Смекни!
smekni.com

Ignoto deo: новая религиозность в культуре и искусстве (стр. 52 из 71)

Рассматривая художественную культуру ХХ века В.В. Бычков подчеркивает ее принципиальный переходной характер (как, впрочем, и всей культуры ХХ в. в целом). Духовно-ориентированная Культура (с большой буквы) сменяется материалистически-ориентированной цивилизацией, в результате чего Культура прекращает свое существование и сменяется ПОСТ-культурой (понятие, введенное В.В. Бычковым) - специфическим переходным периодом к какому-то иному этапу в истории цивилизации. Эти переходные процессы наиболее ярко отображаются в художественном творчестве: "Дух оставил (будем надеяться, что временно) сферу культуры на откуп человеку, утвердившемуся в целом с помощью НТП на атеистической (или шире — бездуховной) позиции, и она вступила в стадию ПОСТ-культуры. Пока ПОСТ- пользуется массой наработок Культуры для конструирования своих сооружений и отнюдь не признает их за нечто принципиально иное, чем феномены Культуры и произведения традиционного искусства (считает их одним из многих шагов на пути исторического движения искусства и культуры). Однако реально идет какая-то маскарадная игра и “плетение словес”, или около-и-пост-культурной вязи, вокруг пустого центра"434 . Соглашаясь с В.В. Бычковым в том, что касается переходности нынешнего этапа культуры, мы не разделяем его апокалиптические (почти по Шпенглеру) настроения. Тем не менее, нам представляются очень ценными его исследования современного искусства, и к некоторым их результатам мы обратимся ниже.

К провозвестникам и предтечам ПОСТ-культуры В.В. Бычков относит прежде всего Ф. Ницше и З. Фрейда, а также многочисленных представителей экзистенциализма (особенно Ж.-П. Сартра и А. Камю), сумевших выразить отчужденное и растерянное, кризисное положение человека в современном иррациональном и враждебном мире. Эстетизация безобразного и аморального в искусстве ХХ в. - явление того же порядка, что и новая религиозность, и вызвано оно неудовлетворенностью действительностью, внутренним протестом против нее. Переоценка всех ценностей культуры происходила в искусстве с самого начала ХХ века и прошла несколько хронотипологических стадий, основные из которых - авангард, модернизм, постмодернизм (в данном случае понимаемые как художественно-эстетические направления) и одновременно с ними сосуществующий их антипод - консерватизм. "Авангард - вся совокупность бунтарских, скандальных, эпатажных, манифестарных, новаторских направлений первой половины века. Модернизм - своего рода академизация и легитимация авангардных находок в художественной сфере середины столетия без бунтарско-скандально-эпатажного задора авангарда. Постмодернизм - начавшаяся тоже где-то в середине столетия своеобразная ироническая калейдоскопическая игра всеми ценностями и феноменами Культуры, включая и авангард с модернизмом, в модусе ностальгической усталости и затухающего маньеристского эстетизма". Наконец, консерватизм - "это вся пестрая и бескрайняя охранительно-академическая и коммерческая сфера художественной культуры, стремящаяся (иногда сущностно, чаще формально) к сохранению и поддержанию жизни классики путем подражания традициям художественной культуры прошлого… с включением каких-то новаторских элементов, часто механически заимствованных у авангарда и модернизма"435 .

На примере изобразительного искусства рассмотрим эти художественно-эстетические направления в ракурсе религиозных поисков, вообще - духовной атмосферы ХХ века.

Новаторские, авангардные явления в искусстве характерны для всех переходных культурных эпох, но в ХХ веке они проявились в глобальном масштабе, охватив собой не только художественно-эстетическую сферу, но культуру в целом. Авангард - это весьма разнородный и даже противоречивый культурный феномен, но множество его направлений имеют общие культурно-исторические корни и, следовательно, многие общие основные характеристики. "В сфере научной мысли косвенными побудителями авангарда явились главные достижения практически во всех сферах научного знания, начиная с середины XIX в., но особенно - открытия первой трети ХХ в. в областях ядерной физики, химии, математики, психологии, а позднее - биологии, кибернетики, электроники, и технико-технологические реализации на их основе. В философии - основные учения постклассической философии от Шопенгауэра, Ницше, Кьеркегора до Бергсона, Хайдеггера и Сартра; в психологии-психиатрии - прежде всего, фрейдизм и возникший на его основе психоанализ. В гуманитарных науках - выведение лингвистики на уровень философско-культурологической дисциплины; отход от европоцентризма и, как его следствие, - возникший интерес к восточным культурам, религиям, культам; возникновение теософии, антропософии, новых эзотерических учений и, как реакция на них и на засилье позитивистско-сциентистского миропонимания, - новый всплеск неохристианских движений (неотомизм, неоправославие и др.) и нового рационализма… Естественно, что художественное мышление, как самый чуткий барометр духовно-культурных процессов, не могло не отреагировать на всю эту калейдоскопическую бурю новаций. И отреагировало адекватно"436 .

