Смекни!
smekni.com

Ignoto deo: новая религиозность в культуре и искусстве (стр. 57 из 71)

Значительная часть компьютерных игр щедро использует оккультно-мистическую символику, что позволяет радикально настроенным авторам утверждать: "Дьявольская личина с первых же шагов поселилась в виртуальном компьютерном мире - одной из передовых технологий масс-медиа"481 .

К сожалению, сегодня экспансия электронных технологий знаменует собой не столько рост информированности и эрудиции, расширение мировоззренческих горизонтов нынешнего человека, сколько зависимость его системы ценностей от образцов массовой культуры. ""Виртуальная реальность", возникающая на телеэкранах и на дисплеях компьютеров, связана с вытеснением из жизненного опыта значительной части молодежи живой реальности, собственно-реальности. Телезвезда или собеседник по интернету во многом утрачивают свою человеческую жизненность и предметность: живой человеческий лик превращается в некое абстрактное электронное свечение, в эрзац-собеседника. Более того, иной раз анимационный персонаж из мультисериалов или компьютерных игр становится "роднее" и понятнее самых реальных людей из реального окружения. "Живее всех живых". Виртуальные пространства компьютерных игр и коммуникаций превращают мир в некое подобие моих сновидений, где я оказываюсь почти что полным и безответственным хозяином: по своему желанию погружаю во тьму лица и пейзажи, отключаю неугодную мне информацию, забавляюсь жестокими трюками, по своему желанию или капризу разрушаю компьютерные замки и города, взрываю наскучившие мне автомобили и самолеты, изничтожаю компьютерных человечков, одним прикосновением к "мыши" исключаю из общения и ликвидирую в своей памяти неугодного мне собеседника из интернета..."482 . Как нам кажется, такие виртуальные реальности могут лишь приблизить крах чувственной культуры, но никак не способствовать созданию культуры интегральной.

Конечно, существуют и более привлекательные перспективы развития искусства виртуальных реальностей. По мнению Т.Е. Шехтер, "особенностью культуры новой эры должен быть вид синтеза художественного творчества и современной интеллектуальной мысли, в котором будет достигнуто равноправие средств и целей выражения и изменится понятие условности в искусстве. Техногенный мир виртуальной реальности должен войти в тесный контакт с субъективным миром личности. <…> Очевидно, искусство будет существовать в двух измерениях - реальном и виртуальном, причем второе будет стремиться к полной адекватности физическим ощущениям и постарается "открыть дверь" в мир телесных контактов, до сих пор не имеющих места в художественных творениях. Такое искусство будет иметь шоковое воздействие. И тогда художественной задачей будет преодоление грани между двумя этими состояниями искусства и расширение мира человеческого восприятия и эмоционального переживания за счет новых возможностей"483 . Но, как нам кажется, эти новые возможности в полной мере будут реализованы еще не скоро.

Учитывая все вышесказанное, рассмотрим картину мира, формируемую медиарелигиозностью. Как уже говорилось, у каждого человека имеется картина мира, объединяющая все известные человеку ценности, смыслы, идеи, понятия в единую систему, имеющую как общие черты для данной общности людей (нации, субкультуры), так и индивидуальные особенности. В.С. Жидков и К.Б. Соколов предлагают классифицировать картины мира с помощью признаков-критериев, на основе которых можно различать особенности картин мира. Они выделяют 16 таких признаков484 , которые мы приведем и рассмотрим ниже. "При этом, осуществляя классификацию, необходимо представить каждый выводимый нами параметр в виде двух полюсов, означающих его противоположные значения. Из сказанного вовсе не следует, что именно в таком двухполюсном виде данный параметр и будет фигурировать в последующей классификации и при возможных в будущем практических измерениях (параметр вполне может иметь три градации или большее их число, а может и вообще обладать непрерывной шкалой); но для наглядности такая форма является наиболее удобной"485 .

1. Масштабность – охват картиной мира всех стран мира и их истории, космоса, включая представления о его будущем, или же только образами населенного пункта, в котором вырос человек, фрагментами образов его личной биографии.

2. Четкость – в картине мира фрагменты и основные элементы четко разделены, легко отличимы друг от друга, или же носят размытый, текучий характер.

3. Эмоциональная окрашенность – насыщенность образов положительными или отрицательными эмоциями, или же эмоциональная нейтральность.

4. Свет и мрак – преобладание позитивных, или же негативных оценок.

