневековая философия как синтез христианского учения и античной философии. Фома Аквинский — систематизатор средневековой схоластики. Номиналистическая критика томизма Идеи креационизма, провиденциализма и волюнтаризма. Патристика как синтез христианства и неоплатонизма. Схоластика как синтез христианства и аристотелизма. Проблема соотношения единичного и общего в философии реализма (Ансельм, Августин, Эриугена, Фома Аквинский) и номинализма (Росцелин, Оккам, Абеляр).

Эпоха Возрождения и Новое время как период великой философской революции: новое понимание человека как деятельного существа, преобразовывающего мир; новое понимание природы как закономерной сферы приложения человеческих сил; осознание универсальной регулятивной ценности научной рациональности в сфере человеческой деятельности; восприятие идей общественного договора, суверенности личности, естественных прав человека.

Философия эпохи Возрождения. Гуманизм и натурфилософия. Философско-политический реализм Макиавелли. Принцип автономии политики. Леонардо да Винчи: художник, естествоиспытатель, философ итальянского Возрождения. Антропоцентризм философии эпохи Возрождения. Натурфилософия Возрождения: натуралистический (Парацельс, Дж. Бруно) и мистический (Н. Кузанский, Я Бёме) пантеизм. Социальные утопии Т. Мора, Т. Кампанеллы, Ф. Бэкона.

Философия Нового времени. Научная революция и философия XVII века. Метафизика философии XVII века. Рационализм Р. Декарта, Б. Спинозы, Г. Лейбница и эмпиризм Ф. Бэкона и Дж. Локка. Философия экспериментального естествознания Ф. Бэкона.

XVIII век как век научного разума, как век Просвещения. Философия Просвещения: уверенность в безграничных возможностях человеческого разума, в прогрессе наук, создающем условия для экономического и социального благополучия. Критика просветителями метафизики, пришедшей в XVI—XVII веках на смену средневековой схоластике, за приверженность умозрительным конструкциям, за недостаточное внимание к опыту, к эксперименту. Наука и прогресс как ценности Просвещения. Оптимизм Просвещения как выражение умонастроения молодой буржуазии. Англия как родина капитализма и родина Просвещения. Дж. Локк и Д. Юм как философы английского Просвещения. Вольтер, Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро, П. Гольбах как представители французского Просвещения. Молодой И. Кант как представитель германского Просвещения. Концепции общественного договора Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо.

Немецкая классическая философия: И. Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель. Критическая философия Канта. Философия абсолютного духа Гегеля.

Постклассическая философия как философия интерсубъективности. Антропологический принцип философии Л. Фейербаха. Диалектический материализм К. Маркса и Ф.Энгельса. как философский марксизм. Западный марксизм. Позитивизм О.Конта, Дж. Милля и Г.Спенсера, его антиметафизическая направленность.

Философии жизни (Ф. Ницше, Г. Зиммель, А. Шпенглер, В. Дильтей, Х. Ортега-и-Гассет, А. Бергсон): понятия потока жизни, потока сознания, души культуры. Темы аксиологии и культурологии в неокантианстве (Э. Кассирер, В. Виндельбанд, Г. Риккерт). Тема знания и истины в философии прагматизма (Ч. Пирс, У. Джеймс, Дж. Дьюи).

Логический анализ языка в аналитической философии (Л. Витгенштейн, Б. Рассел, Р. Карнап). Анализ мышления и культуры в структурализме (К. Леви-Стросс, Р. Барт, М. Фуко). Экзистенциальная проблематика бытия человека-в-мире (М. Хайдеггер, К. Ясперс, А. Камю, Ж.-П. Сартр, Н. Аббаньяно). Герменевтика (В. Дильтей, М. Хайдеггер, Г. Гадамер, П. Рикёр) как методология гуманитарного познания. Идеи интенциональности и интерсубъективности сознания в феноменологии (Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, П. Рикёр, М. Мерло-Понти).

Философия постструктурализма (Ж. Деррида, Ж. Делёз, Ж. Бодрийар): принципы различия и множественности, метод деконструкции, понятия симуляции, текста, интер- и гипертекстуальности.

Иррационалистическое учение Ф. Ницше: стратегия переоценки ценностей западной культуры.

Западная философия: XX век. Общие черты и особенности: вторая научная революция (конец XIX в.) и возникновение новой, неклассической науки. Релятивизм и плюрализм как её методологические принципы. Становление науки в качестве непосредственной производительной силы. Переход от традиционной классической философии к философии неклассической (рубеж XIX и XX столетий); возникновение в последней четверти XX века постмодернистской философии как отражения новых тенденций в западной культуре; постмодернистские течения как постнеклассический тип философии; оппозиция сциентизма и антисциентизма, стремление к преодолению метафизики, лингвистический и антропологический повороты в стратегиях философствования.