Смекни!
smekni.com

История психологии От Античности до наших дней Ждан А Н (стр. 31 из 80)

Также отступлением от позиций ассоцианизма явля­ется указание на то, что существуют ассоциации по сходству, поскольку в строгом ассоцианизме ассоциа­ции— это пассивные образования и могут быть только одновременными или последовательными. Во всех уточ­нениях, которые вносит Милль, фактически содержится признание несостоятельности ассоциативной психологии как научной системы.

Александер Бэн (1818—1903), автор двух обширных томов «Чувство и интеллект» (1885) и «Эмоции и воля» •(1859), использовал достижения физиологии нервной си­стемы и органов -чувств, а также биологии, стремился возможно теснее связать психические процессы с телес­ной организацией. Считая, что в психологии необходимо применять методы естественных наук, т. е. давать опи-

1 Милль Д. Ст, Система... С 774—775.

* Там же. С. 775.

* Там же.


сание фактов и их классификации^ Бэн„ по оценке Дж. Ст. Милля, дал «самое полное аналитическое изло­жение душевных явлений на основании правильного на­блюдения».

Бэн отступает от свойственного ассоцианизму меха­низма в трактовке психической жизни. Объясняя воз­никновение произвольных движений, Бэн вводит пред­ставление о спонтанной активности нервной системы, проявлением которой являются спонтанные движения, Когда какое-либо движение более одного раза совпада­ет с состоянием удовольствия, то удерживающая сила: духа устанавливает между ними ассоциации. Отсюда вы­членяются движения, приводящие к целесообразным актам. Из связи разных обстоятельств с движениями об­разуется все многообразие человеческого поведения — навыки. При этом течение действия не требует или тре­бует мало духовного напряжения при их исполнении. Если сочетание движений с ощущениями происходила бы только на основе одних временных отношений (как думал Д. Гартли), то различие приятного-неприятного,. полезного-бесполезного не имело бы значения, а реак­ции, приводящие к удовлетворению, и бесполезные ус­ваивались бы с одинаковой необходимостью, что проти­воречит реальности: в жизни происходит отбор полезно­го и отсев бесполезного.

Эти взгляды Бэна получили отзвук в последующем в учении» о формировании навыков путем проб и ошибок. Своим учением а пробах и ошибках как принципе организации поведения Бэн ока­зал влияние на Дарвина. На него ссылался также Спенсер.

Уже в учении об образовании произвольных движе­ний Бэн использует понятие удерживающей силы духа. Он приписывал духу некоторые прирожденные функции* которые называл первичными свойствами (актами) ума: различение, нахождение сходства, удержание впечатле­ний и способность вызывать их посредством чисто ду­шевных сил. С их помощью потом вырастает вся интел­лектуальная активность. Без них невозможны ассоциа­ции. Существуют различия между людьми в отношении первичных актов. В учении о первичных актах Бэн от­ступает от основных принципов ассоцианизма, в кото­ром нет места актам.

В учении о видах ассоциаций продолжается отступ­ление Бэна от позиций ассоциативной психологии. Так* он вводит творческие ассоциации как способность ума

142

4


составлять новые комбинации, отличные от каких-либо добытых опытом, т. е. распространяет термин «ассоциа­ция» на явления, которые не объяснимы с его помощью. Он трактует открытия в науках, художественное твор­чество и т. п. как ассоциативные процессы, что проти­воречит пониманию ассоциации как комбинации преж­них впечатлений.

Так в творчестве А. Бэна происходит деградация ас-социанизма.

Ряд новых моментов в ассоциативную психологию вносит Герберт Спенсер (1820—1903).

Он автор десятитомного труда «Синтетическая философия» (1862—1896), в состав которого входит и психология («Основания психологии». В 2 т., 9-ти частях.) Взгляды Спенсера представляют разновидность ассоцианизма на эволюционной основе. Это эво­люционный ассоцианизм.

В работах Спенсера происходит сближение психоло­гии с учением о биологической эволюции. Психические явления рассматриваются как один из видов жизненных проявлений.

Спенсер сформулировал общий закон эволюции, ко­торый распространил на всю Вселенную — неорганиче­скую природу, органическую природу (биология и пси­хология), надорганическую природу, т. е. социальную жизнь (социология).

Этот закон гласит: повсюду во Вселенной развитие идет от рассеянного к сплоченному, интегрированному, т. е. характеризует­ся концентрацией; от однородного к разнородному, т. е. характе­ризуется дифференциацией; от неопределенного к определенному, индивидуальному Этот закон продолжает идею прогресса, кото­рую развивали выдающиеся мыслители до Спенсера — Г. Лейб­ниц, Г. Гегель. Однако, в отличие от них основывается на данных наук — геологин, ботаники, физиологии, психологии, эстетики, мо­рали, лингвистики, истории и др.

