Смекни!
smekni.com

История психологии От Античности до наших дней Ждан А Н (стр. 6 из 80)

Основой психологических воззрений этих философов был античный атомистический материализм. Согласно этой теории, все существующее состоит из двух начал — бытие (неделимые атомы) и небытие (пустота). Атомы — мельчайшие субстанции, неделимые и недоступные чувст­вам, различающиеся по форме, величине и подвижно­сти. Все вещи образуются из составляющих их атомов. Так называемые чувственные качества — цвет, вкус

5 См.: Материалисты Древней Греции/Под ред. М. А. Дынника. М„ 1955.

25


и т. п.— Демокрит не приписывал атомам. «Лишь в об­щем мнении существует цвет, в мнении — сладкое, в мнении — горькое, в действительности же существуют только атомы и пустота»6. Эти качества возникают в-человеческом восприятии и являются продуктом соеди­нения атомов. На противоречивый характер этих поло­жений обращали внимание уже античные комментато­ры Демокрита. «Сводя чувственные качества к формам атомов, он в то же время говорит, что одно и то же од­ним кажется горьким, другим — сладким, третьим — еще иначе»7. Эпикур, следовавший Демокриту и принимав­ший его систему за ее естественность, считал, что и чув­ственные качества также существуют объективно. Он приписывал атомам вес, ибо необходимо, говорил он, чтобы тела двигались в силу тяжести. Эпикур внес в атомное учение идею самопроизвольного отклонения атомов, благодаря чему реально их движение происхо­дит по кривым. Опираясь на это положение, Эпикур объясняет происхождение мира как результат столк­новения атомов. Диалектический смысл идеи спонтан­ного отклонения атомов впервые раскрыл К. Маркс в своей докторской диссертации «Различие между натур­философией Демокрита и натурфилософией Эпикура», оценив эту идею как указание на наличие в самой ма­терии источника движения,— вопрос, который был наи­более трудным для всего механистического материа­лизма.

Новые моменты в античный атомистический материа­лизм внесли стоики. Они разработали учение о ста­диях эволюции мира. На первоначальной стадии существуют только тончайшие частицы — атомы огня. Вселенная представляет сплошной разум. Потом начи­нается движение к отяжелению. Образование мира сто­ики рассматривали как превращение первоначального огня в парообразную массу, из которой затем образу­ются сначала неживая природа, затем растения, живот­ные и, наконец, человек. Через некоторое время начина­ется обратный процесс, когда все возвращается к нача­лу, снова превращается в огненный пар. Мировой цикл завершается. Потом следует новое образование мира, и в нем все будет происходить по тем же законам, пока все

6 См.: Материалисты Древней Греции... С. 61.

7 Там же. С. 81.

26


снова не будет уничтожено. Жизнь мира состоит из ми­ровых циклов, которые бесконечно повторяются. Таким образом, над миром властвуют два начала; закономер­ность, с которой следуют возникновение и уничтожение, и рок или судьба как их проявление в единичной чело­веческой жизни.

На основе физических представлений разрабатыва­лось психологическое учение о душе, познании, чувст­вах, воле, а также ставились и решались практические вопросы в области человеческого поведения.

Учение о душе

в античном материализме

Демокрит понимал душу как причину движения тела. Душа материальна и состоит из самых мелких круглых, гладких, необыкновенно подвижных атомов, рассеянных по всему организму. Душа, как и огонь, состоит из этих атомов: она — это атомы огня по своей форме и активности. Когда мелкие частицы про­никают в тяжелые, они вследствие того, что по своей природе никогда не бывают в покое, двигаясь, приводят тело в движение, становясь душой этих тяжелых тел. Таким образом, душа понимается как продукт распре­деления атомов в теле. Демокрит приписывал душе дви­жения в материальном смысле как пространственное перемещение. Когда сложные тела распадаются, тогда маленькие выходят из них, рассеиваются в пространст­ве и пропадают. Значит, душа смертна и уничтожается вместе с телом. Когда мы дышим, мы втягиваем в себя частицы, составляющие душу, которые находятся в боль­шом числе в воздухе; выдыхая, мы выбрасываем какую-то часть нашей души. Таким образом, душа непрерыв­но материально обновляется с каждым дыханием. Демо­крит считал, что душа принадлежит всем, даже мерт­вому телу, но только у него очень мало души. Так Де­мокрит приходит к панпсихизму: все—и растения, и камни — имеет душу.

