Смекни!
smekni.com

Политика государства и церкви в отношении сектантов в России XVIII-XIX веков (стр. 38 из 44)

Публицист, исследователь раскола и сектантства А.С. Пругавин писал: «...у нас совсем не было никакой статистики раскола, так как сведения полиции о числе сектантов одно, сведения духовного ведомства - другое, сведения статистических комитетов - третье... Например, в Ярославской губернии по официальным сведениям числилось всего лишь 7454 раскольников. По исследованиям же статистической экспедиции их оказалось 278417 человек.»174 Данные, приведенные в табл. 1 приложение 4 показывают, что официальные данные отличались от частных исследований более чем в 4 раза.

Выводы:

Итак, мы видим, что в течение XVIII-XIX веков статистика вообще сделала огромный шаг вперед. Что касается подсчета количества инакомыслящих, то и тут государственные власти, заручившись поддержкой духовенства, старались найти оптимальное решение проблемы. Мы видим, что на протяжении XIX века МВД применяет разные способы сбора статистической информации, а именно – ежегодные отчеты губернаторов, специальные статистические экспедиции, включение вопроса о вероисповедании в перепись населения. Однако не одна из мер не дала действенных результатов. Плачевное состояние статистики обуславливалось правовым и гражданским положением раскольников. Недоверие и взаимная недоброжелательность, которые разделяли религиозных отступников с официальной церковью и государством, не позволяли получить достоверную информацию. Сектанты скрывались под видом нерадивых православных, а зачастую, напротив, были самыми истовыми прихожанам. Отрицательную роль в данном вопросе играла также не заинтересованность многих местных чиновников в признании неуклонного роста числа сектантов. Раскрыв реальное положение дел, они рисковали своим положением.

Кроме того, на статистику религиозного инакомыслия влияло отношение к данной проблеме политиков. При ослаблении политики их явное число возрастало, при усилении – уменьшалось.

Тем не менее, анализ сохранившихся статистических данных за XIX век позволяет сделать следующие выводы:

- число сектантов увеличивалось год от году, причем во всех категориях. Например, согласно данным чиновника МВД Надеждина о скопцах в 1827 год их было 1008 человек, а в 1843 – 1701175) Данные приведенные в таблице 2 приложения 3 также свидетельствуют о росте числа инакомыслящих во всех Российских регионах.

- Постоянно росло количество нерадивых и неактивных православных, это с одной стороны свидетельствовало о кризисе в РПЦ, а с другой косвенным образом подтверждало увеличивающееся число отступников.

- Поскольку официальные данные были неверны в сторону уменьшение, но даже и они не могли скрыть роста количества сектантов, нам представляются верным 10% доля сектантов в населении Российской империи.

- основное сословие крестьяне и низшие городские и воинские слои, достаточное количество купцов говорит о том, что инакомыслие не было причудой верхних слоев населения, но естественной потребностью и выражением недовольства больших масс, явлением действительно народным.

- Постоянный рост количества сектантов на протяжении всего рассматриваемого периода свидетельствует о безуспешности мер применявшихся для его искоренения.

Приложение 1.

Пол Субботники Духоборы Скопцы Всего сектантов
Год 1926 год 1927 год 1926 год 1927 год 1926 год 1927 год 1926 год 1927 год
Мужской 3576 2840 9458 12223 536 674 827721

82539

1

Женский 3262 2868

1026

8

12196 349 331
6838 5708

1972

6

24419 885 1005

Таблица 1 Сравнительная таблица данных официальных отчетов за 1826 и 27 годы.

Таблица 2 Официальные данные за 1837 год.

Пол Духоборы и молокане Субботники Скопцы
Мужской 10322 2852 1199
Женский 10000 2025 397
20322 4877 1596

Таблица 3. Сравнение данных губернского отчета и сведений предоставленных лично губернаторами по запросу МВД касаемо количества скопцов.

Губерния Данные губернского отчета за 1869 год Данные о скопцах полученные от губернаторов
Иркутская 58 63
Калужская 95 139
Уфимская 3 65
Забайкальская обл. 8 7

Приложение 2

Таблица 1 Сравнение данных отчетов обер-прокурора Синода за 1836 и 1859 годы.

1836 год 1859 год итог
1.Причастились и покаялись 28239996 35081097 +6841101
2. Покаялись без причащения 2014783 2196714 +181931
3. Имели важные причины 102853 819951 +717098
4. Малолетние 7126954 9232234 +2105280
5. Из них по нерадению

1486391 муж.

1347129 жен.

3417231 +19214711
6. Из них по наклонности к расколу

223897 муж.

269296 жен.

