Смекни!
smekni.com

Шагреневая кожа 2 (стр. 28 из 56)

нас, на сцене; она царила всюду, только не в сердце моего кумира. Я брал

Феодору за руку и, всматриваясь в ее черты, в ее глаза, домогался того

слияния чувств, той внезапной гармонии, которую пробуждает порою музыка,

заставляя души вибрировать в унисон; но рука ее ничего не отвечала, и глаза

не говорили ничего. Когда пламя сердца, исходящее от каждой моей черты,

слишком сильно било ей в глаза, она дарила мне деланную улыбку, ту условную

улыбку, которую воспроизводят все салонные портреты. Музыки она не слушала.

Божественные страницы Россини, Чимарозы, Цингарелли не вызывали в ней

никакого чувства, не будили никаких поэтических воспоминаний: душа ее была

бесплодна. Феодора сама являлась зрелищем в зрелище. Ее лорнет все время

странствовал по ложам; вечно испытывая беспокойство, хотя и спокойная с

виду, она была жертвою моды: ее ложа, шляпа, карета, собственная ее особа

были для нее всем. Часто можно встретить людей, по внешности колоссов, в

бронзовом теле которых бьется сердце доброе и нежное; она же под хрупкой и

изящной оболочкой таила бронзовое сердце. Немало покровов было сорвано с нее

роковой моей наукой. Если хороший тон состоит в том, чтобы забывать о себе

ради других, чтобы постоянно сохранять мягкость в голосе и движениях, чтобы

нравиться собеседнику, пробуждая в нем уверенность в самом себе, -- то,

несмотря на всю свою хитрость, Феодора не могла стереть с себя следы

плебейского происхождения: самозабвение было у нее фальшью; ее манера

держаться была не врожденной, но старательно выработанной; наконец, ее

любезность отзывалась чем-то рабьим! И что же! Ее любимцы принимали сладкие

ее слова за проявление доброты, претенциозные преувеличения -- за

благородный энтузиазм. Один лишь я изучил ее гримасы, снял с ее внутреннего

существа ту тонкую оболочку, которою довольствуется свет; меня уже не могли

обмануть ее кривлянья: я знал все тайники ее кошачьей души. Когда

какой-нибудь дурак говорил ей комплименты и превозносил ее, мне было за нее

стыдно. И все-таки я любил ее! Я надеялся, что любовь поэта теплым веяньем

своих крыл растопит этот лед. Если бы мне хоть однажды удалось раскрыть ее

сердце для женской нежности, если бы я приобщил ее к возвышенной

жертвенности любви, она стала бы для меня совершенством, ангелом. Я любил

ее, любил как мужчина, как возлюбленный, как художник, -- меж тем, чтобы

овладеть ею, нужно было не любить ее; надутый фат, холодный и расчетливый,

быть может, покорил бы ее. Тщеславная, неискренняя, она, пожалуй, могла бы

внимать голосу тщеславия, попасться в сети интригана; она подчинилась бы

человеку холодному и сухому. Острою болью сжималось мое сердце, когда она

наивно выказывала свой эгоизм. Я предвидел, что когда-нибудь она очутится в

жизни одна со своею скорбью, не будет знать, к кому протянуть руку, не

встретит дружеского взгляда, который утешил бы ее. Как-то вечером я

осмелился нарисовать ей в ярких красках ее старость, одинокую, холодную и

печальную. Картина возмездия, которым грозила ей сама природа за измену ее

законам, вызвала у нее бессердечные слова.

-- Я всегда буду богатой, -- сказала она. -- Ну, а с золотом всегда

найдешь вокруг себя чувства, необходимые для благополучия.

Я ушел, как громом пораженный логикой этой роскоши, этой женщины, этого

света, порицая себя за свое дурацкое идолопоклонство. Я не любил Полину

из-за ее бедности, ну, а разве богатая Феодора не имела права отвергнуть

Рафаэля? Наша совесть -- непогрешимый судья, пока мы еще не убили ее.

"Феодора никого не любит и никого не отвергает, -- кричал во мне голос

софиста, -- она свободна, а когда-то отдалась за золото. Русский граф, не то

любовник, не то муж, обладал ею. Будут у нее еще искушения в жизни!

Подожди". Ни праведница, ни грешница, она жила вдали от человечества, в

своей сфере, то ли в аду, то ли в раю. Женская тайна, облаченная в атлас и

кружева, играла в моем сердце всеми человеческими чувствами: гордостью,

честолюбием, любовью, любопытством... По прихоти моды или из желания

казаться оригинальным, которое преследует всех нас, многие тогда были

охвачены манией хвалить один маленький театр на бульваре. Графиня выразила

желание посмотреть на обсыпанного мукой актера, доставлявшего удовольствие

иным неглупым людям, и я удостоился чести сопровождать ее на первое

представление какого-то скверного фарса. Ложа стоила всего только пять

франков, но у меня гроша -- и того, проклятого, не было. Мне оставалось еще

написать полтома мемуаров, и я не смел молить о гонораре Фино, а Растиньяк,

мой благодетель, был в отъезде. Денежные затруднения вечно отравляли мне

жизнь. Как-то раз, когда мы под проливным дождем выходили из Итальянского

театра, Феодора велела мне ехать домой в карете, и я никак не мог уклониться

от ее показной заботливости; она ничего не желала слушать -- ни о моей любви

к дождю, ни о том, что я собираюсь в игорный дом. Она не догадывалась о моем

безденежье ни по моему замешательству, ни по моим вымученным шуткам. Глаза

мои наливались кровью, но разве ей был понятен хоть один мой взгляд? Жизнь

молодых людей подвержена поразительным случайностям. Пока я ехал, каждый

оборот колеса рождал во мне новые мысли, они жгли мне сердце; я попробовал

проломить доску в задней стенке кареты, чтобы выскользнуть на мостовую, но

это оказалось невозможным, и на меня напал нервный хохот, сменившийся затем

мрачным и тупым спокойствием человека, выставленного у позорного столба.

