Смекни!
smekni.com

Политика государства и церкви в отношении сектантов в России XVIII-XIX веков (стр. 14 из 44)

Еще один случай скопческой пропаганды: Крестьянин Черных пригласил к себе племянников из другой деревни, заманил обещаниями, а потом стал предлагать оскопиться и на этих условиях оставить им наследство. При этом он говорил, что «можно и не «обрезать яйца», а быть скопцом духовным, так как теперь скопиться и не удобно: дело это тайное и в продолжении времени можно оскопить детей.»[77]

Проповедуя соседу Черных говорил «Про одного духовного скопца, что у него и сын есть и три дочери, сам он не оскоплен, а скопческое положение держит, сына оскопил, дочь на скопческом положении, сам богат и счастлив. Дальше Черных пояснил, что нужно оскопить детей, а самому «яйца не вырезать» как работнику семьи»[78] Был сослан в отдаленные места Восточной Сибири по ст.

197 как скопец совращающий в свою ересь.

Итак русским мистическим учениям было свойственно:

1. Вера в Божественное откровение, пророчества и различные мистические явления, а также общие эсхатологические настроения. Они строили свое учение не на логике и точном соблюдении Евангелия, а на внутреннем, иррациональном чувстве.

2. Отрицание устоявшихся правил жизни, призрение к ним и государственной власти. Выдвижение своих лидеров, которых они обожествляли.

3. Скрытность и двуличие в отношении официальной религии и власти. Сектанты выполняли все обряды, ходили в церковь и зачастую были самыми лучшими прихожанами. Они не считали постыдным обманывать власти, которые презирали. «Будучи во внешности благочестивы, хлысты чаще других становятся друзьями дома своих приходских священников…Даже лица оставившие хлыстовство и возвратившиеся к церкви крайне неохотно говорят о том, что происходит на хлыстовских радениях.»[79]

4. Мистические секты находили своих последователей в числе людей впечатлительных, не сильно разбирающихся в основах православной веры и в христианстве вообще. Их привлекала близость харизматического сильного лидера, налет таинственности, сплоченность коллектива и высокие моральные устои.

1.3. Духоборы и молокане.

Секты духоборов и молокан принято рассматривать вместе. Дело в том, что схожи не только их учения, но так же и история их распространения и их отношения с властью и официальной церковью. Духовные и светские власти постоянно путали эти учения и издавали указы для обеих сект одновременно. Связано это было не только с некомпетентностью государственных служб, но и с невнятностью самого учения сектантов. Вот как его охарактеризовал Варадинов: «Везде была такая путаница во мнениях и понятиях, что из них нельзя было составить ничего целого. Что учение их было заносное, проникшее извне, а не образовавшееся в уме и настроении духа самих раскольников не подлежит ни малейшему сомнению»[80] «В секте составленной преимущественно из грубых, необразованных, безграмотных простолюдинов уже по этому одному нельзя ожидать полного и стройного развития какой-либо религиозной системы.»[81], - вторит ему другой чиновник МВД, Надеждин. Только в 1832 году исследователь сектантства священник Орест Новицкий собрал все сведения воедино в своей книге и сложил их в полную и ясную систему, которой не существовало в действительности.

Духоборцы появились 60х годах XVIII века в Екатеринославской губернии среди казачьего населения. В это время в селе Никольском существовала община "духовных христиан", отделившаяся, по всей видимости, от общины "людей Божьих", т.е. хлыстов. Руководитель общины Силуян Колесников отменил среди своих последователей обряд радений, последователи его приняли название духоборцев, которое и укрепилось окончательно за сектой. Но по убеждению духоборцев Колесников был только Иоанном Предтечей, а подлинным основоположником секты стал Илларион Побирохин.

Он в 80х годах XVIII века объявил себя Христом и выбрал из числа своих учеников 12 апостолов, составивших с ним во главе совет, управляющий всеми духоборческими общинами. Побирохин был популярен среди хлыстов, которые почитали его за ожидаемого миссию. Когда он со своими апостолами торжественно вступил в Тамбов, объявляя, что идет судить вселенную, его арестовали и сослали в Сибирь.

После этого, община начавшая разваливаться, была вновь воссоединена проповедью отставного капрала, крестьянина Савелия Капустина. Он также выдавал себя за Христа и импонировал своей начитанностью Библии, которую знал чуть ли не наизусть, а так же умением вести религиозные диспуты. Со времени Побирохина и Капустина духоборчество стало распространяться. Некоторые исследователи (например, Никольский и Новицкий) высказывали идею, что обе секты первоначально были разновидностью хлыстовщины. Но аргументы, которые они приводят (социальные база и организация общин) не слишком убедительны. То, что основной социальной базой рационалистических сект являлось крестьянство - никак нельзя считать отличительной особенностью, так как это черта большинства сект.