Болезнь — это изменение пропорции атомов. В ста­рости число подвижных атомов уменьшается. В органах чувств мелкие атомы ближе всего к внешнему Миру, поэтому они приспособлены для внешнего восприятия. Особенно благоприятное соотношение легких и тяжелых

27


атомов в мозгу: он —место высших душевных функций, способности к познанию. Органом благородных стра­стей является сердце, чувственных желаний и вожделе­ний— печень. Таким образом, Демокрит дает естествен­ное понимание души. Душа выступает продуктом орга­низации тела, а не является изначальным принципом. Она не существует вне тела. Ограниченностью взглядов Демокрита является количественный принцип, не по­зволяющий отличить психические процессы от матери­альных. Характерно, что, отличая душу от тела, Демо­крит считает ее телом, хотя и особым телом. Антично­му материализму свойственна материализация душиз душа не только рассматривается в единстве с телом — в этом состоит признак всякого материалистического уче­ния о душе, но сама является телом. При этом аргумен­том в пользу материальности души служит следующее рассуждение: если душа движет телом, значит, она са­ма телесна, поскольку механизм действия души на те­ло мыслился как материальный процесс по типу толчка. Доводы в пользу телесности души подробно развивает Лукреций.

Эпикур, Лукреций, а также стоики продолжили раз­работку представлений Демокрита о душе. По Эпикуру, душу имеют только те существа, которые могут ощу­щать. Стоики выделяли восемь частей души: управля­ющее начало (разум у человека или инстинкт у живот­ных), от нее «происходит семь других частей души,. распространяющихся по телу наподобие щупалец осьми­нога. Пять из этих семи частей души составляют чувст­ва: зрение, обоняние, слух, вкус, осязание. Зрение — это пневма, распространяющаяся от управляющей части до глаз; слух — это пневма, распространяющаяся от уп­равляющей части до ушей; обоняние — это пневма, рас­пространяющаяся от управляющей части до носа; вкус — это пневма, распространяющаяся от управляющей час­ти до языка; осязание — это пневма, распространяющая­ся от управляющей части до поверхности вещей, кото­рых можно коснуться чувствами. Из остальных частей одна называется воспроизводящей; она пневма, распро­страняющаяся от управляющей части до детородных ор­ганов. Другая часть — это то, что Зенон называл голо­сом; она пневма, распространяющаяся от управляющей части до горла, языка и других органов речи. Управ­ляющая часть помещается, словно в мироздании в на-

28


шей шарообразной голове»8. В учении стоиков о душе-проявляется рационализм, свойственный их мировоззре­нию в целом: разум является ведущей высшей частые* души. Лукреций различает дух и душу: дух называете» еще умом, он — душа души.

Учение о познании

В античном атомистическом материа­лизме различаются два вида познания — ощущение (или восприятие) и мышление. Началом и источником позна­ния являются ощущения и восприятия. Они дают зна­ния о вещах: ощущение не может возникнуть от несу­ществующего. Это верные знания, ощущения нас не об­манывают. Самое надежное, говорит Эпикур, — обра­щаться к чувствам внешним и внутренним. Ошибки воз­никают от вмешательства разума. Демокрит называет чув­ственное познание темным родом познания. Оно огра­ничено в своих возможностях, так как не может про­никнуть до слишком малого, до атома, до сокровенного^. по Эпикуру. В материалистическом учении Демокрита об ощущении содержится непоследовательность, связан­ная с различением качеств, которые существуют «поис­тине» (т. е. объективно) и лишь «в общем», лишь «в об­щем мнении» (чувственные качества). Оно породило^ большую философскую проблему первичных и вторич­ных качеств, развитую в Новое время (Дж. Локкг XVII в.). Восприятие рассматривалось как естественный* физический процесс. От вещей отделяются — истекают — тончайшие пленочки, копии, образы, идолы (эйдолы), по внешнему виду подобные самому предмету. Они суть формы или виды вещей. Они летают в пространстве » попадают в органы чувств, например в глаз. При этом и& глаза направляется встречный поток атомов души, ко­торые улавливают образы. Большой образ ужимаете» до размеров, позволяющих войти в глаз. Когда поток образов изнутри сливается с потоком, идущим извне,. воздух, находящийся между глазом и предметом, полу­чает отпечаток, который отражается во влажной части. глаза. Так, образ возникает без участия субъекта и: лишь улавливается им. «Видим же мы вследствие вхож-

8 Цит. по: Антология мировой философии/Под ред. В. В. Со­колова. В 4 т. Т. 1. Ч. I. M., 1969. С. 491—492.


дения в нас идолов (образов)»9. Образы могут воспри­ниматься любыми частями тела, только в этом случае восприятие будет хуже, чем через органы чувств'10.

Теория Демокрита — наивный способ решения проб­лемы процесса восприятия, но важно, что им сделана по­пытка объяснить процесс восприятия материалистически вполне естественным путем. Представление Демокрита о чувственном познании получило развитие у Эпикура, Лукреция и стоиков. Эпикур защищает теорию истече­ний, объясняет, как происходит видение, слышание, ощущение запаха и др. Он указывает на целостную при­роду восприятия: все чувственные качества улавлива­ются не по отдельности, а в сопровождении с целым.

Лукреций останавливается на некоторых вопросах восприятия: о силе воздействия, способной производить ощущение, о восприятии расстояния и др. «Чувств опро­вергнуть ничем невозможно»'11, они дают истинное по­знание.