Смекни!
smekni.com

История психологии От Античности до наших дней Ждан А Н (стр. 5 из 80)

Источники истории психологии

Ими являются все материалы, которые -отражают исторический процесс накопления психологи­ческих знаний, и прежде всего труды психологов прош­лого, а также философов, в которых исследуются пси­хологические проблемы.

Важным источником развития психологических зна­ний является общественная практика—-медицина, обу­чение и воспитание, юридическая практика, материаль­ное производство и т. п. К настоящему времени наибо-

28 См.: Ярошевский М. Г., Марку сова В. А, Компьютер и эти­ка цитирования// Природа. 1987. № 9. С. 100—107.

20


лее освоенной психологами областью оказалась медици­на, особенно психиатрия. Е. А. Будилова27 проанализи­ровала материалы суда присяжных, труды религиозных деятелей, юристов, военных теоретиков, Русского геогра­фического общества, этнографические сборники, труды психиатров, журналы и другие источники и показала становление социально-психологических проблем в рус­ской науке XIX в. Интересные результаты по изысканию и анализу источников, содержащих психологические зна­ния о труде и субъекте труда, получила О. Г. Носкова28. В трудах А. А. Никольской раскрываются истоки дет­ской и педагогической психологии в дореволюционной России.

Источником психологических знаний являются также другие науки — естествознание (включая физику, химию, астрономию), языкознание, этнография, антропология и др. Этим определяется необходимость обращения ис­торика психологии к истории других наук.

27Будилова Е. А. Социально-психологические проблемы в рус­ской науке. М., 1983.

28 См.: Носкова О. Г. Психологические знания о труде и тру­дящемся в России конца XIX — начала XX вв.: Канд. дисс. М., 1986.


Раздел первый

РАЗВИТИЕ "

ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В РАМКАХ УЧЕНИЯ О ДУШЕ

Глава I

АНТИЧНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Представления о душе существовали уже в древнейшие времена и предшествовали первым научным взглядам на ее природу. Они возникали в си­стеме первобытных верований людей, в мифологии. Ху­дожественное народное творчество — поэзия, сказки, а также религия проявляют большой интерес к душе. Эти донаучные и вненаучные представления очень своеоб­разны и отличаются от знаний о душе, которые разви­ваются в науке и философии, по способу их получения,. по форме их воплощения, по своему назначению. Душа рассматривается здесь как нечто сверхъестественное,. как «зверек в животном, человек внутри человека. Дея­тельность животного или человека объясняется присут­ствием этой души, а его успокоение во сне или в смерти объясняется ее отсутствием; сон или транс представля­ют собой временное, а смерть — постоянное отсутствие души. Так как смерть является постоянным отсутствием души, предохраниться от нее можно, либо закрыв душе выход из тела, либо, если она его покинула, добившись ее возвращения. Меры предосторожности, принимаемые дикарями для достижения одной из этих целей, высту­пают в виде запретов или табу, являющихся не чем иным, как правилами, предназначенными достигнуть по­стоянного присутствия или возвращения души»1.

В отличие от этого уже самые первые научные пред­ставления о душе направлены на объяснение души и ее функций. Они возникли в древней философии и состави­ли учение о душе. Учение о душе является первой фор­мой знаний, в системе которых начали развиваться пси­хологические представления: «...психология как наука

1Фрэзер Дж. Золотая ветвь. М., 1980. С. 205.

22


должна была начаться с идеи души»,— писал Л. С. Вы­готский. Она явилась «первой научной гипотезой древ­него человека, огромным завоеванием мысли, которому мы сейчас обязаны существованием нашей науки»2.

