Смекни!
smekni.com

Ignoto deo: новая религиозность в культуре и искусстве (стр. 17 из 71)

Таким образом, мы можем сделать вывод о несомненной близости (хотя и не тождестве) религиозного и эстетического. Как искусство, так и религия обращаются к духовной жизни человека и по-своему интерпретируют смысл и цели человеческого бытия, отражают мир в форме художественных образов, зачастую постигают истину интуитивно, путем озарения. Но искусство имеет более широкие возможности образного отражения мира, выходящие за пределы религиозного сознания. Религия же, как и наука, претендует на объективное, системное объяснение мира, не довольствуясь одними лишь художественными образами. Эстетическое и религиозное во многом пересекаются друг с другом (особенно в современной культуре), но в то же время обладают своими неповторимыми особенностями, подобно тому, как сами искусство и религия влияют друг на друга, не сводясь к одному знаменателю. Тем не менее, сегодня существует устойчивая тенденция к "ремифологизации" культуры, возникновению синкретического сознания, отчасти уже воплощенного в так называемой "новой религиозности".

ПРИМЕЧАНИЯ

1 По Ясперсу, "величайшие явления в области духа в качестве перехода суть одновременно завершение и начало. Они составляют промежуточную стадию, нечто только на данном историческом этапе изначально истинное, чей образ неотвратимо остается в памяти людей, хотя ни повторен, ни воспроизведен быть не может. Величие человека, по-видимому, обусловлено подобным переходом. <...> Следовательно, основная черта истории состоит в следующем: она есть только переход" (Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. С. 252-253).

2 Например, Н.А. Хренов выделяет следующие "проблемные блоки", необходимые для анализа переходной эпохи: "1) изменения в отношениях человека к пространству и времени; 2) активизация мифа и архетипа; 3) культ творчества; 4) открытие логики "вечного возвращения; 5) эсхатологические переживания в истории; 6) активизация личности маргинального типа; 7) кризис коллективной идентичности; 8) автономизация видов искусства и "ренессанс" эстетических теорий синтеза" (Хренов Н.А. Социальная психология искусства: переходная эпоха. М., 2005. С. 71).

3 Такая типология парадигм исторического времени, разумеется, не претендует на универсальность. "Среди подходов к динамике культуры представлены и линеарные модели (Даламбер, Дидро, Кондорсе, Вольтер, Конт, Спенсер, Фридмен, Ясперс, Фукуяма), и циклические, восходящие еще к Гераклиту и Платону (в новое время - Вико, Тойнби, Шпенглер, Кондратьев, Данилевский, Сорокин, Гумилев), и спиралевидные (Аристотель, Гегель, Вернадский). ХХ век неизмеримо расширил представления о социокультурной динамике" (Иванченко Г.В. Принцип необходимого разнообразия в культуре и искусстве. Таганрог, 1999. С. 88).

4 Яковец Ю.В. Школа русского циклизма: истоки, этапы развития, перспективы. М., 1998. С. 9.

5 Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991. С. 471-479.

6 Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. М., 1993. С. 268-269.

7 Тойнби А. Постижение истории. М., 1991. Заметим, что Тойнби категорически не принимал идею Шпенглера о разобщенности и непроницаемости культур друг для друга.

8 Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 433.

9 Яковец Ю.В. Школа русского циклизма: истоки, этапы развития, перспективы. М., 1998.

10 См. его работу: Martindale C. The Clockwork Muse: The Predictability of Artistic Change. N.Y., 1990. Краткий обзор работы - в кн.: Петров В.М. Количественные методы в искусствознании. М., 2000. С. 140-152.

11 Петров В.М. Количественные методы в искусствознании. М., 2000. С. 153.

12 Маслов С.Ю. Асимметрия познавательных механизмов и ее следствия // Семиотика и информатика: Сборник научных статей. М., 1983. Вып. 20. С. 3-34.

13 См., например: Голицын Г. А. Информация и творчество: На пути к интегральной культуре. М., 1997; Голицын Г.А., Петров В.М. Информация - поведение - творчество. М., 1991; Петров В.М. Количественные методы в искусствознании. М., 2000.

14 Некоторые исследователи, напр., Н.А. Хренов, считают ее самостоятельной парадигмой исследования исторического времени.

15 Лотман Ю.М., Успенский Б.А. Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XIX века) // Ученые записки Тартуского государственного университета. Вып. 414. 1977. С. 3-36.

16 Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992. С. 96.

17 Хренов Н.А. Культура в эпоху социального хаоса. М., 2002. С. 20-21.

18 Ахиезер А.С. Социально-культурные проблемы развития России. М., 1992.

19 Хренов Н.А. Указ. соч. С. 26.

