Смекни!
smekni.com

Политика государства и церкви в отношении сектантов в России XVIII-XIX веков (стр. 26 из 44)

По закону в приходе в 100-150 дворов полагалось иметь одного священника с дьячком и пономарем, в 200-250 дворов двух священников и в 300 дворов трех священников. На деле получалось иначе: «г. Ананьев с 16 тысячами православного населения имеет лишь две малых церкви и 4 священника…Церкви в Липняжке и Тишкове деревянная, человек на 300-400.

Но как в ней поместится народонаселение прихода 6-7 тысяч душ?…В селе Новгородке, раскиданном на несколько верст принадлежало в одной церкви 12 тысяч душ…»90

Сведения о большом количестве прихожан можно найти и в отчетах исследователей раскола, которые ездили по губерниям в середине XIX века. Они сетовали на то, что приходы настолько велики, что им не хватает отведенного времени на должное их исследование.

На ту же проблему сетовал епископ Никанор в переписке с обер-прокурором Синода Победоносцевым: «При многолюдстве приходов наши священники часто вовсе не знают своих прихожан в лицо, не говоря уже о том, что не знают их по убеждениям их не по склонности и правилам жизни ни вообще по душевному состоянию»[89], Данный пример относится к концу XIX века, что явно показывает, что положение дел в данной области не улучшалось. Бедность церквей и самих священников, положение священтсва..

Приходское духовенство не получало установленного жалования, его доход зависел от прихода и как правило был невысок. На протяжении всего XVIII века материально положение духовенства не улучшалось. В царствование Павла I ему были предоставлены и некоторые сословные привилегии. Однако самый многочисленный слой церковно-служителей - приходское духовенство по-прежнему оставался на иждивении своей паствы. В его пользу собирались штрафные деньги, кладбищенские и ставленнические доходы.

11 января 1798 г. вышел указ об обработке церковных земель прихожанами, в котором предписывалось присоединять церковные земли к крестьянской, с тем чтобы священники получали от крестьян натурой по средней пропорции урожая с этих земель или деньгами. Эти выплаты шли сверх треб. Мотивация этой законодательной меры сводится к тому, что священникам самим обрабатывать землю "не по сану". Таким образом, защищая честь сана, правительство Павла одновременно пыталось улучшить материальное положение приходского духовенства за счет крестьян.26.06.1808, как уже говорилось выше, вышел указ «Об усовершенствовании духовных училищ, о начертании правил для образования сих училищ и составлении капитала на содержание духовенства» Во второй части законоположения «о содержании церковных причтов» содержится признание комитета, создававшего законоположение, что доходы православных церквей не только недостаточны, но даже в основном скудны. «В некоторых, доход показан от 5 до 10 рублей в год, а в самой большой части составлял от 50 до 150 рублей в год….Факт существования большой части церквей в России на доход в 100 рублей и менее в год наглядно обнаруживает не только бедственное положение приходского общества и его причта в материальном отношении, но и духовное оскудение этого общества равнодушно относящегося к своим важнейшим обязанностям».[90]

В результате, из-за бедности приходов приходское духовенство все время стояло перед проблемой, где взять денег. Причем, в зараженных приходах и доход оказывался меньше, а соответственно острее вставала необходимость сводить концы с концами. Священники либо проводили большую часть времени в поле, пренебрегая своими обязанностями, либо старались заработать на отправлении служб и вымогали деньги у крестьян. «Преступлений особенно по склонности к наживе и послаблений консистории относительно их усмотрения столько и таких, что это меня поразило…»[91], сетует епископ Херсонской губернии Никанор в конце XIX века.

А вот что вспоминает Сютаев: «- Дите у нас умерло. Говорят, надо хоронить, отпевать надо, - без энтого, говорят, на том свете в царство небесное не примут. Ладно, хорошо. Пошел я к попу. - «Похорони, говорю, батюшка...» - «Ладно, говорит, давай полтинник». - «Нельзя ли, мол, поменьше?» - Не соглашается. А денег у меня в ту пору всего-навсе тридцать копеек серебром было... Не согласился. Ушел я домой и думаю про себя: как так?.. За пятьдесят можно, а за тридцать нельзя? За пятьдесят примут, а за тридцать не примут?.. Не может энтого быть!.. И увидел я тогда, што грешен я кругом.

- В чем же ты грешен?

- Да нешто можно о Божьем благословении торговлю заводить?.. Нельзя покупать, думаю, Божьего благословения. Коли сам не заслужишь, ни за какие деньги его не купишь... Ни за какие тысчи не купишь!.. А коли заслужишь, то и безо всяких денег получишь, што следовает... раздумал я все этто, взял дите и сам похоронил - без попа, без дьячка, безо всего... Под полом похоронил!»[92] Данный пример явно свидетельствует насколько отрицательно сказывалась материальная обеспеченность приходского духовенства на деле общения с паствой.

