Смекни!
smekni.com

История психологии От Античности до наших дней Ждан А Н (стр. 11 из 80)

Из воспоминаний складывается опыт, из опытности. же берут начало искусства и наука. Но сама опытность еще не выходит за пределы единичного. Следующая: познавательная способность — воображение или фанта­зия— заключается в образовании представления. Пред­ставление— это анергия чувственного органа без соот­ветствующего воздействия извне. Воображение берег начало в ощущении, но оно не есть ощущение: в пред­ставлении содержания первоначальных, обусловлива­ющих их впечатлений обобщаются. Аристотель прида­вал воображению чрезвычайное значение: животным оно заменяет мышление; люди также во многих случаях: действуют на основе этих образов вследствие того, что* их, ум как бы затемняется иногда страстью, или болез­нями, или сном. В связи с воображением Аристотель-развивает учение о сновидениях, объясняя их материа­листически. Обобщенный образ воображения составля­ет фундамент мышления. «Без воображения невозмож­но никакое составление суждений»64.

Мышление характеризуется составлением суждений. Протекает в понятиях, постигает общее. «Посредством? ощущающей способности судят о теплом и холодном и о том, сочетанием чего является плоть; а посредством иной способности, которая либо отделена от первой, ли­бо относится к ней так, как ломаная линия относится к: прямой, судят о том, что есть сущность мяса (плоти)»65. Посредством ощущения воспринимается «нечто где-то №

» Аристотель... Т. 1. С. 430. 65 Там же. С. 434.

49>


теперь». Понятие дает знание об общем, «общее же воспринимать чувствами невозможно, ибо оно не опре­деленное нечто и существует не только теперь, иначе юно не было бы общим. А общим мы называем то, что •есть всегда и везде»66.

Органом мышления является нус — часть души, свой­ственная только человеку и не прикрепленная ни к ка­кому телесному органу.

Аристотель различает низшее и высшее мышление. Низшее мышление — это мнение или предположение; не •содержит категорического утверждения о чем-то, ничего не исследует; в нем нет внутренней необходимости, не "отвечает на вопрос «почему?» Однако в определенных ситуациях оно необходимо. В отличие от низшего выс­шее мышление всегда содержит в себе необходимость, т. е. открытие последнего основания истины. Его объ­ектом являются основы вещей, высшие принципы науки. Существуют три вида высшего мышления: рассужда­ющее, логическое, дискурсивное мышление, т. е. умение делать заключение из имеющихся посылок; интуитив­ное— умение находить основания (посылки) и муд­рость, наивысший тип наивысшего мышления.

В зависимости от того, на что направляется мышле­ние, различаются два вида ума: теоретический и прак­тический. Теоретический разум познает сущее как оно ■есть. Это наука. Ее предмет — необходимое. Здесь не ставятся практические вопросы — для чего, с какой целью. Его задача — создание истины о вещах. Прак­тический ум направлен на деятельность. С его помощью познаются нормы и принципы действия, а также сред­ства их осуществления. Практический ум обусловлива­ет принятие решения, на основе которого совершаются поступки. В разграничении двух типов мышления — теоретического и практического — проявляется противо­поставление теоретического знания — практической ак­тивное! и.

Познавательные способности не существуют отдель­но друг от друга и не обусловлены какими-либо высши­ми способностями: свое начало они ведут от ощущения: «... существо, не имеющее ощущений, ничему не науча­ется и ничего не поймет... душа новорожденного пред­ставляет чистую дощечку, на которой еще ничего не

wАристотель... Т. 2. С. 309.

SO


написано»67. Все учение Аристотеля о познании прони­зано верой в возможности познания человеком приро­ды. Идея Аристотеля об уподоблении и др. относится* к тем немногим приобретениям человеческого разума,. которые современны и сегодня.

Учение о чувствах

Аристотель описывает чувства удо­вольствия* и неудовольствия как показатели процвета­ния или задержки в функциях душевных или телесных*/ . удовольствие означает беспрепятственное их протека­ние, неудовольствие — их нарушение. Чувства рассмат­риваются в тесной связи с деятельностью: они сопро­вождают деятельность и являются источником деятель­ности w. Несмотря на сдержанную оценку телесных удовольствии, Аристотель не призывал ограничиваться: удовольствиями только высшего порядка и в целом вы­соко оценивал роль чувства в жизни человека. «Удо­вольствие придает совершенство и полноту деятельно­сти, а значит — и самой жизни»69.

Подробнее Аристотель останавливается на аффек­тах. Он называет аффектами влечения, гнев, страх, от­вагу, злобу, радость, любовь, ненависть, тоску, зависть,-жалость — вообще все, чему сопутствует удовольствие- ' или страдание. Аффект — это страдательное состояние,. вызванное в человеке каким-то воздействием, возникает*! без намерения и обдумывания, под его влиянием он ме­няет свои прежние решения. Аффект сопровождается телесными изменениями. Психологическая характери­стика выявляет, в каком состоянии возникает данный* аффект, на кого он направляется, за что.