5. Присутствие прошлого, настоящего и будущего – элементы картины мира в основном представляют прошлое при слабом присутствии настоящего и практическом отсутствии будущего, или же большинство элементов представляют будущее при слабом присутствии фрагментов настоящего и практическом отсутствии прошлого.

6. Самосогласованность – высокая внутренняя организация картины мира, или же низкая (противоречивость элементов картины мира).

7. Аналитизм и синтетизм – мир предстает как логически выстроенная, рациональная конструкция, которую можно понять и описать, или же мир представляется тайной, которую можно постичь лишь посредством эмоционального проникновения.

8. Выделенность субъекта из внешней среды – человек невычленен из внешнего мира, отождествляет себя с каким-то множеством (скажем, племенем, родом), или же имеет представление о самоценности собственного существования, противопоставляет себя остальному миру.

9. Активность и пассивность – активная позиция человека, направленность на преобразование внешней среды, или же пассивное подчинение обстоятельствам, фатализм.

10. Знаковость (символичность) - окружающие предметы и явления обладают неким символическим значением, указывают на что-то иное, или же не наделены какими-либо значениями, а выступают сами по себе.

11. Рефлексивность – склонность к рассуждениям, сомнениям, направленность на свой внутренний мир, или же решительность, поверхностность, направленность вовне.

12. Насыщенность межчеловеческими отношениями – картина мира может быть богатой межчеловеческими отношениями, или же в ней могут существовать лишь "Я" и окружающие природные объекты.

13. Конформность – картина мира может быть конформной по отношению к большинству персонажей этой картины, "пластичной", или же иметь жесткие образы, практически не изменяемые под влиянием общественного мнения.

14. Детерминированность мироустройства – мир представляется в виде цепи причин и следствий, или же, напротив, хаосом, собранием случайностей, где все зависит от стечения обстоятельств.

15. Степень общей развитости – в картине мира фрагменты и основные элементы обозначены лишь схематически, или же носят ярко выраженную эмоциональную окраску, насыщены звуками и запахами.

16. Особенности развития репрезентативной системы – преобладание в картине мира визуальных образов, или же кинестетических, звуковых или даже вкусовых ощущений.

Приступая к рассмотрению этих признаков, важно отметить крайне низкую самосогласованность картины мира, предлагаемой медиакультурой, ее противоречивость (как и в обыденном сознании), соответственно, остальные признаки могут варьироваться, одновременно сосуществовать противоположные позиции. Итак, какой образ мира предлагает человеку медиакультура?

1. Масштабность: "медиарелигиозная" картина мира поражает своим космизмом. Представлены практически все культурные и религиозные традиции, от древности до наших дней, причудливо между собой соединенные. Если можно сомневаться в успехе проекта мультикультурализма в реальности, то в медиареальности этот проект успешно осуществлен, пусть поверхностно, но зато в огромных масштабах.

2. Четкость: картина мира очень размыта, что, наверное, является оборотной стороной ее масштабности и эклектичности. Информационная перенасыщенность приводит к утере осознания взаимосвязей между отдельными элементами.

3. Эмоциональная окрашенность: практически все образы медиакультуры эмоционально насыщены. Эмоциональная нейтральность – чрезвычайно редкое явление, зрелищность достигается благодаря ярким образам героев и антигероев, вызывающих, соответственно положительные или отрицательные эмоции.

4. Свет и мрак: обычно преобладают позитивные оценки, так как медиакультуре не свойственно оппозиционное отношение к действительности. Интересно заметить, что так называемые религиозные культы, напротив, часто формируют у своих членов довольно мрачные эсхатологические представления.

5. Присутствие прошлого, настоящего и будущего: несмотря на множество элементов из прошлых культур и футуристических представлений, картина мира ориентирована на настоящее. "Жить сегодняшним днем" - это своего рода девиз медиарелигиозности.

6. Самосогласованность: как уже говорилось, наблюдается крайне низкая внутренняя организация картины мира.

7. Аналитизм и синтетизм: как правило, картина мира синтетична и иррациональна. Мир представляется тайной, недоступной для обычного понимания, что дает повод некоторым исследователям говорить о "новой архаике". В то же время, синтетизм медиарелигиозности весьма успешно сочетается с прагматизмом: стремление к успеху "здесь и сейчас" вызывает к жизни магические представления и практики, согласно которым существует возможность влияния на внешний мир.