Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие для студентов Издательский центр “Наука Саратов 2006 (стр. 51 из 57)

Язык, слово и его место в человеческой жизни. Всеобъемлющая и многограннейшая реальность слова, ее невозможность быть предметом только одной науки — лингвистики. Предмет лингвистики: только материал, только средства речевого общения, а не самое речевое общение, не высказывания по существу и не отношения между ними (диалогические), не формы речевого общения и не речевые жанры. Лингвистика как наука только об отношениях между элементами внутри системы языка, об отношениях между высказываниями, но не об отношениях высказываний к действительности и к говорящему лицу (автору).

Понимание как диалог. Данное и созданное в речевом высказывании. Высказывание не только как отражение или выражение чего-то вне его уже существующего, данного и готового. Высказывание как создание чего-то до него никогда не бывшего, абсолютно нового и неповторимого, имеющего отношение к ценности (к истине, к добру, красоте и т. п.). Анализ простейшего бытового диалога (“Который час?”—“Семь часов”).

Феномен голоса. Когда в языках, жаргонах и стилях начинают слышаться голоса, они перестают быть потенциальным средством выражения и становятся актуальным, реализованным выражением; в них вошел и ими овладел голос.

Диалогичность отношения к смыслу. Диалогичность понимания. Понимание языка и понимание высказывания (включающее ответность и, следовательно, оценку).

Высказывание как смысловое целое. Сущность высказывания как смыслового целого,

Лингвистика имеет дело с текстом, но не с произведением. Чисто лингвистические отношения (то есть предмет лингвистики) — как отношения знака к знаку и знакам в пределах системы языка или текста (то есть системные или линейные отношения между знаками).

Отношения высказываний к реальной действительности, к реальному говорящему субъекту и к реальным другим высказываниям, отношения, впервые делающие высказывания истинными или ложными, прекрасными и т. п., никогда не могут стать предметом лингвистики. Отдельные знаки, системы языка или текст (как знаковое единство) никогда не могут быть ни истинными, ни ложными, ни прекрасными и т. п.

Проблема диалогических отношений, их своеобразие. Их несводимость ни к логическим, ни к лингвистическим, ни к психологическим, ни к механическим или каким-либо другим природным отношениям. Диалог, как особый тип смысловых отношений, членами которых могут быть только целые высказывания (или рассматриваемые как целые, или потенциально целые), за которыми стоят (и в которых выражают себя) реальные или потенциальные речевые субъекты, авторы данных высказываний. Реальный диалог (житейская беседа, научная дискуссия, политический спор и т. п.). Отношения между репликами такого диалога как наиболее внешне наглядный и простой вид диалогических отношений.

Обзор по истории научного вопроса (самостоятельный или включенный в научный труд по данному вопросу) производит диалогические сопоставления (высказываний, мнений, точек зрения) высказываний и таких ученых, которые ничего друг о друге не знали, и знать не могли. Общность проблемы порождает диалогические отношения.

Согласие — одна из важнейших форм диалогических отношений. Согласие, его разновидностями и оттенками. Два высказывания, тождественные во всех отношениях (“Прекрасная погода!”—“Прекрасная погода!”), если это действительно два высказывания, принадлежащие разным голосам, а не одно, связаны диалогическим отношением согласия.

Ответное понимание речевого целого, его носит диалогический характер.

Понимание целых высказываний и диалогических отношений между ними неизбежно носит диалогический характер (в том числе и понимание исследователя-гуманитария); понимающий (в том числе - исследователь) сам становится участником диалога, хотя и на особом уровне (в зависимости от направления понимания или исследования).

Критерий глубины понимания как один из высших критериев в гуманитарном познании. Высказывание (речевое произведение) как неповторимое, исторически единственное индивидуальное целое.

Проблема классификации наук. Статус гуманитарных наук в системе научного познания. Гуманитарные науки и логика, математика, информатика. Гуманитарные науки и естествознание. Гуманитарные науки и технические науки. Гуманитарные науки и медицинские науки. Гуманитарные науки и науки социальные.

Тема 2. Гуманитарные науки: многообразие научных дисциплин и проблема их единства.

Историография, культурология, этнография, религиоведение, искусствоведение, языкознание, литературоведение, семиотика, философия как систематические (научные) дисциплины гуманитарного познания.

Предметная и методологическая, проблемная и концептуальная определенность гуманитарных наук.

Источник многообразия гуманитарных наук. Проблема единства гуманитарных наук.