Аристотель составил проницательные описания отдельных аф­фектов. Например, страх описывается так. «Страх (fobos) — не­которого рода неприятное ощущение или смущение, возникающее-из представления о предстоящем зле, которое может погубить нас или причинить нам неприятность: люди ведь не боятся всех зол; например, не боятся быть несправедливыми или ленивыми, не*

87Аристотель... Т. 1. С. 440.

*8 Размышления Аристотеля о деятельности затрагивают такие-вопросы, как виды деятельности, ее движущие силы и др., которые сохраняют значение и для современной психологии;

•• Аристотель... Т. 4. С. 275.

5U


.лишь тех, которые могут причинить страдание, сильно огорчить .или погубить, и притом в тех случаях, когда эти бедствия не угрожают издали, а находятся так близко, что кажутся неизбеж-

шыми»70.

В описании составляющих психологических аспек­тов аффектов выступает рационализм Аристотеля: его решающим компонентом является представление.

Аффекты, по Аристотелю, сами по себе не суть ни добродетели, ни пороки. О человеке судят по его делам, а в аффекте оценивают манеру поведения: «... и ведь нас «е хвалят и не порицают за наши аффекты; ведь не хвалят же человека, испытывающего страх и не безус--ловно порицают гневающегося, а лишь известным об­разом гневающегося, а за добродетели нас хвалят или порицают»71. Аристотель не считал ни возможным, ни .нормальным, ни желательным с точки зрения нравствен--ности подавление аффектов. Без них невозможны геро­ические поступки, наслаждение искусством. В низших ■телесных удовольствиях нужно соблюдать умеренность, середину. Во всех остальных случаях должна быть со­размерность аффекта своей причине.

Составной частью учения об аффектах является по­нятие о катарзисе, т. е. об очищении аффектов.

Это понятие было заимствовано Аристотелем из медицины. ;Его ввел Гиппократ: болезнь понималась им как накопление вредных соков, а лечение — как доведение их до умеренного количества, .допустимого для здорового — очищение, катарзис — путем их вы­пускания.

Применительно к аффектам катарзис означает сущ­ность эмоционально окрашенного эстетического пере­живания под влиянием искусства. «Трагедия при помо­щи сострадания и страха достигает очищение аффек­тов»72. Вызываемые у зрителей при восприятии тра­гедии аффекты страха и сострадания в отличие от та­ковых в обычной жизни освобождаются — очища­ются от всего тяжелого, давящего, смутного, че­ловеку раскрывается логика событий и действий в оп­ределенных обстоятельствах, какая-то мудрость жизни. Аристотель подходит к проблеме общественной роли ис-

70 Цит. по: Античные риторики. М., 1978. С. 81.

71Аристотель... Т. 4. С. 84.

72 Там же. С. 651.

52


кусства, его нравственного воздействия на человека.

Современные авторы называют это воздействие театра

на зрителя социальной терапией73.

Проблема воли

Учение о воле развивается Аристоте­лем в связи с характеристикой действия.

«Все люди делают одно непроизвольно, другое произвольно, а из того, что они делают непроизвольно, одно они делают слу­чайно, другое — по необходимости; из того же, что они делают ло необходимости, одно они делают по принуждению, другое — согласно требованиям природы. Таким образом, все, что совер­шается ими непроизвольно, совершается или случайно, или в силу требований природы, или по принуждению. А то, что делается -людьми произвольно и причина чего лежит в них самих, делается ими одно по привычке, другое под влиянием стремления, и при этом одно под влиянием стремления разумного, другое — нера­зумного»74.

Все действия человека делятся на непроизвольные и произвольные в зависимости от того, где находится •основание действия: вне субъекта или в нем самом. Действия произвольные и действия волевые — понятия не тождественные. Волевыми являются только действия ло разумному стремлению. Оно называется намерением и является результатом тщательного взвешивания мо­тивов— делиберации. Волевые действия направлены на будущее. В них есть разумный расчет. Поэтому Аристо­тель говорит: «Движут по крайней мере две способно­сти— стремление и ум»75. Ум размышляет о цели — до­стижима она для человека или нет, и о последствиях в -случае осуществления действия. Поэтому, где нет разу­ма, там нет воли (у животных, малых детей, умалишен­ных). Волевое действие, столь тщательно рассчитанное, является свободным и ответственным. Поэтому в нашей власти как прекрасные действия, так и постыдные: по­рок и добродетель одинаково свободны, их психологиче­ский механизм одинаков.