Когда я добрался домой, при первых же словах, которые я пролепетал, Полина

прервала меня:

-- Если у вас нет мелочи...

Ах, музыка Россини ничто в сравнении с этими словами! Но вернемся к

театру Фюнамбюль. Чтобы иметь возможность сопровождать графиню, я решил

заложить золотой ободок от портрета моей матери. Хотя ссудная касса

неизменно рисовалась моему воображению в виде ворот, ведущих на каторгу, все

же лучше было самому снести туда все, что имеешь, чем просить милостыню.

Взгляд человека, у которого вы просите денег, причиняет такую боль! Взять у

иного взаймы стоит нам чести, так же как иной отказ, исходящий из дружеских

уст, лишает нас последних иллюзий. Полина работала, ее мать уже легла.

Бросив беглый взгляд на кровать, полог которой был слегка приподнят, я

решил, что госпожа Годэн крепко спит: в тени, на подушке, был отчетливо

виден ее спокойный желтый профиль.

-- Вы расстроены? -- спросила Полина, кладя кисть прямо на

раскрашиваемый веер.

-- Дитя мое, вы можете оказать мне большую услугу, -- отвечал я.

На ее лице появилось выражение такого счастья, что я вздрогнул.

"Уж не любит ли она меня? " -- мелькнуло у меня в голове.

-- Полина!.. -- снова заговорил я.

Я сел подле нее, чтобы лучше за ней наблюдать. Она поняла меня, --

таким испытующим был тон моего голоса; она опустила глаза; и я всматривался

в нее, полагая, что могу читать в ее сердце, как в своем собственном, --

такие наивные и чистые были у нее глаза.

-- Вы любите меня? -- спросил я.

-- Любит -- не любит... -- засмеялась она.

Нет, она меня не любила. В ее шутливом тоне и очаровательном жесте

сказывалась лишь признательность шаловливой молоденькой девушки. Я рассказал

ей о своем безденежье, о затруднительных обстоятельствах и просил помочь

мне.

-- Как? -- сказала она. -- Сами вы не хотите идти в ссудную кассу, а

посылаете меня!

Я покраснел, смущенный логикой ребенка. Она взяла меня за руку, точно

желая смягчить вырвавшийся у нее невольный упрек.

-- Я бы, конечно, туда сходила, но в этом нет нужды, -- сказала она. --

Сегодня утром я нашла у вас две монеты по пяти франков, они закатились за

фортепьяно, а вы и не заметили. Я положила их вам на стол.

-- Вы скоро должны получить деньги, господин Рафаэль, -- сказала добрая

ее матушка, высовывая голову из-за занавески. -- Пока что я могу ссудить вам

несколько экю.

-- Полина, -- вскричал я, сжимая ей руку, -- как я хочу быть богатым!

-- А зачем? -- спросила она задорно. Ее рука дрожала в моей, отвечая

каждому биению моего сердца; она быстро отдернула руку и взглянула на мою

ладонь.

-- Вы женитесь на богатой, но она доставит вам много огорчений... Ах,

боже мой, она погубит вас! Я убеждена.

В ее голосе слышалась вера в нелепые гадания ее матери.

-- Вы очень легковерны, Полина!

-- Ну, конечно, женщина, которую вы полюбите, погубит вас, -- сказала

она, глядя на меня с ужасом.

В сильном волнении она снова взялась за кисть, обмакнула ее в краску и

больше уже не смотрела на меня. В эту минуту мне очень хотелось поверить в

химерические приметы. Человек не бывает вполне несчастным, раз он суеверен.

Суеверие часто не что иное, как надежда. Войдя к себе, я действительно

увидел два благородных экю, появление которых показалось мне непостижимым.

Борясь с дремотой, я все старался проверить свои расходы, чтобы найти

объяснение этой неожиданной находке, но в конце концов уснул, запутавшись в

бесплодных подсчетах. На другой день Полина зашла ко мне в ту минуту, когда

я уже собирался идти брать ложу.

-- Вам, может быть, мало десяти франков, -- краснея, сказала добрая,

милая девушка, -- мама велела предложить вам эти деньги... Берите, берите!

Она положила на стол три экю и хотела убежать, но я удержал ее.

Восхищение высушило слезы, навернувшиеся у меня на глаза.

-- Полина, -- сказал я, -- вы ангел! Не так эти деньги трогают меня,

как чистота чувства, с которым вы предложили их мне. Я мечтал о жене

богатой, элегантной, титулованной. Увы, теперь я так хотел бы обладать

миллионами и встретить молодую девушку, бедную, как вы, и, как вы, богатую

душевно; я отказался бы от роковой страсти, которая убьет меня. Быть может,

ваше предсказание сбудется.