Этот закон Спенсер применяет и к пониманию пси­хики, считая, что психику можно понять исключительно только через анализ ее развития. В процессе эволюции происходит постепенная дифференциация психической жизни от жизни физической. Среда — это не только си­ла, пускающая в ход по типу механического толчка ©нутриорганические процессы, но и способная видоизме­нять жизнедеятельность, так что постепенно возрастает сложность приспособления к среде. Спенсер разработал систему психологических понятий, соответствующих эво-

143


люционной теории. Сеченов высоко оценил значение уче­ния Спенсера о развитии психики, назвав его «первой серьезной и систематически проведенной попыткой объ­яснить психическую жизнь не только со стороны содер­жания, но и со стороны прогрессивного развития из об­щих начал органической эволюции»10. Первичной еди-ницей психики Спенсер считает ощущение. Оно разви­лось из первоначальной раздражительности. Внешний мир, воздействуя на организм, производит в нем толчок (nervous shock), который имеет и субъективный эф­фект— чувствование, т. е. простейшее ощущение. То» что объективно есть нервный импульс» субъективно есть единица чувствования. Из разного рода сочетаний чувствований образуются многообразные формы душев­ной жизни животных. Психика, по Спенсеру, как и жизнь в целом (см. его «Основания биологии»» гл. IV, V), является приспособлением внутренних отношений к внешним, т. е. к внешней среде, причем специализация этого приспособления возрастает в процессе эволюции. Психология имеет своим предметом «не соотношения между внутренними явлениями, не соотношения между внешними явлениями, но соотношения между этими со­отношениями» н. Психология должна исследовать при­роду, происхождение и значение связей между сознани­ем и внешней средой. Спенсер справедливо подчерки­вает, что вся предшествующая ассоциативная психоло­гия замыкалась внутри организма, считала единствен­ным путем его изучения установление связи между нерв­ными процессами и психическими. В отличие от этого в психологии Спенсера психика берется в ее отношении к внешней среде и получает реальную функцию в осу­ществлении связи организма со средой. Эти положения Спенсера развивали в американской психологии В. Джемс, психологи-функционалисты, бихевиористы.

В процессе приспособления внутренних отношений к внешним образуются рефлекс, инстинкт, память, разум, воля. Они суть фазы психического развития, стадии приспособления. Интеллект — высшая фаза душевнога развития, с его помощью приспособление расширяется в пространстве и во времени, возрастают его специа*-

10Сеченов И. М. Избранные философские и психологические произведения. М., 1947. С. 419.

« Спенсер Г. Соч.: В 7 т. Т. 3. Спб., 1898. С. 85.

144


лизация, точность и сложность. Чувство и воля тоже-возникают из низших форм психической деятельности.. Чувства всегда сопутствуют актам познания, возника­ют там, где действие перестает совершаться автомати­чески. Волевые поступки отличаются от автоматических-тем, что в них есть предварительное сознание того, что* должно быть выполнено.

На вопрос о том, каким образом происходит приспо­собление внутренних отношений к внешним, отвечает-теория ассоциации идей. Принцип ассоциации Спенсер-рассматривает как закон, лежащий в основе психиче­ского развития. Внешние отношения и связи произво­дят связи внутренние. Они образуются в индивидуаль­ном опыте. Их продуктом являются ощущения, вос­приятия, чувства, автоматические процессы — привычки-К индивидуальному опыту присоединяется наследствен­ный опыт предшествующих поколений, закрепленный в* нервной системе. Это безусловные рефлексы, инстинк­ты, а также некоторые знания и умения, которые за­крепляются в структуре мозга вследствие их повторе­ния в опыте многочисленных поколений.

Человеческую психику Спенсер рассматривает в ос­новных понятиях биологической эволюции, хотя и под­черкивая, что человек, в отличие от животных, суще­ствует не только в природной, но и в надорганической,. т. е. социальной, среде и вынужден приспосабливаться* к ней. Социальная эволюция, по Спенсеру, составляет часть эволюции вообще, поэтому законы и механизмы приспособления.человека к социальной среде только-усложняются благодаря появлению новых факторов — языка, общества, материального производства, науки,. нравственных и эстетических категорий' и др. По срав­нению с эволюцией в животном мире процесс приспо­собления у человека качественно не меняется. Спенсер-сохраняет понятие о двух формах опыта — индивиду­альном и наследственном — видовом-. Знания и умения,. приобретенные в опыте, закрепляясь в органической структуре мозга, частично передаются по наследству. К ним относятся те формы сознания — пространство к время, по вопросу о происхождении которых спорили* эмпиристы и априористы. По Спенсеру, каждое поколе­ние от рождения имеет знания о пространстве и време­ни, но они были приобретены в продолжение длитель­ного периода, через который произошло развитие чело-

145


шечества. Значит, нет абсолютно прирожденного. Так, ■Спенсер спорит с Кантом. Но неправильна, с точки .зрения Спенсера, и позиция Локка, согласно которой знание исчерпывается только индивидуальным опытом. Здесь игнорируется психическое развитие, которое про­исходило вместе с развитием нервной системы. Созна­ние не чистый 'лист. Оно полно ассоциаций, которые .являются результатом действия закона наследственно­сти. Так Спенсер примиряет априоризм и эмпиризм. В процессе развития общества психика человека раз­вивается: возрастает роль мышления по сравнению с восприятием и действием, а в нем конкретные понятия сменяются абстрактными. Эти идеи Спенсера являются прогрессивными, однако само понимание развития и его ■механизмов отмечено печатью натурализма и биоло-гизации человека.