20 Орлова Э.А. Эволюционизм // Культурология. ХХ век. Энциклопедия. СПб., 1998. Т. 2. С. 372-374.

21 Тоффлер Э. Третья волна. М., 1999.

22 Дриккер А.С. Эволюция культуры: информационный отбор. СПб., 2000. С. 135.

23 Хренов Н.А. Культура в эпоху социального хаоса. М., 2002. С. 17.

24 Назаретян А.П. Синергетическая модель антропогенных кризисов: к количественной верификации гипотезы техно-гуманитарного баланса // Синергетическая парадигма. Многообразие поисков и подходов. М., 2000. С. 462.

25 Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986. С. 29.

26 См.: Хренов Н.А. Культура в эпоху социального хаоса. М., 2002. С. 19-20.

27 Чижевский А.Л. Земное эхо солнечных бурь. М., 1976.

28 Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М., 1988. С. 240-241.

29 Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. М., 2004.

30 Фукуяма Ф. Великий разрыв. М., 2003.

31 Сам П. Сорокин "разграничивал периодические циклические колебания социальной жизни и долгосрочные тенденции общественного развития, исторические закономерности" (Яковец Ю.В. Школа русского циклизма: истоки, этапы, перспективы. М., 1998. С. 44).

32 См., напр.: Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени. М., 1997. Гл. 5.

33 Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени. М., 1997. С. 11.

34 Там же. С. 25-26.

35 Там же. С. 27.

36 Сорокин П. Социальная и культурная динамика: Исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений. СПб., 2000. С. 807-810.

37 Бердяев Н.А. Новое средневековье // Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. Т. I. М., 1994. С. 408.

38 Бердяев Н.А. Новое средневековье // Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. Т. I. М., 1994. С. 427.

39 В "сжатом виде" эти позиции были представлены в знаменитой дискуссии Ю. Хабермаса и Ж.Ф. Лиотара.

40 Кутырев В.А. Культура и технология: борьба миров. М., 2001. С. 88.

41 Козловски П. Культура постмодерна: Общественно-культурные последствия технического развития. М., 1997. С. 46, 67.

42 Кюнг Г. Религия на переломе времен (Тринадцать тезисов) // Мировое древо. М., 1993. Вып. 2. С. 68-69.

43 С утверждением о важности проблематики прав человека в постмодерне можно согласиться лишь отчасти: сама концепция прав человека в принципе тоталитарна, поскольку "гражданское право" становится значимее конкретного человека. "Юридическое закрепление прав и обязанностей гражданина делает этого самого гражданина совершенно открытым и незащищенным: в любой момент и в любую ситуацию может вторгнуться инстанция "право" и организовать "все по-своему". Права и обязанности супругов, родителей перед детьми, правителей и населения, работников и работодателей, - ни одна соцциальная институция не может находиться вне поля зрения цензурирующих ("надзирающих и наказывающих") гражданско-общественных кураторов/регуляторов" (Соколов Е.Г. Аналитика массовой культуры. Дисс. ... д-ра филос. наук. СПб., 2002. С. 71-72.).

44 Кюнг Г. Религия на переломе времен (Тринадцать тезисов) // Мировое древо. М., 1993. Вып. 2. С. 69-72.

45 Там же. С. 75.

46 Лебедев С.Д. Светско-религиозное взаимодействие в современной России как диалог культур (социально-когнитивный аспект). Белгород, 2003. Гл. 2.

47 Впрочем, по словам Сорокина, эклектичная "свалка" из обломков культур не может существовать вечно, иначе это означало бы конец творческой активности людей. Возникновение и рост интегрального строя, "по-видимому, более вероятны, чем (а) продолжение существования дезинтегрированного чувственного порядка в обновленной форме на Западе и "окаменевшего" идеационального порядка на Востоке или (b)неопределенно длительное существование эклектичной смеси разнородных социокультурных фрагментов на Западе, Востоке и в человеческом универсуме в целом" (Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени. М., 1997. С. 105).

48 Козловски П. Культура постмодерна: Общественно-культурные последствия технического развития. М., 1997. С. 36.

49 Эпштейн М. Постмодерн в России. Литература и теория. М., 2000. С. 8.

50 Там же. С. 32.

51 Эпштейн М. Постмодерн в России. Литература и теория. М., 2000. С. 292, 293.

52 Бердяев Н.А. Новое средневековье // Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. Т. I. М., 1994. С. 428.

53 См.: Тоффлер Э. Шок будущего. М., 2001.

54 Вместе с тем, мы уже отмечали, что переходная эпоха не может длиться бесконечно долго.

55 Ионин Л.Г. Основания социокультурного анализа. М., 1996.