1,2 %

726982

1,4 %

+ 233789
Всего православных 40901299 51474209 +10572910

Таблица 2. Соотношение частных исследований и официальных цифр на

1863 год.

Губерния Официальные данные Частные исследования
Московская 73.485 186000
Нижегородская 20246 172000
Саратовская 25834 125000
Самарская 28750 85194
Ориенбургская 85150 145000
Ярославская 7454 278415
Новгородская 8436 68131
Олонецкая 385 18194

Приложение 4.

Религиозные узники Спасо-Евфимьева монастыря в г. Суздале

Имя, фамилия

Социально е положение

Причина ссылки

Годы заточения

Раскаялся или нет

Алексей

Еленский

камергер

член секты скопцов

1804—1813

не раскаялся

Кирилл

Разумовский

граф

«вольные мысли о нравственносги и религии»

1808—1822

раскаялся

Ириней

иеромонах

«хула на святыни»

1815—1818

- " -

Кондратий

Селиванов

крестьяни

н

основатель секты скопцов

1820—1832

не раскаялся

Федор Уткин

рядовой

«отступление от православной веры»

1822—1830

Семен Дмитриев

- " -

член секты скопцов

1823—1827

раскаялся

Филипп

Федоров

- " -

_ " _

- " -

- " -

Потап Копцов - " - _ " _ - " - - " -

Петр Савков

- " -

- " -

- " -

- " -

Федор Петров

- " -

- " -

1824—1838

_ " _

Игнатий

Бобрецов

крестьяни

н

«раскол»

1825—1829

не раскаялся

Алимпий

Королько

подпоручи

к

«богохуление»

1826—1832

раскаялся

Авель

монах

пророчество

1826—1831

не раскаялся

Иван Балле

капитан

лютеранство

1827—1829

_ " _

Сергей

Михайлов

подпоручи

к

«заблуждение от чтения книг»

1827—1833

- " -

Прохор Титов

крестьяни

н

член секты субботников

1828—1837

- " -

Кондрат

Федоров

- " -

- " -

1828

- " -

Никифор

Максимов

- " -

- " -

1828—1831

раскаялся

Петр Федоров

- " -

член секты скопцов

1829

- " -

Ефим Гущин

член секты субботников

1830—1831

не раскаялся

Евфимий

иеромонах

«неправильное толкование догматов веры»

1833— к

1850

— " —

Карп Петров

рядовой

«раскол»

1834

— " —

Досифей

иеромонах член секты хлыстов

1834— к

1850

— " —

Семен Швецов

купец

член секты молокан

1835— к

1850

— " —

Александр

Чернышев

священник

«юродство»

1835— к

1850

— " —

Михаил

Тимофеев

крестьяни

н

«бессмысленное толкование

Апокалипсиса»

1838—1870

— " —

Григорий

Булгаков

однодворе

ц

член секты молокан

1842— к

1860

— " —

Леонтий

Круглоумов

мещанин

страннический толк

1842— к

1850

— " —

Петр Поляков

унтерофицер

«дерзость по расколу»

1843— к

1850

— " —

Федор Соловьев священник

«венчание раскольничьих браков»

1848— к

1860

— " —

Василий

Занегин

мешаннн

«сектаторские толки»

1851—1854

— " —

Иосиф

Ленчевский

свяшенник

«хула на православную церковь»

1850—1872

— " —

Аким Усанов

мещанин

«сектаторские действия»

1854—1870

— " —

Степан Ильин

пономарь

«религиозная мечтательность»

1855—1860

— " —

Арсений

монах

страннический толк

— " —

— " —

Иван Лебедев

послушни к .

«побег к раскольникам»

1856—1863

раскаялся

Осип Марков

купец

«раскол»

1856—1860

не раскаялся

Конон

священник

поповщина

1859—1860

— " —

Евфимий

Кудряшев

мещанин

член сект молокан

1863

— " —

Иван Волков

крестьяни

н

«ложное толкование священнбго писания»

— " —

— " —

Максим

Рудометкин

— " —

член секты духоборов

1874—1877

— " —

Василий

Подгорный

— " —

член секты хлыстов

1892

— " —

Васнлий

Рахов

— " —

шгундизм

1895—1902

— " —

Федор Ковалев

— " —

убийство старообрядцсв

1898—1905

раскаялся

Федор Ганчез

— " —

член секты еноховцев

1901—1905

— " —

Алексей

Калечнн

— " —

— " —

1901—1905

— " —

Евфимий Егоров

— " —

— " —

— " —

— " —

Кузьма

Мошков

— " —

1901 — 1902

Приложение 5.