Смекни!
smekni.com

История психологии От Античности до наших дней Ждан А Н (стр. 23 из 80)

1Цит. по: Ивановский В. Н. Ассоцианизм психологический и
гносеологический. Казань, 1909. С. 156—157.

2Кант И. Соч.: В 4 т. Т. 4 (1). М., 1965. С. 130.

104


ний, т. е. повторение ощущений без предметов), простей­ший аффективный тон (аффекции)—удовольствие, не­удовольствие. Из этих трех основных элементов строится душевная жизнь с помощью механизма ассоциации. В основе элементов и этого психологического механизма ассоциаций лежат вибрации, т. е. материальные физио­логические процессы, возникающие в веществе нервов и мозга под влиянием внешних воздействий. Вибрации различны и отличаются по степени, роду, месту и на­правлению. Различиям в вибрациях соответствуют все разнообразие наших первоначальных простых идей и ощущений, представлений и чувствований. Из них с по­мощью механизма ассоциации образуются все психиче­ские явления. «Если две различные вибрации происхо­дят в мозгу в одно и то же время, то вследствие того, что возбуждение из участков распространяется во все стороны, они оказывают воздействие друг на друга, Между двумя центрами прокладывается более прочная связь. Тогда в последующем, если по какой-нибудь при­чине будет вызвана одна из вибраций, вызывается дру­гая вибрация. Это соответствует процессу вызывания од­ной идеи при помощи другой»3. Таким образом, ассо­циации являются пассивным отражением нервных свя­зей в мозгу. Сочетаются собственно не ощущения или идеи, а состояния мозга, которые сопровождаются ими — вибрации. «Вибрации должны заключать в себе ассоциа­цию как свое следствие, а ассоциация должна указывать на вибрации как на свою причину»4. Поскольку нервные связи могут быть или одновременными, или последова­тельными, постольку, по Гартли, и ассоциации бывают только одновременными и последовательными: они есть чисто механические образования. На основе ассоциаций образуются все сложные представления, явления памя­ти, понятия, суждения, произвольные движения, аффек­ты (страсти), воображение. При восприятии мы получа­ем ряд ощущений, которые соединены в силу того, что они объединены в самом предмете. Память — это воспро­изведение ощущений по ассоциации в том порядке и от­ношении, в каких они были получены. «Мы не обладаем способностью по желанию вызывать какую-либо идею,.

3 Английские материалисты XVIII века/Под ред. Б. В. Мееров-ского. В 3 т. Т. 3. М., 1968. С. 129. * Там же. Т. 2. М.. 1967. С. 299.

105


но можем вспомнить о ней, поскольку есть связь при по­мощи прежних ассоциаций с теми идеями, которые сей­час находятся в духе. Вид человека наводит на идею его имени»5. Если воспроизведение идей происходит без со­блюдения порядка прежних реальных впечатлений, тог­да мы имеем дело с воображением. Весь порядок вос­произведения идей происходит объективно без участия субъекта. Частные вопросы, связанные с памятью (ухуд­шение памяти у стариков, забывание душевнобольными после выздоровления событий, происходивших в период заболевания, трудность что-либо вспомнить в состоянии усталости и т. п.), Гартли объяснял грубо материали­стически из состояний мозга. Главы о мышлении у Гар­тли нет: рассматривается понимание слов и предложе­ний. Слово сводится к набору звуков, значение — это ка­кая-то постоянная часть чувственных образов. Например, значение слова «белизна» образуется в результате вы­деления постоянного чувственного комплекса многих ве­щей (молоко, бумага, белье и т. п.). Понимание слова — это образование ассоциации между словом и значением, устанавливается в детстве, а также в процессе обучения наукам. Суждение складывается из понятий.

В системе Гартли нет мышления как процесса. Рас­сматриваются истины в науках, которые пассивно отра­жаются сознанием на основе механизма ассоциации. Но­вые мысли — это только новые комбинации старых про­стых идей или разложение сложных. «Когда мы дости­гаем сознания общих истин, это значит, что эта истина по ассоциации переносится на все частные идеи, которые охватываются этой идеей. Опыт показывает нам, что, когда мы строим такие заключения, мы не обманываем­ся»6.