Результатом же этой реакции была не просто смена вкусов (хотя и это тоже), но радикальный пересмотр всей художественно-эстетической парадигмы, вообще всей западной "культурной матрицы". В частности, "дегуманизация искусства" (Х. Ортега-и-Гассет) - исключение человека из области интересов авангарда - свидетельствует о кризисе антропоцентрического мышления. Что же предлагается ему взамен? Многими исследователями отмечается связь авангарда с архаикой, поэтому о современном искусстве часто говорится как о проявлении ремифологизации культуры. С этим мы можем согласиться лишь отчасти: действительно, многие полотна, например, П. Пикассо или М. Шагала как будто бы свидетельствуют о воскрешении мифа. Если же приглядеться к авангарду внимательно, то можно увидеть, что основная его черта - это не реставрация прошлого (как могло бы показаться из-за интереса художников к "первобытному" искусству), но устремленность в будущее; не повторение уже существующих образцов (что в какой-то степени характерно для всех традиционных культур), но творчество в наивысшей степени: создание своих индивидуальных художественных миров, абсолютизация творческого "я" (последнее вообще немыслимо для подлинной архаики). "Архаичность" авангарда - инверсионная, "контртрадиционная" (в терминах Р. Генона), заимствование "первобытных" художественных форм - внешнее; внутреннее же авангард - это логическое продолжение новоевропейского проекта по преобразованию мира. Но - в совершенно иных, чем в предыдущие столетия, культурно-исторических условиях. Кризис сциентизма и вообще классического буржуазного общества, вызвавший в начале ХХ в. очередную "вспышку сакральности", привел не к "новой архаике", но к радикальному пересмотру оснований европейской культуры при сохранении по-прежнему утопической цели создания нового и совершенного человека, нового и совершенного общества, новой и совершенной культуры (путем революционного уничтожения ветхого и несовершенного).

С.П. Батракова, ссылаясь на Д.В. Сарабьянова, утверждает, что "идея прорыва сквозь материальность форм к искомой высшей духовности была в сущности единой у художников и религиозных философов (в частности, у Бердяева), хотя, разумеется, в каждом отдельном случае, будь то теоретическая программа или творческий эксперимент, мы имеем дело с оригинальной интерпретацией этой идеи… Впрочем, творческие эксперименты авангарда - не только на Западе, но и в России - чаще всего осуществлялись где-то в серединном пространстве, между открытой религиозностью и нерелигиозной идеей (интуицией) космического всеединства. Не быт и не история, не Бог и не человеческая личность интересует художника-авангардиста прежде всего, а творимый им (на полотне и не на полотне) как откровение и как явление новый мир завтрашнего дня"437 . И эти сотворенные новые миры могут быть как религиозными, так и наоборот. Так, В.В. Бычков выделяет следующие установки авангарда по отношению к духовности: "Материалистическая, осознанно сциентистская, позитивистская, резко отрицательная позиция по отношению к сфере объективно существующего Духа, духовности: кубизм, конструктивизм, "аналитическое искусство", кинетизм и некоторые др. Напротив, интенсивные (осознанные или неосознаваемые) поиски Духа и духовного, как спасения от культуроразрушающего засилия материализма и сциентизма: в ряде направлений абстрактного искусства (Кандинский и ориентирующиеся на него, Мондриан), в русском символизме ХХ в. (хотя он только частично может быть отнесен к авангарду), в супрематизме Малевича, в метафизической живописи, в сюрреализме. Ряд направлений и личностей авангарда безразличны к этой проблеме"438 . И хотя поиск духовного может осуществляться и вне собственно религиозной сферы, мы считаем, что религиозные искания авангарда (или, по крайней мере, некоторых его направлений и представителей) оказали определенное влияние на формирование новой религиозности. Авангардное искусство хотя и было элитарным, но во многом отражало коллективное, "дух эпохи", а потому и затрагивало не только немногих избранных, но широкие человеческие массы.