Тема 3. Философия, методология и гуманитарные науки.

Философия объективности и философско—метафизические проекты в сфере гуманитарного познания. Догматический и скептический методы философствования и гуманитарное познание.

Философия субъективности и становление гуманитарных наук. Догматический, скептический и критический методы философствования и гуманитарные науки.

Философия интерсубъективности и многообразие методов философствования. Догматический, скептический, критический, аналитический, антропологический, герменевтический и феноменологический методы философствования и гуманитарные науки.

Тема 4. Диалектика как проект и методология гуманитарного и социального познания.

Ироническая диалектика Сократа, спекулятивная диалектика идей Платона, негативная диалектика Канта, экзистенциальная диалектика и их место в глобальном проекте диалектизации гуманитарного и социального познания.

Спекулятивная диалектика Гегеля как проект саморазвертывния духа, развития гуманитарного познания, культуры в целом. Гегелевская конструкция истории, религии, искусства, права, истории философии, логики как философской онтологии как предметная реализация догматического метода спекулятивной диалектики.

Диалектика “Капитала” Маркса как диалектика теоретического восхождения от абстрактных определений предмета к его конкретным определениям.

Критический (диалектический) рационализм Поппера и логика социальных и гуманитарных наук. Статья Поппера Что такое диалектика?, ее содержание и значение.

Тема 5. Феноменология и гуманитарное познание.

Феноменология Канта. Феномен и ноумен, феноменальный и ноуменальный миры. Феноменология, метафизика, теоретическая и практическая философия Канта. Метафизические начала феноменологии. Статус феноменологии Канта в концепции метафизических начал естествознания. Мир свободы и метафизика нравов.

“Феноменология духа, или наука о сознании” Гегеля. Сознание вообще, самосознание, разум. Знание как субъективная достоверность и истина.

Феноменология Гуссерля. Понятие теоретической философии. Философия как строгая наука в интерпретации Э. Гуссерля. Понятие феномена. Ноэзис и ноэма в структуре феномена. Феноменология как онтология и метод. Структура интенционального акта и его герменевтическое измерение. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Кризис наук как выражение радикального жизненного кризиса европейского человечества. Истоки противоположности между физикалистским объективизмом и трансцендентальным субъективизмом. Гуссерль о психологии Локка в рамках натуралистической теории познания. Гуссерль о психологии Юма как фикционалистской теории познания. Гуссерль о родстве и различии между психологией и трансцендентальной философией; психология как поле решений. Гуссерль о соотношении между трансцендентальной психологией и трансцендентальной философией.

Понятие феноменологии в философии М. Хайдеггера. Соотношение онтологии, феноменологии и герменевтики в “Бытии и времени”. Онтологическое и онтическое в вопросе о бытии. Отологическая аналитика присутствия как высвобождение горизонта для интерпретации смысла бытия вообще. Задача деконструкции истории онтологии и феноменологический метод разыскания. Присутствие и временность. Временность и повседневность. Временность и историчность.

Концепция феноменального тела М. Мерло-Понти. Феноменология как способ философствования, формирующий целостное миропонимание. Феноменологическая концепция истории.

Э. Левинас: интенциональность сознания как открытость иному и условие моральности. Встреча с иным и возможность диалога с бесконечным бытием. Критика философского тоталитаризма, выражающегося в претензии осуществить целостный охват реальности посредством абсолютной целостности знания.

Тема 6. Герменевтика и гуманитарное познание.

Герменевтика в системе древнегреческой культуры. Античные концепции имени: концепция условного происхождения имен и концепция естественности имен. Платон: имя и эйдос. Поэтика Аристотеля и проблематика понимания содержания поэтического произведения, поэзия как подражание, средства, предметы и способы подражания, естественное происхождение поэзии.

Герменевтика Августина. Задачи риторики и герменевтики по Августину. Учение Августина о знаке, классификация знаков. Постановка Августином проблемы понимания; смыслы Священного Писания.

Культура Возрождения и новые акценты в герменевтике. Основные идеи «Критики Константинова дара» Лоренцо Валы - текст как целое; идея контекста; автор как целостность текста.

Иоганн Мартин Хладениус о понятии истолкования, об истолковании изустной и письменной речи.

Филологическая герменевтика в Германии рубежа XVIII – XIX веков: основные идеи. Принципы философии языка В. фон Гумбольдта. Учение о внутренней форме языка. Понимание и порождение речи, диалоговый характер языковой деятельности. Значение философии языка для развития герменевтических идей.