В связи с небольшим достатком находилось и общественное положение священства. В течение всего XVIII оно оставалось приниженным. Во времена Петра и его приемников к священникам применялись телесные наказания не только за общеуголовные преступления, но и за всякие служебные нарушения. Битье плетьми и употребление на унизительных черных работах в пользу архиерейского дома подрывали должное уважение к духовному сану. Они должны были «дежурить на съезжих дворах, являться к офицерам для работ и посылок, исправлять пожарную

повинность и ходить в наряды с рогатками.»91

Во времена Анны Иоанны в связи с особенностями внутренней политики священство и вовсе признавалось «политически неблагонадежным и подвергалось ожесточенным нападкам»92

Изменения к лучшему начали происходить при Елизавете. «Императрица поспешила принять под свое высокое покровительство униженное и находящееся в опале духовенство». Были расширены личные права духовенства, вышел указ «о нечинении обид и притеснений со стороны губернаторов и воевод…и привлечении сих светских лиц к ответу за такие действия.»93 Но, несмотря на некоторые послабления, положение священников оставалось приниженным. Один иеромонах в 1745 году жаловался преосвященному Антонию на архимандрита Гедеона, что тот посадил его «в большую чепь в пекарню», где тот и сидел около недели, а «потом велел привесть в той чепи в трапезу пред себя и велел конюхам в той трапезе положить и приказом было бить плетьми, от которого бою братия едва меня упросила.»94

В дальнейших указах относящихся к положению приходского духовенства мы можем проследить тенденцию к увеличению его прав. Она нашла свое выражение в соответствующих законах. В период правления Екатерины вышел целый ряд соответствующих указов. Так 7.06.1767 было приказано, чтобы «священникам и иеромонахам как пристрастных расспросов, так и телесных наказаний через побои в духовных командах отнюдь чинимо не было, а единственно б исправляемы были, вместо телесного наказания приличными духовенству трудами и отрешение от дохода и от прихода.»95 Чуть позже вышел также указ о запрете притеснений духовенства помещиками. Однако в крепостных селах священство продолжало оставаться бесправным. Помещики обращались с ним, как с крепостными людьми, подвергая телесному наказанию.

20.05.1771 года вышло предписание протодиаконов, иеродиаконов и диаконов не подвергать телесному наказанию. Священники были освобождены от консисторских тюрем и унизительных работ в пользу консисторских домов.

Александр указом 22 мая 1801 г. восстановил полную свободу священнослужителей от телесного наказания, распространив еѐ на монашествующих священнослужителей. В 1808 г. - эта свобода была распространена на семьи священнослужителей.

В обстановке общественно-политического подъема в России на рубеже 50 - 60х годов XIX в. в церковной и светской прессе развернулось оживленное обсуждение проблем, связанных с положением православной церкви в государстве, ее ответственности перед обществом, с повышения материального и нравственного уровня духовенства. Были также поставлены вопросы о преодолении бюрократизации в управлении церковью, предоставления ей большей самостоятельности, т.е устранения опеки над нею со стороны светской власти, о преобразовании приходской жизни, совершенствовании системы духовного образования и даже о введении веротерпимости.

Само правительство осознавало настоятельную необходимость разрешения этих назревших проблем, особенно в контексте и под влиянием проводившихся в то время других реформ.

Для решения поставленных задач в 1864 году был принят ряд постановлений о церковном приходе и приходском духовенстве. При приходе создавались выборные органы из прихожан, руководимые приходскими священниками, - низшее церковное управление, подобное только что введенному реформой 1861

г. сельскому. В их задачу входили сбор средств на нужды прихода и урегулирование конфликтов между прихожанами и церковным причтом. Государство попыталось переложить заботу о приходах на прихожан 2.08.1864 года было издано «Положение о приходских попечительствах при православной церкви». Однако задача оказать материальную поддержку духовенству и сблизить его с народом выполнена не была. Тогда было принято решение уменьшить количество приходов: «Средняя численность прихода по России увеличилась с 1600 до 2200 душ, а число служащего духовенства уменьшилось с 113815 в 1860 году до 98465 в 1880 году. Но одновременно уменьшился и кружечное пожертвование прихожан на содержание духовенства» 96

В силу действия этих указов сократилась численность приходского духовенства

(примерно на 15%). Сократилось и число приходов путем объединения мелких с крупными. Вместе с тем были приняты меры к повышению материального уровня духовенства: на 67% было увеличено казенное пособие приходскому священнику, введены были небольшие пенсии священникам, вышедшим по старости "на покой" (в отставку), а также и их вдовам. Но оставшиеся не у дел церковнослужители не получили никаких пособий.