Смекни!
smekni.com

Ignoto deo: новая религиозность в культуре и искусстве (стр. 50 из 71)

343 Межуев В.М. Философия культуры. Эпоха классики. М., 2003. С. 39-41.

344 Б. Андерсон дает следующее определение нации: "это воображенное политическое сообщество, и воображается оно как что-то неизбежно ограниченное, но в то же время суверенное" (Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышление об истоках и распространении национализма. М., 2001. С. 30). Продолжая эту мысль, можно назвать народ воображенным культурным (или этнокультурным) сообществом (также ограниченным и самобытным в культурно-историческом плане). Воображенное это сообщество потому, что его члены не только не знают большинства своих "собратьев", но и обладают различными картинами мира, несмотря на существующий в их сознании образ общности.

345 Соколов Е.Г. Аналитика массовой культуры. Дисс. ... д-ра филос. наук. СПб., 2002. С. 40.

346 Соколов Е.Г. Аналитика массовой культуры. Дисс. ... д-ра филос. наук. СПб., 2002. С. 64.

347 Костина А.В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества. Изд. 2-е, перераб. и доп. М., 2005. С. 23.

348 Массовая культура России конца ХХ века (фрагменты к...). Ч. I. / Под ред. В.Е. Васильевой и Е.Г. Соколова. СПб., 2001. С. 5.

349 Костина А.В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества. Изд. 2-е, перераб. и доп. М., 2005. С. 48.

350 Иванов Д.В. Виртуализация общества. Версия 2.0. СПб., 2002.

351 Костина А.В. Указ. соч. С. 18.

352 Костина А.В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества. Изд. 2-е, перераб. и доп. М., 2005. С. 53-69.

353 Маркузе Г. Одномерный человек. М., 1994.

354 Бодрийар Ж. Система вещей. М., 1995. С. 145-146.

355 Впрочем, значительная часть этой критики относится к массовой культуре индустриального общества, современная же массовая культура более разнообразна.

356 Вейдле В.В. Умирание искусства. Размышления о судьбе литературного и художественного творчества // ЭОН: Альманах старой и новой культуры. Вып. IV. М., 1996. С. 52.

357 Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. М., 1992. С. 452.

358 Цит. по: Костина А.В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества. Изд. 2-е, перераб. и доп. М., 2005. С. 64-65.

359 Грааф де Дж., Ванн Д., Нэйлор Т. Потреблятство: Болезнь, угрожающая миру. Екатеринбург, 2003. Русский вариант названия не совсем точно соотносится с оригинальным термином affluenza - гибрида слов "богатство, изобилие" и "грипп".

360 Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1989. С. 46.

361 Костина А.В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества. Изд. 2-е, перераб. и доп. М., 2005. С. 60.

362 Массовая культура России конца ХХ века (фрагменты к...). Ч. I. СПб., 2001. С. 7.

363 Вообще, если ругать массовую культуру за "обезличивание индивида", то тем более необходимо те же обвинения предъявлять и традиционной культуре, в которой индивид практически полностью определяется своим местом в существующей иерархии социальных отношений. Массовая культура же создает если не возможность, то хотя бы иллюзию выбора личностного самоопределения.

364 См., напр.: Эко У. Средние века уже начались // Иностранная литература, 1994, № 4. С. 259-268.

365 Дуков Е.В. Современные цивилизационные тренды и крах массовой культуры // От массовой культуры к культуре индивидуальных миров: новая парадигма цивилизации. (Сб. статей) / Под ред. Е.В. Дукова, Н.И. Кузнецовой. М., 1998. С. 16.

366 Там же. С. 17.

367 Костылева Т.В. По дорогам культуры индивидуальных миров // От массовой культуры к культуре индивидуальных миров: новая парадигма цивилизации. (Сб. статей) / Под ред. Е.В. Дукова, Н.И. Кузнецовой. М., 1998. С. 101.

368 Там же. С. 106.

369 См.: Разлогов К.Э. Коммерция и творчество: враги или союзники? М., 1992. С. 166-167.

370 Тоффлер Э. Шок будущего. М., 2001. С. 343.

371 Викторов А.Ш. К проблеме особенностей развития русской художественной культуры в конце ХХ века // Личность. Культура. Общество М., 1999. Т. 1. Вып. 1. № 1-2. С. 95-102.

372 Соколов Е.Г. Аналитика массовой культуры. Дисс. ... д-ра филос. наук. СПб., 2002. С. 134. При этом, разумеется, выбор в пределах культурных стилей может осуществляться в широких пределах, лишь бы это не угрожало самому существованию массовой культуры.

373 Соколов Е.Г. Аналитика массовой культуры. Дисс. ... д-ра филос. наук. СПб., 2002. С. 153-154.

374 Там же. С. 155.

375 Соколов Е.Г. Аналитика массовой культуры. Дисс. ... д-ра филос. наук. СПб., 2002. С. 161.

376 Там же. С. 193.

377 Смирнов Ю.М. Мифология и религия в российском сознании: Методологические вопросы исследования. СПб., 2000. С. 13.