Философия возникла в эпоху смены первобытно-об­щинного строя классовым рабовладельческим общест­вом почти одновременно как на Востоке — в Древней Индии, Древнем Китае, так и на Западе — в Древней Греции и Древнем Риме. Психологические проблемы явились частью философии, они возникали неизбежно, так как предметом философских размышлений, направ­ленных на рациональное объяснение, был мир в целом, включая вопросы о человеке, его душе и т. п. В связи с этим встает проблема преемственности в развитии пси­хологических знаний в странах Востока и Запада, проб­лема взаимовлияния психологической и философской мысли между Востоком и Западом. Контакты между народами, взаимодействие культур — постоянный фактор исторического развития народов. Известно, что Древняя Греция имела богатые связи со странами Ближнего Во­стока— Сирией, Вавилонией, Египтом. Однако в силу исторических условий развития к VI в. до н. э., когда в Древней Греции возникла философия, в Вавилонии и Древнем Египте она не сложилась: здесь продолжала свое существование религиозно-мифологическая идеоло­гия. В отношении научных знаний ряд народов Африки и Передней Азии опередили греков: у них раньше по­явилась письменность; у египетских и вавилонских жре­цов развивались астрономические и математические зна­ния. Эти знания активно усваивались древними грека­ми. Ряд представлений о природе и психике созвучны в философских школах Древней Греции и Древней Ин­дии и Китая. Например, поиск первоначал, первооснов природных явлений, понимание души как источника дви­жения и приписывание психического всей физической природе, идея о переселении душ характерны для древ­неиндийских, древнекитайских и древнегреческих мысли­телей. Однако это созвучие идей еще не доказывает их проникновения в Древнюю Грецию из Индии и Китая. Исследования показали, что древнеиндийская филосо­фия явилась источником философской мысли всего Вос-

2Выготский Л. С. Собр. соч. Т. 1. М., 1982. С. 429.

23


тока3. Определяющее влияние на последующее разви­тие европейской культуры оказала философия Древней Греции. Ф. Энгельс отмечал: «В многообразных формах греческой философии уже имеются в зародыше, в про­цессе возникновения почти все позднейшие типы миро­воззрений»4. В античности сложились классические формы философии, в которых гармонично сочетались мировоззренческие этические и онтологические и гносео­логические аспекты, они были связаны с науками и на­правлены на познание мира, утверждали роль опыта и разума. Психологические представления западноевро­пейской мысли берут свое начало от античности.

В то же время ученых Запада (философов и психо­логов, когда психология выделилась в самостоятельную область научного знания) привлекали восточная мысль, ее глубина, духовность, представления о человеке и пу­тях его совершенствования, сила ее воздействия на лю­дей. Большие различия между философией Востока и Запада, определяемые особенностями социально-эконо­мического развития стран Запада и Востока, традиция­ми их духовной жизни, затрудняют обобщение представ­лений о человеке в этих двух направлениях. Особенно большой интерес к Востоку замечается в психологии в XIX—XX вв. (например, в психоаналитической концеп­ции К. Юнга, у Э. Фромма) в связи с обострившейся в условиях кризиса буржуазного общества потребностью в уяснении истинной сущности человека, духовности его устремлений и т. п.

Учитывая сказанное и принимая во внимание крайне недостаточную изученность древнеиндийской и древне­китайской психологии, начнем изложение процесса фор­мирования психологических знаний с античности. Антич­ная психология возникла и развивалась в условиях ан­тичного рабовладельческого общества как отражение за­просов социальной практики и в тесной связи с наукой своего времени. Изменения, которые претерпевали ра­бовладельческая общественно-экономическая формация и положение личности в обществе на разных этапах ее истории, объясняют специфику в трактовке человека, в том числе учения о душе, смену аспектов и направлений

3 См.: Щербатской Ф, И. Избранные труды по буддизму. М^ 1988.

4 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 5.

24


в подходах к проблемам, касающимся души. Античную психологию питал гуманизм греческой культуры с ее идеей полноты жизни как гармонии телесной и духов­ной сторон, культом живого, здорового прекрасного те­ла, любви к земной жизни. Ее отличают тонкий интел­лектуализм, высокое отношение к разуму.

Велико значение античной психологии. Здесь начало всей научной психологии, всех ее основных проблем.

Основные положения материалистического учения о душе в античной психологии

Материалистическое учение о душе сложилось и развивалось как часть материалистической философии, которая возникла в VI в. до н. э. и явилась исторически первой формой древнегреческой философии. Вершиной античного материализма был атомистический материализм, родоначальниками которого являются Де­мокрит и его учитель Левкипп (V в. до н. э.). Демокрит действовал в период восходящего развития рабовладель­ческого строя, который сопровождался величайшим подъемом древнегреческой науки, искусства (архитек­туры, скульптуры) и литературы. В эллинистический лериод учение Демокрита было развито Эпикуром (IV—III в. до н. э.) и его школой, известной в истории под названием «Сад». Последователем Эпикура в Риме в I в. до н. э. был Лукреций. Систему атомистического .материализма развивали стоики в первый материали­стический период своего развития (III в. до н. э., осно­ватели—Хризипп и Зенон). Далее будут рассмотрены лсихологические идеи античного атомистического мате­риализма5.