Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие мурманск 2008 удк 371. 26 (075. 8) Ббк 74. 202. 8я73 (стр. 8 из 40)

Компетентность коррелирует с социально-профессиональной мобильностью личности. Стабильное, самодостаточное функционирование индивида в обществе обусловлено умением пересмотреть стереотипы мышления, преодолеть эгоцентризм и открыться для новой информации, усвоить новые способы деятельности.

Компетентность - проявление единства (интеграция) знаний, умений, навыков, способов деятельности, качеств, свойств личности, позволяющее человеку действовать самостоятельно, брать на себя ответственность за порученное дело, собственную жизнь».

(Цит.по: Большедворская М.В. Становление ключевых компетенций в процессе профессионального обучения безработных: Автореф. дисс…канд. социол. наук. – Иркутск, 2006. – с.13)

2.3. Новая грамотность

Информационные технологии и феномен Интернета существенным образом влияют на систему образования, меняют содержание базовых умений и навыков, получаемых в школе. Что такое новая грамотность? Что значит уметь «читать» и «писать» в Интернете? Учит ли школа новой грамотности? Таков краткий перечень вопросов, обсуждаемых в статье.

1. Новая грамотность. Ее элементы и освоение.

Вопрос о том, что такое новая грамотность, грамотность в мире современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), - вопрос многоплановый, и подходить к нему можно с разных сторон. Попробуем оттолкнуться от наших обыденных представлений о грамотности сегодняшней и посмотреть: что в них изменилось, что начинает меняться и что может измениться в ближайшем будущем. Попутно мы неизбежно будем обращаться и к вопросу обучения грамоте.

1.1. «Что это такое?» (предметы окружающего мира). Обучение грамоте начинается с обучения родному устному языку как части целостного освоения окружающего мира. Ребенок учится произносить слова, сопоставлять их с действиями, намерениями, ситуациями и предметами. Определенную роль здесь играют изображения предметов. Ребенку показывают картинку и называют то, что на ней изображено, а затем спрашивают: «Что это?». Он отвечает: «Киса». Компьютер открывает здесь принципиально новую возможность: изображения предметов на экране способны сами себя называть – «произносить вслух» свое название (если, например, на них указать с помощью мыши).

Мыслима и иная ситуация, когда настоящие, вещественные предметы вокруг ребенка «откликнутся» и «заговорят», если к ним надлежащим образом обратиться. Технически это совсем несложно: надо, чтобы метки, и так имеющиеся сегодня на большинстве предметов (например, в форме штриховых кодов или приклеенных магнитных чипов), можно было бы считывать миниатюрным приемником - небольшой коробочкой в руках малыша. Поднося приемник к штрих-коду, ребенок будет слышать название предмета, да еще и рассказ о нем: ласковый голос объяснит, как с этой вещью обходиться и играть, какие неприятности могут случиться от неправильного с нею обращения и т. д.

Конечно, как и во многих других случаях, присутствие живого собеседника вместо такого устройства было бы несравненно лучше. К сожалению, далеко не все время такой собеседник может находиться рядом: папа и мама на работе, а воспитательницы в детском саду на всех не хватает.

1.2. Изобразительная коммуникация. Свои представления о мире и населяющих его людях, а вместе с тем и свои (осознанные или бессознательные) послания, им адресованные, дети часто выражают в изобразительной форме, и здесь возникает еще одно измерение грамотности - визуальное. Визуальная (рисуночная) коммуникация, предшествовавшая письменной, постепенно оттеснялась словесной грамотностью на протяжении последних тысячелетий человеческой истории. Однако в XX веке она взяла реванш за счет гигантских успехов в развитии полиграфии, фотографии и кинематографа. Как и в других разделах новой грамотности, важно чтобы ребенок воспринимал изобразительное сообщение, правильно понимал его и умел, когда это нужно, создать свое собственное. Компьютер и цифровые технологии позволяют ребенку рисовать на специальной графической палетке или прямо на экране, равно как и копировать и сохранять рисунки, сделанные на бумаге, передавать их на большие расстояния, тиражировать их, делать доступными для миллионов людей через глобальную сеть Интернет.

1.3. Коллаж. При создании своих изобразительных сообщений ребенок может пользоваться, помимо собственных рисунков, еще и готовыми изображениями - фотографиями, репродукциями картин, любыми графическими материалами, почерпнутыми в глобальной сети. Это расширяет его коммуникативные возможности, дает возможность выражать свои мысли, говорить и общаться на языке образов; весь вопрос в том, чтобы у него под рукой было то, о чем он хочет и может сказать другим людям (а также и самому себе).

