Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации по срм (срмп) Дисциплина «менеджмент в государственном секторе» (стр. 11 из 21)

Однако, несмотря на развернутую в западных странах кампанию по снижению доли углеводородного сырья в энергобалансе, в последние годы доля жидкого топлива в энер­гопотреблении этой группы стран не только не сократилась, но и даже несколько возрос­ла. Тем не менее, не вызывает сомнения, что отмеченная тенденция носит временный ха­рактер и вытеснение нефти другими видами энергетического сырья - процесс в долго­срочном плане необратимый. Однако то, как он будет развиваться в обозримой перспек­тиве, зависит от множества экономических, технических и экологических факторов и в первую очередь от уровня и соотношения цен на различные энергоносители.

Согласно большинству имеющихся прогнозов, в текущее десятилетие спрос на нефть в промышленно развитых странах будет расти медленнее, чем на энергоносители в це­лом, и это приведет к снижению ее доли в их совокупном энергопотреблении с 48% до 42 - 45% в 2000 г.

Относительно высокие темпы спроса на нефть и на энергоносители в целом, по-видимому, будут свойственны развивающимся странам, где развернулся процесс индустриализации, сопровождающийся опережающим ростом базовых энергоемких отраслей промышленности, транспорта, повышением энергонасыщенности сельского хозяйства и коммунально-бытового сектора. И хотя по абсолютным масштабам использования энергоресурсов, а также по его величине на душу населения развивающиеся страны существенно уступают промышленно развитым, удельное энергопотребление на единицу ВВП в двух группах стран имеет отчетливую тенденцию к сближению. Так, если в промышленно развитых странах данный показатель в 1973-1985 гг. снизился примерно на 20%, то в раз­вивающихся он в такой же пропорции увеличился.

При прогнозируемом среднегодовом приросте совокупного ВВП развивающегося ми­ра на уровне 4% в год прирост энергопотребления здесь составит 4-4,5%. Спрос на нефть в развивающихся странах в перспективе, по-видимому, будет расти несколько медленнее, чем на энергоносители в целом (на 3-4% в год), благодаря частичному замещению жидко­го топлива природным газом и в меньшей степени – углем.

Предполагается, что наиболее высокие темпы потребления нефтепродуктов будут на­блюдаться на транспорте, что связано с продолжающимся ростом числа автомобилей, раз­витием международного туризма и увеличением объема мировой торговли. Предприни­маемые в США и ряде других стран усилия по увеличению использования в качестве мо­торного топлива метанола и сжиженного природного газа вряд ли позволят поколебать роль нефтепродуктов как основного источника энергии в транспортном секторе. В то же время использование нефтепродуктов в качестве котельного топлива в промышленности, электроэнергетике и коммунально-бытовом секторе (составляющее более трети их общего потребления), судя по всему, будет продолжать сокращаться.

Главным конкурентом жидкого топлива в этой сфере применения, как ожидается, бу­дет природный газ – экологически более чистый энергоноситель, использованию которого уделяется большое внимание в Северной Америке и Западной Европе. На сегодняшний день объем предложения и цена на природный газ оказывают самое прямое влияние на нефтяной рынок.

Значение природного газа для обеспечения потребностей в энергии возрастает из года в год. Этому способствует его наличие во многих странах мира, относительная дешевизна, экологическая чистота, гибкость в использовании. Немалое значение имеют также тен­денция к отказу от атомной энергетики, стремление ряда стран снизить зависимость эко­номики от импорта нефти и нефтепродуктов.

Мировые доказанные запасы природного горючего газа в мире на 1996 г. составили 141,3 трлн. куб. м. Крупнейшие его запасы выявлены в недрах России, Ирана, Катара. По­следний должен стать одним из ведущих поставщиков на энергетическом рынке Азии в результате осуществления крупнейшего в мире проекта по производству сжиженного природного газа. Предполагается существенное увеличение добычи природного газа на территории США, Канады и в Северном море, а также расширение его поставок из разви­вающихся стран и республик бывшего СССР.

В настоящее время разведанные запасы природного газа в Казахстане составляют око­ло 2,5 трлн. куб. м. Потенциальные ресурсы природного газа Республики Казахстан оцени­ваются в 10 трлн. куб. м. Подавляющая часть месторождений находится на западе страны. Достаточно сказать, что 70,4% всех запасов свободного газа сосредоточено на месторож­дении Карачаганак.

Потребление природного газа только в Западной Европе в ближайшие 15 лет возрас­тет на 30-40% (расширение потребления природного газа - приоритетное направление европейской государственной энергетической политики). При этом темпами выше сред­них будет расти использование газа в производстве электроэнергии. Т. к.собственная до­быча не удовлетворяет спрос европейских стран на природный газ, доля импорта доволь­но высока и имеет тенденцию к повышению.

Широкое практическое использование природного газа началось лишь с середины 50-х гг. Газовая промышленность является одной из наиболее молодых и быстроразвивающихся отраслей топливно-энергетического комплекса.

