Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие для студентов Издательский центр “Наука Саратов 2006 (стр. 9 из 57)

Рефлексивность философского знания. Структура философского знания, ее историческая эволюция. Формирование структуры философского знания в процессе осмысления универсального предметного мира философского исследования. Движение философии к своим целям как самоопределение структуры философского знания. Общие темы философии: метафизика (учение о мире в целом и его первопричине, о свободе и бессмертии), учение о бытии (онтология), учение о познании (гносеология), учение о ценностях (аксиология), праксиология как учение о практической деятельности человека, ее природе и роли в. бытии человека, в становлении и развитии философии и других форм освоения мира. Особенные темы философии: философия природы, учение о человеке (философская антропология), учение об обществе (социальная философия), философия истории, философия культуры, морали, искусства, религии, философия науки и осмысление других локальных сфер опыта бытия человека в мире. Изменение структуры философского знания в процессе развития общества и культуры. Трансформация философии как единого теоретического знания о мире, отделение конкретных наук, конкретизация философской проблематики внутри собственно философии, формирование относительно самостоятельных и взаимодействующих друг с другом областей философии.

Функции философии. Мировоззренческая, познавательная, методологическая, рефлексивно-критическая, прогностическая функции философского знания. Роль философии в поиске мировоззренческих ориентиров, способствующих решению новых проблем бытия человека в мире. Философия как рациональное прояснение универсалий культуры, их выражение в системе категорий. Философское познание как самосознание культуры, как теоретически-категориальная санкция целесообразного способа жизни. Обоснование категориальных смыслов в качестве ценностей как выражение мировоззренческой функции философии. Прогностическая функция философского знания: закрытые (консервативные) и открытые (креативные) общества. Канонизация и догматизация философских учений в консервативных обществах. Актуализация значимости философского прогноза в открытых (креативных) обществах. Изменение соотношения философии, политики, идеологии, религии, теологии и богословия в истории европейской цивилизации.

Свободное рефлексивно-критическое мышление как родовая сущность философии, ее исторические деформации: философия как служанка теологии, философия как служанка идеологии и политики. Возможности их преодоления.

Свобода мышления как условие возможности бытия философии.

3.Теоретические положения и методические пояснения.

Слово «философия» буквально есть соединение двух греческих слов: филео — любовь и софия — мудрость. Это дает возможность двойственного толкования смысла термина «философия»: либо как “любовь к мудрости”, либо как “любовь и мудрость”.

Философия возникает и существует как вид духовной деятельности, предметом которой является осмысление мировоззренческих вопросов, понимание мира в целом, природы человека, характера отношения человека к миру.

Сопоставление философии с другими феноменами духовной культуры проясняет отношения сходства и различия, существующие между ними и философией. Сравнение искусства, религии и философии по тому способу, посредством которого они осваивают опыт бытия человека в мире, показывает, что искусство постигает свой универсум посредством образов, религиозное отношение человека к миру реализуется в процессе переживания. А философия осваивает мир с помощью понятий. Мышление посредством понятий есть единственный инструмент философствования.

Если попытаться сравнить философию, теологию и науку, то оно окажется плодотворным. Основанием сравнения можно избрать характер рассматриваемых проблем и способ их решения. И философия, и теология в конечном счете размышляют об отношении человека и мира. Размышляя об этом универсуме, они обнаруживают свой мировоззренческий статус.

Теология обосновывает теологически креативную природу мира и человека. В этом ее определенность, ее граница, ее догма.

В условиях развитого состояния науки философия не претендует на эмпирические утверждения о мире. Это дело науки. Наука, в отличие от философии, осваивает мир посредством опыта. Поэтому научное знание о мире является определенным, предметным, эмпирическим.

