Смекни!
smekni.com

Ignoto deo: новая религиозность в культуре и искусстве (стр. 45 из 71)

На специфику современных неомифологий по сравнению с мифами традиционными (т.е. архаическими и религиозными мифами) указывает А.Л. Топорков390 . С одной стороны, у традиционных и современных мифов есть общие характерные черты: и те и другие не только объясняют существующее, но и создают образ новой реальности; основным объектом мифологизации в обоих случаях является прошлое данного социума, сохраняющее свою актуальность для настоящего; эти мифы организуют поведение индивида и человеческих масс, реализуются в общественных ритуалах и укрепляют социальные связи; они придают осмысленность человеческому существованию, выполняют функции психологической компенсации. Однако существуют и важные отличия неомифологий от традиционных мифов. Так, например, в традиционных мифах объектом мифологизации являются боги, культурные герои или предки, в мифах ХХ в. – реальные люди и события настоящего и недавнего прошлого. Современные мифы не достаются по традиции, но создаются определенными людьми или группами людей (причем этим мифам часто придается видимость правдоподобия и наукообразия). Неомифологии распространяются не устным или рукописным путем (как архаические мифы), а главным образом через средства массовой информации.

Это обстоятельство дает основание В.С. Полосину утверждать, что "для познания всей истории человечества первобытный миф выступает как тезис, рассудок – как антитезис, современный миф, рождаемый визуальной электронной культурой и вмещающий совокупный опыт всего человечества за всю историю, - как синтез"391 . С этим можно согласиться, но лишь отчасти: во-первых, мы далеки от того, чтобы сводить всю современную культуру к мифу, а во-вторых, необходимо помнить о "неподлинности" неомифологий, то есть их нетождественности традиционным мифам. Современные мифы (особенно социально-политические) - это, как правило, искусственно сконструированные идеологии, "средство захвата Целого одной из его частей" (М. Эпштейн), архаический же миф предполагает синкретичность, единство и целостность, нерасчлененность бытия во всей его полноте.

Как же соотносятся между собой неомифологии и новая религиозность? И что характерно для современной культурной ситуации - очередная волна религиозности или же тотальная ремифологизация? Многие современные исследователи, похоже, склоняются к последнему варианту.

Так, Ю.М. Дуплинская выделяет следующие черты "второй религиозности" (в шпенглеровском смысле) или ремифологизации современной культуры. Литература начинает обращаться к мифологическим сюжетам. Наука расценивается философами как "миф ХХ века" (П. Фейерабенд) и смыкается с восточными религиозно-мистическими учениями. Широко используются практики измененного состояния сознания. Наблюдается массовое увлечение псевдоэзотерикой и т.д. Но современная ремифологизация - это "миф наизнанку": "Если в мифологической фазе развития культуры еще не было индивидуального авторства, то в культуре постмодерна индивидуальное авторство уже утрачивается. Если в мифологическом сознании слова и вещи еще не были различены, то в постмодернистском отождествлении мира с текстом слова и вещи уже перестают различаться. И наконец, в характерных для сегодняшнего дня заявлениях о конце истории происходит своеобразный возврат к мифологическому времени… Архи-древние и ультра-современные учения уравнены в едином дискурсе эпохи второй религиозности. Создается впечатление, что время, прожитое культурой, и пространство, занятое ею, оказались всего лишь оптическим обманом. Культура совершила "петлю во времени": родившись из мифа, она вновь возвращается к нему же, как к своему пределу"392 .