1.4. Технология записи изображения и звука. Следующей возможностью является самостоятельная фотосъемка. Цифровая фотография, не требующая химической обработки, делает снимок немедленно видимым и легко включаемым (монтируемым) в любое послание, а также позволяет сопроводить его устным (в дальнейшем и письменным) комментарием.

Видеозапись - наиболее ресурсоемкая форма коммуникации, требующая сложной и сегодня еще сравнительно дорогой аппаратуры; хотя завтра эти ограничения наверняка станут менее ощутимы. В то же время овладеть соответствующими операциональными навыками удается в большой степени интуитивным путем, вполне доступным и первоклассникам. Придумывание сценария и монтаж видеофильма, его озвучивание и показ - замечательные способы развития мышления и речи младших школьников.

Звукозапись (на магнитную ленту в аналоговом формате) стала общедоступной уже пару поколений назад, однако она в еще меньшей степени, чем фотографирование, входит в «обязательный минимум» начального образования. Основные причины тому крылись в исторических традициях культуры и особенностях акустического восприятия. Однако определенные препятствия заключались и в самой аналоговой технологии: звуковая информация не получала наглядного отображения, отсутствовал механизм быстрого поиска, процедуры редактирования и монтажа требовали больших затрат труда и времени.

Ситуация радикально изменилась с приходом цифровых технологий. Компьютер позволяет сделать видимыми структурные очертания речевых и музыкальных посланий, практически мгновенно рекомбинировать их мельчайшие элементы; сопрягать звуковые планы с изобразительными (будь то оригинальные рисунки, фотографии или видео-фрагменты), организовать их хранение, каталогизацию и перекрестные ссылки.

1.5. Анимация. Алгоритмическая грамотность. Компьютер предоставляет разнообразные возможности для конструирования движущихся изображений, или анимации любых графических объектов - от простейших диаграмм, отображающих динамику изменения каких-то величин, до полноценных художественных мультфильмов. Помимо коммуникативной функции, основной из обсуждаемых в этой работе, создание анимаций может быть продуктивным способом освоения фундаментальных основ современной информатики. Анимация дает конкретное представление о дискретизации аналоговых процессов, будь то изменение каких-либо состояний во времени или траектории тел в пространстве.

Столь же убедительно с помощью анимации демонстрируется эффект превращения дискретной последовательности статичных изображений в иллюзорную картину непрерывного движения. Наиболее показательны в этом смысле динамические трансформации образов каких-либо реальных объектов; кроме прочего, здесь удается в высшей степени наглядно представить исполнение записанного в виде программы алгоритма. Визуализация подобного рода алгоритмических процедур уже доказала свою эффективность при обучении программированию. Для нас же здесь важно подчеркнуть то обстоятельство, что понимание соответствия между текстом инструкции и последовательностью действий в ее выполнении является важнейшим компонентом общей грамотности.

1.6. Мультимедиа. Слово «мультимедиа» родилось в западной торгово-промышленной практике почти полвека назад, когда рекламные кампании по продвижению какого-либо нового продукта или услуги стали включать наряду с печатными проспектами и телевизионными роликами выпуск мелких сопутствующих товаров с тем же ярлыком, сценические презентации, выступления актеров и певцов, интервью с экспертами, встречи с потребителями и т.д.

Такой подход очень напоминает то, как совсем маленький ребенок старается объяснить нечто важное для него. В его первых сообщениях рисунки перемежаются с текстами (или их имитациями), сопровождаются жестами, мимикой, устными пояснениями и демонстрирующим манипулированием вещами.

Компьютер позволяет малышу фиксировать, организовывать и оформлять подобную спонтанную активность в ходе сознательной работы над созданием и презентацией соответствующих «мультимедийных» посланий.

1.7. Сочинение. Барьеры коммуникации. Вернемся к основной на сегодня форме грамотности - словесной. Меняется ли она под воздействием компьютера? Довольно значительно. Вероятно, самое важное - это изменение самого типа письменной активности, когда придумывание, планирование, редактирование, структурная перекомпоновка текста протекают параллельно с превращением мысли в буквы, слова и фразы.

Первым барьером, с которым сталкивается ребенок, является само «сопротивление материала»: ручки и бумаги. Это сопротивление, в действительности, состоит из двух барьеров: непосредственное написание букв и изменение написанного. Комментарий учителя «Грязь!» был проклятьем многих поколений учеников.