Название «духоборцы» сектанты получили от Екатеринославского епископа Амвросия, под этим именем секта впервые фигурирует в 1799 году. Про них было сказано, что «они уже издавна в России умы и сердца развращают»

Историю духоборчества можно разделит на два этапа : - период до образования коммуны на Молочных водах и период молочноводских и последующих коммун.

По поводу первого периода данных очень мало. Известно, что духоборцы в это время, в отличие от скопцов и хлыстов, решительно разорвали с православной церковью и осудили ее учение, таинства и обряды. Они считали православие церковью тленной, внешней и не обладающей особой святостью.

Духоборы считают, что душа, причастная Божеству, была сотворена до создания мира, и только ради испытания или наказания за грех перед

Божеством она была заключена в темницу тела, где должна таиться и страдать.

Плоть сама по себе есть зло, в ней зарождается грех, который отвращает душу от Божественного и небесного. Вся история людей есть не что иное, как постоянная борьба плоти и Духа. История Каина и Авеля это аллегория, АвельДух, а Каин - плоть. Сына Каина - люди познавшие рабство плоти, сыны Авеля - люди служащие духу. Племя Каина постоянно борется с сынами Авеля. Труд достался сынам Авеля, а сыны Каина стали богатыми и господами - "попами, дьяками, князьями, неправедными судьями". Сыны Каина имеют на своей совести самые большие грехи - идолопоклонство и сребролюбие и гонят постоянно сынов Авеля. В отношении к духу доктрина духоборчества совпадала с хлыстовской.

Сектанты признавали священное писание, но с некоторыми оговорками и условиями. Они говорили, что в том виде, в котором оно есть, священное писание не имеет значение высшего авторитета, так как оно не является первым и последним откровением. Откровение дается непосредственно Духом, который просвещает человеческий разум и помогает раскрывать тайный смысл писания, закрытый людскими добавлениями и искажениями. Истолкование при помощи Духа писания становится руководящей нормой.

"Троица - существо непостижимое: Отец Бог - память, Сын Бог - разум, Дух Бог - воля, Бог Троица - един". Другое толкование Отец – свет, Сын – слово, Дух – истина (высота-ширина-глубина). Семь небес значили: смирение, разумение, воздержание, братолюбие, милосердие, совет и любовь. Они соблюдают данные в Библии 10 заповедей. Человек – творение Божие. Бога духоборы называли по разному: «первое желание», «Самобытный свет», «творящее начало всего сущего, первая причина бытия мира» Бог находится в каждом человеке, но его никто не видет, так как он пребывает в сердцах. Душа бессмертна и переходит из одного тела в другое.

«Церковь – собрание истинных христиан для искреннего моления

Господу Богу.» [82] И ад и рай и все христианские понятия понимались духоборцами тоже иносказательно. Крест – страдания Христа, елей – добродетель и т.д.

Сектанты считали себя призванными уничтожить зло мира. Из рядов «истинных» людей сектанты выделяли вождей и пророков – «людей воистинных». Эти последние "столбы до небес", "Христы".

Христа, как уже говорилось выше, они понимали, как Божественный разум, который впервые явился в Иисусе, в котором обитал, как душа в теле, но затем не вознесся на небо, а продолжает пребывать на земле согласно обетованию: "Се я к вам во вся дни до скончания века". Последующими вместилищами души были первые римские папы, затем другие праведники, затем духоборческие пророки - Силуян Колесников и Капустин.

Несмотря на кажущееся сходство в интерпретации постоянного пребывания Христа на земле, на деле представления хлыстов и духоборов значительно разнились, что отражалось на всем культе. У хлыстов Дух сходил на каждого во время радений, а Христами по существу, являлись те, за кем признавалась возможность "прибывать в Духе" постоянно. Таким образом Христос терял часть своей Божественности, становясь более доступным. У духобором же идея о сохранении Духа на Земле скорее была призвана подтвердить Божественность руководителей секты. Христос тем самым не опускался до уровня каждого прихожанина.

В течение всего существования духоборческой секты ею руководили родственники Капустина. Сам он умер в 1818 году. После него руководство общиной взял в свои руки его сын - Василий Калмыков (до 1832 года), далее сын Калмыкова Ларион (до 1942 года), сын Лариона Петр (до 1864 года), его жегна Лукерья (до 1866 года).

К середине XIX века богослужение сектантов значительно упростилось, было рационализовано на протестантский манер и состояло в пении псалмов и стихов. Духоборцы отвергали иконы, так как в них нет Божества и святости, мощи, крест (говорили, что крестятся словом Божьим), отрицательно относились к культу святых и даже толковали Троицу аллегорически, о чем говорилось ранее. Они отвергали все таинства и обряды так как они совершаются человеческими руками, а не исходят от Бога и делаются священниками, которые далеки от нравственного идеала.