378 Поэтому Шпенглер и говорил о ремифологизации как об эпохе "второй религиозности", тем самым сводя мифическое к религиозному.

379 См.: Полосин В.С. Миф. Религия. Государство. М., 1999. С. 18-24.

380 Батракова С.П. Искусство и миф: Из истории живописи ХХ века. М., 2002. С. 4.

381 Лосев А.Ф. Из ранних произведений. М., 1990. С. 461, 455.

382 Неклюдов С.Ю. Структура и функция мифа // Мифы и мифология в современной России / Под ред. К. Аймермахера, Ф. Бомсдорфа, Г. Бордюкова. М., 2000. С. 17-38.

383 Неклюдов С.Ю. Структура и функция мифа // Мифы и мифология в современной России / Под ред. К. Аймермахера, Ф. Бомсдорфа, Г. Бордюкова. М., 2000. С. 36-37.

384 Хюбнер К. Истина мифа. М., 1996.

385 Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М., 1978. С. 227.

386 См.: Ершова Г.Г., Черносвитов П.Ю. Наука и религия: новый симбиоз? Моделирование картины мира: исторический, психологический, системный и информационный аспекты. СПб., 2003.

387 Смирнов Ю.М. Мифология и религия в российском сознании: Методологические вопросы исследования. СПб., 2000. С. 14-17.

388 Смирнов Ю.М. Мифология и религия в российском сознании: Методологические вопросы исследования. СПб., 2000. С. 28-29.

389 О том, как современные мифологии превращают историю в идеологию писал Р. Барт в своих "Мифологиях" (1957): из специфической формы мировосприятия миф превращается в инструмент политической демагогии, поэтому политические мифы, хотя и сходны с архаическими, носят искусственный характер.

390 Топорков А.Л. Миф: традиция и психология восприятия. // Мифы и мифология в современной России. М., 2000. С. 45-46.

391 Полосин В.С. Миф. Религия. Государство. М., 1999. С. 30.

392 Дуплинская Ю.М. От мифа к логосу и от логоса к мифу: Дискурс современности между мифом начала и мифом заката. Саратов, 2004. С. 10-11.

393 Костина А.В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества. Изд. 2-е, перераб. и доп. М., 2005. С. 307.

394 Элиаде М. Священное и мирское. М., 1994. С. 129-130.

395 Хюбнер К. Истина мифа. М., 1996. С. 320.

396 Как было показано ранее, эти же черты характерны и для новой религиозности.

397 Топорков А.Л. Миф: традиция и психология восприятия. // Мифы и мифология в современной России. М., 2000. С. 56.

398 Касьянова Е.В. Рок-культура в контексте современной культуры. Дисс. ... канд. филос. наук. СПб., 2003. С. 20-21.

399 Интересно, что сами представители традиционных церквей обычно относят "культы" массовой культуры к современной форме идолопоклонства, т.е. именно к религиозности - но с отрицательным знаком.

400 Туркина В.Г. Мифологема героя и массовое сознание. Автореф. дисс. ... канд. филос. наук. Саратов, 2001. С. 3.

401 Там же. С. 21.

402 На первый взгляд, это не так: разве не существует множество "кумиров", поклонение которым разобщает людей (яркий пример - множество молодежных субкультур, отношения между которыми часто достаточно напряженные)? Но дело в том, что все эти "кумиры" созданы по единому шаблону Героя массовой культуры, отличия - только внешние, стилистические.

403 Седакова О.А. Благословение творчеству и парнасский атеизм // "Новая Европа", №13, 2000. С. 18.

404 Генис А. Вавилонская башня: искусство настоящего времени. М., 1997. С. 187-188.

405 Там же. С. 63-64.

406 Соколов Е.Г. Аналитика массовой культуры. Дисс. ... д-ра филос. наук. СПб., 2002. С. 118.

407 Касьянова Е.В. Рок-культура в контексте современной культуры. Дисс. ... канд. филос. наук. СПб., 2003. С. 52.

408 Панарин А.С. Искушение глобализмом. М., 2002. С. 248.

409 Никитина И.В. Взаимодействие искусства и обыденного сознания как социокультурная система. Бийск, 2004. С. 259.

410 Массовая культура России конца ХХ века (фрагменты к...). Часть I. СПб., 2001. С. 142-143.

411 Там же. С. 143-144.

412 Розин В.М. Мистические и эзотерические учения и практики в средствах массовой информации // Общественные науки и современность. 1997, №3. С.46-47.

413 Розин В.М. Мистические и эзотерические учения и практики в средствах массовой информации // Общественные науки и современность. 1997, №3. С. 44-45.

414 Дуплинская Ю.М. От мифа к логосу и от логоса к мифу: Дискурс современности между мифом начала и мифом заката. Саратов, 2004. С. 128-129.

415 Налимов В.В. В поисках иных смыслов. М., 1993. С. 238.

416 Поликарпов В.С., Поликарпова В.А. Феномен человека - вчера и завтра. Ростов-на-Дону, 1996. С. 208.

417 Лезов С. Письмо о религии // Попытка понимания. Избранные работы. М.-СПб., 1999. С. 223-225.