Так ли это? На наш взгляд, говорить о ремифологизации современной культуры как о свершившемся факте или даже как о тенденции пока преждевременно. Действительно, мифологические (в широком смысле) представления присущи современной культуре, но не только ей - мифологические структуры присутствуют в любой культуре, выполняя гносеологическую и психологическую функции, о чем мы уже говорили. Поэтому миф всегда актуализирован - хотя бы на уровне обыденного сознания. Другое дело, что сегодня массовая культура многими рассматривается как "пространство новой архаики": например, по мнению А.В. Костиной, "преобладающее большинство из жанров массовой культуры выступает как совокупный современный миф со всеми его атрибутами и особенностями оформления, как своеобразная мифология, существующая не только в форме идеологии, но и в виде реализации базовых структур сознания…"393 . Этот же автор проводит аналогии между темпоральностью мифа и массовой культуры, которым свойственны цикличность, целостность и закрытость, противопоставление сакрального и профанного миров и т.д. Но важно отметить, что здесь имеется в виду не архаический миф как завершенная форма целостного переживания и отражения действительности, но включение мифа в немифологическую культурную традицию, с достаточно развитым рациональным мышлением. По этой причине мы склонны трактовать современную массовую культуру не столько как "неоархаику", сколько как специфический способ сохранения новоевропейской культурной традиции благодаря адаптации различных видов специализированного знания и осуществлению взаимодействия со знанием обыденным, повседневным. В этом смысле массовая культура и ее многочисленные неомифологии - это прямое продолжение проекта Просвещения, своего рода социокультурное кодирование (на основе новоевропейских культурных кодов). Поэтому мы не считаем существование современных мифологий необходимым и достаточным условием тотальной ремифологизации культуры.

Наиболее взвешенным нам представляется подход к современным мифологиям М. Элиаде, который говорит, что "…большинство "неверующих" живут под влиянием псевдорелигий и деформированных мифологий. И в этом нет ничего удивительного, так как мирской человек - потомок homo religiosus; он не может уничтожить свою собственную историю, т.е. поступки своих религиозных предков, которые сделали его таким, каков он сегодня. Более того, значительная часть его жизнедеятельности осуществляется под воздействием импульсов, исходящих из самых сокровенных глубин его существа, из области, называемой бессознательным. Полностью рациональный человек - это абстракция; его нет в реальной жизни"394 . Но это не означает ремифологизации современного мира, поскольку религиозное и мифическое "скрыты" в глубине подсознания современного человека, а активация этих могучих сил посредством массовой культуры все равно не приводит к выходу за пределы пространства культуры. Напротив, массовая культура "обуздывает" настоящие мифы путем их имитации, создавая иллюзию их переживания человеком, что приводит как к психологической разгрузке, так и к обеспечению социальной стабильности.

Соотношение же между мифом и религией, как было показано выше, весьма сложное. В частности, К. Хюбнер указывает на многочисленные отличия мифа от религии (на примере христианства); но главное, что мифически мыслящий человек не нуждается в религиозной вере; миф (архаический) является видом повседневного опыта. Поэтому "миф и религия не одно и то же, но, в то время как миф может быть отделен от религии, религии без мифа не существует”395 . Но это не значит, что религия и миф соотносятся между собой как часть и целое: мы уже говорили о том, что религия не только основывается на мифе, но и как бы "обуздывает" его. Скорее, миф и религия - это различные способы мировосприятия, но имеющие между собой множество точек соприкосновения.

Такие же непростые отношения характерны для неомифологий и новой религиозности: с одной стороны, существует соблазн включить феномен новой религиозности в контекст "новой архаики" или предполагаемой ремифологизации культуры, с другой - новая религиозность хотя и содержит в себе различные неомифологии, но не ограничивается ими (поскольку мифологическая картина мира вовсе не обязательно предполагает наличие объекта поклонения). Тем не менее, многие исследователи относят большинство проявлений новой религиозности к современной мифологии, что, на наш взгляд, не совсем верно. Например, А.Л. Топорков считает, что современная мифология характеризуется аморфностью, распыленностью, полицентризмом и неустойчивостью396 , поскольку существует множество мифов, охватывающих отдельные группы населения, различных по происхождению и по продолжительности существования, и выделяет четыре группы современных мифов: мифы политической и общественной жизни; мифы, связанные с этнической и религиозной самоидентификацией; мифы, связанные с внерелигиозными верованиями; мифы массовой культуры397 . Как видно, к неомифологиям относятся совершенно различные явления, причем обычно носящие факультативный и частный характер, и не претендующие на роль целостного мировоззрения (в отличие от традиционных мифов). Но новая религиозность - это качественно иной феномен по сравнению с современной мифологией.