Философия может искать первые принципы бытия и познания мира человеком, может рефлектировать над процессом познания мира посредством науки. В этом смысле ее поиск более свободен. Философия не принимает предпосылок, которые были бы принципиально выведены из под критической рефлексии. На всех предметах философской мысли лежит печать сомнения и критики. Все решения проблем, которые предлагает философия, аргументируются на разумных основаниях – обосновываются, опровергаются и снова обосновываются. Философия гибко реагирует на разделение интеллектуального труда. Она постоянно переосмысливает свои исследовательские стратегии. В результате чего возникают новые философские направления мышления и исследования.

Опыт бытия человека в мире является предметным универсальным миром философского вопрошания. Философия реализует две основные мыслительные стратегии. Она осознает себя как мышление бытия, а также как мышление мышления. Поэтому философское знание рефлексивно. Философия есть культура рефлексии, культура самопознания. Формирование структуры философского знания происходит в процессе осмысления предметного универсального мира философского исследования.

Функционируя как мыследеятельность, философия находится в теоретическом и практическом отношении к миру, к опыту бытия человека в мире. Для теоретической философии характерна интенция познавать, промысливать то, что есть. Предмет ее исследования – сущее. Развитое состояние теоретической философии есть результат опредмечивания теоретического отношения человека к миру.

Практическая философия есть проявление и мыслительная реализация практического отношения к миру, к опыту бытия человека в мире. Предмет ее исследования – должное, целесообразное. Понимание связи теоретической и практической частей философии может быть различным. Это зависит от понимания соотношения сущего и должного. Если мир должного противопоставлен миру сущего, то неизбежен разрыв между теоретической и практической частями философии. Если же сущее и должное истолковываются как некое гармоническое единство, то возникает соответствующее единство теоретической и практической философии.

В содержании философии в целом и в содержании философских учений целесообразно различать общие и особенные темы философствования. Это другой аспект структуры философского знания. Мышление о бытии, ценностях, познании, деятельности формирует общие темы философии. Мышление о локальных сферах бытия человека – природе, истории, культуре продуцирует особенные темы философствования.

Соотношение теоретической философии и философии практической, общих и особенных тем философствования задает своеобразные структуры философских учений.

Для прояснения природы философского знания необходимо осмыслить явление многообразия философских учений, направлений, традиций как фундаментальный факт специфики философского знания. Что следует из этого факта? Его можно интерпретировать по-разному. Выявить наиболее обоснованные интерпретации этого факта – задача не только учебного процесса, Это есть фундаментальная проблема современной мата-философии.

Философское учение концептуально. Концептуальность философского учения означает, что все его смыслы организованы определенной идеей, понятием, принципом, то есть определенным когнитивным началом. Исторические примеры концептов философских учений многочисленны. К ним относятся, например, атомы Демокрита, идеи Платона, субстанции Аристотеля, cogito Декарта, a priori Канта, дух Гегеля, практика Маркса, Da-Sein Хайдеггера, ризома постструктурализма. Жиль Делез о философии как концептогенезе.

Феномен концептуальности философского учения можно осмыслить как методический прием при изучении философии. Осваивая содержание философских учений, полезно поставить вопрос о смысле его концепта, то есть исходного принципа учения, который определяет его целостность и оригинальность.

Размышление философии о философии, философии о самой себе является условием возможности существования философии как особой культуры мысли. Темы начала и понятия философии, предметности, проблемности и методологичности философствования естественным образом возникают на пути самосознания философии. Их постановки, обсуждения и возможные решения опираются на опыт исторического бытия философии.

Самосознание философии герменевтично по своей природе. Так, например, герменевтична ситуация соотношения тем начала философии и понятия философии. Условием познания начала философии является наличие понятия философии. Условием же формирования понятия философии является наличие философии как феномена культуры.

Герменевтический круг в самосознании философии выражает реальную природу самосознания вообще. Феномен круга понимания философии в ее самосознании не может быть устранен. Возможны же обогащения, конкретизации мысли в динамике этого круга на основе осмысления опыта традиции, опыта исторического бытия философии.

Поэтому формирование понятия философии есть задача, постановки, обсуждения и возможные решения которой непрерывно возобновляются в историческом бытии философии.