Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие для студентов Издательский центр “Наука Саратов 2006 (стр. 49 из 57)

Целью изучения студентами специальности Философия учебной дисциплины Методология гуманитарного познания является формирование у них философских знаний о природе гуманитарных наук, о философской методологии гуманитарного познания.

В качестве задач выступает изучение определенных философских концепций природы гуманитарных наук, философских концепций методологии гуманитарного познания.

Методология гуманитарного познания занимает вполне определенное место в учебном процессе специальности Философия. Гуманитарные науки и другие сферы гуманитарного познания осваиваются философией с момента ее исторического возникновения. Поэтому курс методологии гуманитарного познания находится в коррелятивных отношениях, как к современному состоянию философии, так и к истории философии в целом. Это обстоятельство определяет содержание данной учебной дисциплины.

Общие требования к образованности специалиста - философа, требования к знаниям и умениям по методологии гуманитарного познания:

- необходимо знать принципы и основное содержание философских концепций природы гуманитарных наук и философской методологии гуманитарного познания;

- необходимо уметь критически оценивать предпосылки этих концепций, уметь выявлять их эвристическое содержание применительно к гуманитарным наукам, уметь применять философские концепции в работе с гуманитарными науками, с гуманитарными текстами.

Методические рекомендации преподавателю.

Преподавание курса методологи гуманитарного познания базируется на изучении текстов классиков философской мысли, разработавших парадигмальные концепции философии и методологии гуманитарного познания. Это обстоятельство определяет содержание и методику построения лекций и других форм учебного процесса.

Методические указания студентам.

Студентам целесообразно осваивать курс методологи гуманитарного познания на основе внимательного изучения рабочей программы, лекций преподавателя, текстов классиков философской мысли, разработавших парадигмальные концепции философии и методологии гуманитарного познания.

При подготовке докладов, рефератов, курсовых и дипломных работ целесообразно точно определить круг текстов, указанных в списке основной литературы, относящихся к избранной теме, проштудировать их содержание, понять их логику и основные идеи и на этой основе написать свой личный текст.

Рекомендации по использованию информационных технологий.

При подборе информационных источников можно использовать следующие интернет-ресурсы:

http://www.philosophy.ru/library/ - электронная библиотека Института философии РАН

http://philos.msu.ru/library - Библиотека философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова

http://www.auditorium.ru/aud/index.php - Библиотека гуманитарных текстов "AUDITORIUM"

http://www.earlham.edu/~peters/gpi/ - путеводитель по философии в Интернет (англ.)

Раздел 2. Тематический план учебной дисциплины Методология гуманитарного познания.

№ п/п Наименование раздела, подраздела, темы лекции Бюджет учебного времени Форма текущего и итогового контроля
Всего в том числе
лекции лабораторные и практические семинарские занятия самостоятельная работа
1 2 3 4 5 6 7 8
Очная полная программа
1. 1.2 1.3 и т.д. Раздел Подраздел Лекция и т.д. 75 34 41 зачет
Тема 1. 8 4 4
Тема 2. 5 1 4
Тема3. 5 1 4
Тема 4. 6 2 4
Тема 5. 8 4 4
Тема 6. 11 6 5
Тема 7. 8 4 4
Тема 8. 20 6 4
Тема 9. 8 4 4
Тема 10. 6 2 4
итого 75 34 41
Очная форма в ускоренные сроки
Очно-заочная форма
Заочная полная форма
75 8 67 зачет
Тема 1. 12 1 11
Тема 2. 12 1 11
Тема 5. 14 2 12
Тема 6. 13 2 11
Тема 8. 12 1 11
Тема 9. 12 1 11
итого 75 8 67
Заочная форма в ускоренные сроки

Раздел 3. Содержание учебной дисциплины Методология гуманитарного познания.

Тема 1. Вопрос о природе гуманитарных наук.

Гуманитарные науки как науки о мире свободы, как науки о духе, культуре, творчестве, личности, смысле, тексте.

Опыт философских концептуализаций предметного мира гуманитарных наук. Метафизика нравов Канта. Метафизические начала учения о праве. Метафизические начала учения о добродетели.

Предметный мир и проблематика гуманитарных наук в Философии духа Гегеля. Субъективный дух: антропология, феноменология духа, психология. Объективный дух: право, моральность, нравственность. Абсолютный дух: искусство, религия откровения, философия.

В. Дильтей: Введение в науки о духе: Науки о духе как совокупность наук, имеющих своим предметом исторически-общественную действительность. Человек как целостное воляще-чувствующе-представляющее существо. Метод Дильтея: каждую часть научного мышления соразмерять с целым человеческой природы, как ее являют опыт, изучение языка и истории. Целостность человеческой природы как основа для объяснения всего: живого единства личности, внешнего мира, жизни индивидов вне нас. Науки о духе как науки о человеке, истории и обществе, изучающие факты духовного порядка, составляющие действительность, подлежащую не овладению, но, прежде всего, осмыслению. Воображаемые чисто духовные существа, их система как царство личностей как предмет чистой науки о духе. Духовная жизнь человека как абстракция от психофизического жизненного единства, выступающего в качестве человеческого существования и человеческой жизни. Система таких жизненных единств как действительность, составляющая предмет историко-общественных наук.

Г. Риккерт: Науки о природе и науки о культуре: формальный (методический) и материальный (предметный) принципы деления наук. Природа как совокупность всего того, что возникло само собой, само родилось и предоставлено собственному росту. Культура как то, что создано человеком, действующим сообразно оцененным им целям. Культура как совокупность объектов, связанных с общезначимыми ценностями. Принцип отнесения явления к культурным ценностям: без точки зрения ценности, отделяющей блага от свободной от ценности действительности, нельзя провести отграничения природы и культуры. Явления культуры как воплощения определенных ценностей суть блага. Ценности сами по себе как значимости, не представляющие собой действительности. Функция ценности - превращать части действительности в блага культуры.

Религия, церковь, право, государство, нравственность, наука, язык, литература, искусство, хозяйство как культурные блага. Явления культуры как объекты науки о религии, юриспруденции, истории, филологии, политической экономии и т.д., т.е. всех “наук о духе”, за исключением психологии. Двойственное рассмотрение предметов (как явлений природы или как явлений культуры) как критерий различия наук о природе и наук о культуре. Невозможность для наук о культуре отделять физическое бытие от психического бытия, как это делает психология. Рассмотрение явлений культуры как по отношению к ценностям, так и по отношению к оценивающему их психическому существу.

Неприемлемость деления наук, основанного на противоположности природы и духа, так как наличность психического как природного еще не создает объекта культуры: в понятии психического, как необходимой предпосылки всякой оценки, не заключено понятие общезначимой ценности. Необходимость логического различия как между духовным бытием, или психическими актами оценки, с одной стороны, и самими ценностями и их значимостью — с другой, так и между благами и заложенными в них ценностями. Психический акт оценки связан с культурой, но не совпадает с ценностью, превращающей действительность в культурное благо.

Понятие как соединение существенных элементов какой-нибудь действительности. Принцип исторического, или индивидуализирующего, образования понятий, содержание которых представляет собой нечто особенное и индивидуальное. Естественнонаучное, или генерализирующее, образование понятий. Понятие культуры как условие возможности возникновения индивидуализирующего образования понятий.

Различие двух родов индивидуального: простая разнородность, совпадающая с самой действительностью, и историческая индивидуальность как определенное понимание действительности. Понятие культуры дает историческому образованию понятий такой же принцип выбора существенного, какой в естественных науках дается понятием природы как действительности, рассмотренной с точки зрения общего. Принцип отделения исторической индивидуальности от несущественной разнородности.