Смекни!
smekni.com

Ignoto deo: новая религиозность в культуре и искусстве (стр. 61 из 71)

Итак, можно считать, что рок-музыка - это важнейший проводник идей новой религиозности в современную культуру, а в каком-то смысле (учитывая особенности таких ее направлений как блэк метал, готика, рэйв) - даже одна из форм новой религиозности. "Многообразие религиозного опыта", характерное для массовой культуры, проявляется и в рок-музыке, крайне эклектичной и неоднородной. На сегодняшний день рок-музыка (по крайней мере, большинство ее направлений) ассимилирована доминантной массовой культурой, а ее ценности стали социально приемлемы.

Что же касается "магии звука"… На наш взгляд, ее победила "магия денег". Коммерциализация рок-музыки, ее сращивание с шоу-бизнесом приводит как к снижению ее художественно-эстетической ценности, так и к эксплуатации религиозных и оккультно-мистических идей и символов в имиджах исполнителей, т.е. к симуляции религиозности. Тем не менее, подлинно религиозная составляющая в современной музыке, несомненно, присутствует, хотя и в весьма скромных масштабах.

ПРИМЕЧАНИЯ

424 Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 447.

425 Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 450, 452.

426 Характерно уже само наименование массового искусства: "шоу-бизнес", в котором коммерческое превалирует над художественным.

427 Хренов Н.А. Социальная психология искусства: переходная эпоха. М., 2005. С. 408.

428 Якимович А.К. Магическая вселенная. Очерки по искусству, философии и литературе ХХ века. М., 1995. С. 11, 12.

429 Соловьев В.С. Три речи в память Достоевского // Соловьев В.С. Избранное. М., 1990. С. 79.

430 Николаева О. Современная культура и Православие. М., 1999. С. 157.

431 Якимович А.К. Магические игры на горизонтальной плоскости // Мировое древо, 1993, №2. С. 123.

432 Там же. С. 129.

433 Например, в предыдущем разделе мы говорили о культе Героя, преодолевающего ограниченность бытия, как бы соединяющего мир земной и мир сверхъестественный. Очевидно, что Герой "выпадает" из привычного нам мира, не подчиняется его законам, - но само его существование в нынешних формах определяется массовой культурой, которая приемлет любые системы ценностей, лишь бы они не мешали сложившемуся порядку. Жесткий диктат традиционных ценностных иерархий сменяется "мягким" диктатом масскульта, который лишь внешне выглядит антииерархичным.

434 Бычков В.В. Художественная культура ХХ века // КорневиЩе 0А: Книга неклассической эстетики. М., 1999. С. 226.

435 Бычков В.В. Эстетика. Краткий курс. М., 2003. С. 280.

436 Там же. С. 281-282.

437 Батракова С.П. Искусство и миф: Из истории живописи ХХ века. М., 2002. С. 49.

438 Бычков В.В. Авангард // Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура ХХ века. / Под ред. В.В.Бычкова. М., 2003. С. 23.

439 Ringbom S. The Sounding Cosmos. A Study in the Spiritualism of Kandinsky and the Genesis of Abstract Painting // Acta Academiae Aboensis, ser. A. Humaniora. Vol. 38, No. 2. Abo, 1970.

440 Рейнгарт Л. Абстракционизм. - В сб.: Модернизм. Анализ и критика основных направлений. М., 1987. С. 150.

441 Языкова И. "Черный квадрат" К. Малевича как антиикона // "Страницы", 1997, т. 2, вып. 2. С. 273-277.

442 Бычков В.В. Эстетика. Краткий курс. М., 2003. С. 285.

443 Андреева Е.Ю. Актуальное искусство ХХ века и религиозное сознание // Религиоведение, 2005, № 1. С. 99-117.

444 Бердяев Н. Пикассо // "София", 1914, № 3. С. 58.

445 Булгаков С. Труп красоты. По поду картин Пикассо // "Русская мысль", 1915, август.

446 См.: Линник Ю. Путь к Плеядам: Русские художники-космисты. Петрозаводск, 1995.

447 Несомненному влиянию если и не самой теософии, то, по крайней мере, "духа эпохи" подверглось даже "естественнонаучное направление русского космизма (К. Циолковский, А. Чижевский, В. Вернадский). По мнению Чижевского, "в каждый данный момент органический мир находится под влиянием космической среды и самым чутким образом отражает в себе, в своих функциях перемены или колебания, имеющие место в космической среде" (Чижевский А.Л. Земное эхо солнечных бурь. М., 1976. С. 31). С этими словами охотно согласились бы практически все эзотерики последнего столетия.

448 Бычков В.В. Эстетика. Краткий курс. М., 2003. С. 292.

449 Бычков В.В. Эстетика. Краткий курс. М., 2003. С. 293.

450 Генис А. Вавилонская башня: искусство настоящего времени. М., 1997. С. 231.

451 Клюева И.В. Феномен панэстетизма: от романтизма к постмодерну // От массовой культуры к культуре индивидуальных миров: новая парадигма цивилизации. (Сб. статей). М., 1998. С. 74-88.