Основным препятствием к широкому развитию газовой промышленности до недавне­го времени являлась сложность транспортировки газа на большие расстояния. Только соз­дание систем транспортировки газа в сжиженном виде позволило расширить географиче­ское использование и организовать международный обмен в широких масштабах. Перво­начально сжиженный газ перевозился в специальных танкерах. В 70-х годах были по­строены первые газопроводы, однако транспортировать сжиженный газ на расстояние свыше 4000 км морским путем в специальных танкерах оказалось более экономичным, чем перекачивать по газопроводу. К тому же, экспорт газа в сжиженном виде увеличивает степень свободы стран-экспортеров в мировой торговле: нет такой жесткой привязки экс­портера к импортерам, как при транспортировке газа в натуральном виде по трубопроводам.

В настоящее время газ регулярно перевозится из района Персидского залива в Япо­нию, из района Карибского моря в Южную Америку, из Венесуэлы в Чили, Бразилию, Ар­гентину. Средиземноморские линии транспортировки газа обеспечивают газом Францию, Испанию, Италию, Португалию. С конца 60-х начала 70-х годов начались перевозки газа из Ливии в Италию, Испанию, из Канады, Аляски, Австралии - в Японию.

Достаточно высокая ресурсная обеспеченность газовой промышленности и привлека­тельность использования газа во всех отраслях экономики будут способствовать увеличе­нию доли газа в структуре энергопотребления. Однако крайне неравномерное размещение природных запасов газа, относительная сложность его транспортировки и хранения не по­зволяют использовать имеющиеся ресурсы газа в таких же широких масштабах, как нефть.

Как уже было отмечено, вероятный рост мирового спроса на нефть в перспективе мо­жет быть удовлетворен прежде всего за счет увеличения добычи в странах ОПЕК, на долю которых приходится не только преобладающая часть резервных мощностей по добыче, но и самое главное - 3/4 доказанных и значительная часть потенциальных запасов жидкого топлива в мире. Удельный вес стран - членов этой организации в общем объеме мировой нефтедобычи, снизившийся в результате конкуренции других продуцентов с 53% в 1973 г. до 30% в 1985 г., к 1992 г. вновь возрос до 41%, а к началу следующего столетия может приблизиться к 50%. В итоге, в ближайшие 10-15 лет именно эти страны будут опреде­лять общую конъюнктуру рынка и динамику цен на нефть.

До середины 70-х годов нынешнего столетия большая часть мировой нефти и нефте­продуктов текла по интегрированным каналам транснациональных компаний - мейджоров. В середине 70-х годов страны ОПЕК одна за другой произвели национализацию большинства крупных нефтяных промыслов, вслед за чем мейджоры, еще недавно правя­щие рынком, превратились в рядовых покупателей сырья для своих нефтеперерабаты­вающих предприятий. Помимо этого, промышленно развитые страны также оказались во власти ОПЕК ввиду сильной зависимости от поставок нефти с громадных нефтяных ме­сторождений Ближнего Востока.

В результате резкого повышения спроса на нефть и растущего значения Ближнего Востока в качестве ведущего нефтеносного района мира правительством стран-экспортеров нефти (ОПЕК) удалось перехватить у международных нефтяных компаний рычаги ценообразования. В 50-е и 60-е годы, когда предложение превышало спрос, цены на сырую нефть диктовались в первую очередь стоимостью нефтепродуктов. Со своей стороны, ОПЕК сумел произвести подлинную нефтяную революцию, воспользовавшись сравнительным дефицитом нефти. Цены на нефтепродукты стали диктоваться ценами на исходный продукт. В 1980 г. цены на нефть возросли по сравнению с ценами 1970 г. как минимум в 10 раз, а в некоторых случаях двадцатикратно.

Однако революция, совершенная ОПЕК, посеяла семена своего собственного пораже­ния. Начиная с 1981 г., нехватка превратилась в избыток. Рост цен на нефть вызвал замед­ление темпов экономического развития, началось широкое внедрение мер экономии энергии и замещение нефти другими видами энергетического сырья. Наконец, страны, чья сравнительно дорогая нефть не позволяла им ранее конкурировать с ОПЕК, превратились в серьезных конкурентов нефтяного картеля. Такое сочетание растущего предложения и вялого спроса вызвало неуклонное падение цен, как на нефть, так и на нефтепродукты. Со­временная ситуация на мировых нефтяных рынках характеризуется заметным превыше­нием предложения над спросом: при уровне мировой добычи около 3,9 млрд. тонн в год резервы ее форсированного наращивания составляют не менее 0,3-0,4 млрд. тонн.

Ввиду неспособности ОПЕК контролировать объем мировой нефтедобычи, в мире не осталось ни одной группировки, способной стабилизировать нефтяной рынок. И тогда на первый план вышел свободный рынок. В последние годы нефтяную промышленность по­трясают колебания цен беспредельного размаха.