452 См., напр., художественный альбом "Русь и христианство" (М., 1991) со вступительной статьей О. Кандаурова.

453 Багдасаров Р.В. За порогом: Статьи, очерки, эссе. М., 2003. С. 179.

454 Кириллова Н.Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. М., 2005. С. 31.

455 Кириллова Н.Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. М., 2005. С. 9.

456 Платон. Государство // Платон. Собр. соч. в 4-х тт. Т. 3. М., 1994. С. 85.

457 Жабский М., Тарасов К., Фохт-Бабушкин Ю. Кино в современном мире: Функции - воздействие - востребованность. М., 2000. С. 98-104.

458 См.: Там же. С. 105-126.

459 Якимович А.К. Магическая вселенная. Очерки по искусству, философии и литературе ХХ века. М., 1995. С. 104.

460 Там же. С. 116.

461 Лотман Ю. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Таллин, 1973. С. 16, 18.

462 Кириллова Н.Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. М., 2005. С. 112.

463 Максимов Ю. Восприятие религии в современном массовом кинематографе. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http:// www.pravoslavie.ru/jurnal/arts/kino.htm

464 Сайр Дж. Парад миров. СПб., 1997. С. 166.

465 Нечай О. Ракурсы. О телевизионной коммуникации и эстетике. М., 1990. С. 14.

466 Цуладзе А. Политическая мифология. М., 2003. С. 251.

467 Разлогов К. Экран как мясорубка культурного дискурса // Языки культур: Взаимодействия / Сост. и отв. ред. В. Рабинович. М., 2002. С. 273.

468 Герасимова С.А. Телевидение как средство формирования культурных ценностей личности. Дисс. ... канд. культурологии. СПб., 2000. С. 109-110, 116.

469 Соколов Е.Г. Аналитика массовой культуры. Дисс. ... д-ра филос. наук. СПб., 2002. С. 105-107, 109.

470 Хотя внешне "традиционные" формы могут сохраняться.

471 Сундеева А.В. Эволюция культуры в техноцентрическом обществе. Дисс. ... канд. филос. наук. СПб., 2000. С. 137.

472 В.М. Розин. Природа виртуальной реальности (условие философского дискурса) // Виртуальные реальности. Труды лаборатории виртуалистики. Выпуск 4. М., 1998. С.197.

473 Копылов Г.Г. От культур - к инженерным мирам // От массовой культуры к культуре индивидуальных миров: новая парадигма цивилизации. (Сб. статей). М., 1998. С. 25-26.

474 Штепа В.В. RUтопия. Екатеринбург, 2004. С. 73.

475 Романов О.В. Философия Интернета (генезис и синтез фундаментальных идей). Самара, 2003. С. 157.

476 Никитаев В.В. Пространство и время WWW // Влияние Интернета на сознание и структуру знания. М., 2004. С. 86.

477 Там же. С. 88.

478 Эко У. От Интернета к Гутенбергу // Общество и книга: От Гутенберга до Интернета. М., 2000. С. 276-279.

479 Костина А.В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества. Изд. 2-е, перераб. и доп. М., 2005. С. 241-242.

480 Бурлаков И. Homo gamer. Психология компьютерных игр. М., 2000. С. 72.

481 Массовая культура России конца ХХ века (фрагменты к...). Часть I. СПб., 2001. С. 146. Здесь же приводится достаточно характерный пример операционной системы Inferno (в пер.: "ад, преисподняя"), в состав которой входят язык программирования Limbo ("преддверие ада") и коммуникационный протокол "Styx" (река смерти).

482 Рашковский Е.Б. Постмодерн: культурная революция или культурная контрэволюция? // Христианство в истории, №11. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.krotov.info/yakov/dnevnik/1994/hvi11_05.html

483 Шехтер Т.Е. Процессы маргинализации в современной художественной культуре. Дисс. ... д-ра филос. наук. СПб., 1998. С. 302-303.

484 Жидков В.С., Соколов К.Б. Искусство и картина мира. СПб., 2003. С. 71-76.

485 Жидков В.С., Соколов К.Б. Искусство и картина мира. СПб., 2003. С. 71.

486 Бычков В.В. Телесность // Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура ХХ века. М., 2003. С. 435.

487 Пирумов А. Кое-что о рэйве // Вавилонская башня. "Новое религиозное сознание" в современном мире. Сб. статей. М., 1997. С. 36.

488 Шичанина Ю.В. Феномен иномерности в современной культуре (философско-культурологический анализ). Ростов н/Д., 2004.

489 Викторов А.Ш. К проблеме особенностей развития русской художественной культуры в конце ХХ века // Личность. Культура. Общество М., 1999. Т. 1. Вып. 1. № 1-2. С. 95-102.

490 Здесь и далее под словами "рок", "рок-музыка" мы будем понимать не только и не столько "классический" рок-н-ролл 1950-60-х годов, сколько совокупность всех направлений современной массовой музыки - от собственно рок-н-ролла и ритм-энд-блюза до рэйва и эмбиента.

491 Летов Е. Я не верю в анархию. М., 2001. С. 35.