Проблема страстей занимает большое место в психо­логии Гартли. Страсти рассматриваются в качестве дви­жущей силы поведения. Аффекты, достигшие известной степени интенсивности, побуждают к различным дейст­виям и в этом смысле могут быть обозначены термина­ми желания или отвращения. Желание же и отвращение на той ступени интенсивности, когда они сильны, чтобы вызвать действие, называется волей. Так Гартли, подоб-

8 Английские материалисты... Т. 3. С. 134. 6 Там же. С. 136.

106


но всем предшественникам, частью различал, частью смешивал феномены, входящие в понятия чувствований, желаний и воли. Аффектов во врожденном состоянии не существует. Не существует врожденных дурных и благо­родных страстей. Страсти — продукт воспитания и воз­никают по механизму ассоциации между представлени­ем о вещи и аффекцией. Например, чувство страха пер­воначально неизвестно ребенку. Но, если однажды он испытает какой-то ущерб, «после этого идея страда­ния, оставшаяся в духе как воспоминание о полученном ущербе, ассоциируется с идеей обстоятельств, при кото­рой он получил этот ущерб...»7. Гартли дает классифи­кацию сложных страстей в соответствии с тем, откуда возникают удовольствие и страдание. Поскольку страсти выступают в качестве побуждений к действиям, знания об условиях воспитания страстей приобретают большое моральное значение: «на основе учения об ассоциациях мы узнаем, как беречь и улучшать хорошие аффекты и искоренять аморальные, исправлять то, что плохо»8.

С позиции ассоцианизма Гартли объясняет возникно­вение произвольных движений. По Гартли, от рождения в организме имеется набор первичных автоматизмов. Это движения, которые вызываются внешними раздра­жителями на основе врожденных готовых механизмов. Возбуждение каждого органа чувств всегда переходит в возбуждение соответствующей группы мышц. Если же раздражитель вызывает к тому же и ощущение, в мозгу одновременно возникают два очага (например, от осяза­тельного и от зрительного раздражителя), между кото­рыми в силу одновременности устанавливается ассоциа­ция. В дальнейшем одно зрительное впечатление вызы­вает соответствующее движение. Гартли различает три вида произвольных движений по степени легкости их вы­полнения: полупроизвольные, произвольные, вторичные автоматизмы.

Гартли дал естественное объяснение происхождения психических явлений. Эмоции, воля, интеллект, восприя­тие, память, воображение — «все они выводятся из внеш­них впечатлений, произведенных на внешнее чувство,. следов (или идей) этих впечатлений и их взаимных свя-

7 Английские материалисты... Т. 3. С. 136.

8 Там же. Т. 2. С. 370.


зей посредством ассоциации, взятых вместе и действу­ющих друг на друга»9.

Важная роль в истории ассоцианизма принадлежит философу, историку и естествоиспытателю Дж. Пристли (1733—1804). Пристли популяризировал теорию Гартли, а также боролся с его противниками и вульгаризатора­ми, главным образом с шотландской идеалистической школой здравого смысла.

9 Английские материалисты... Т. 2. С. 272.

Глава IV

СТАНОВЛЕНИЕ

ЭМПИРИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ ВО ФРАНЦУЗСКОЙ ПСИХОЛОГИИ XVIII В.

В XVIII в. происходит становление эм­пирической психологии во Франции. Этот процесс про­исходил под определяющим воздействием теории Локка об опытном происхождении человеческого знания и в полемике с Р. Декартом, а также другими рационали­стами. У истоков французской эмпирической психоло­гии стоят крупнейшие мыслители — философы Просве­щения. Это философы материалисты, атеисты Ж. Ла-метри, К- Гельвеций, Д. Дидро, П. Гольбах, а также представители правого умеренного крыла Ф. Вольтер, Э. Кондильяк, Ш. Монтескье и левого радикально-демо­кратического крыла (Ж.-Ж. Руссо). XVIII век вошел в историю как век Просвещения и эпоха Великой фран­цузской революции. Наиболее существенные черты фран­цузской эмпирической психологии, отличающие ее от ан­глийской,— внимание к проблемам активности человече­ского сознания, указание на его обусловленность обще­ственными условиями — определяются этим временем как своей социальной базой.

Э. Кондильяк (1715—1780), которого Маркс и Эн­гельс называли «непосредственным учеником и француз­ским истолкователем Локка»'1, указал на ограниченность эмпиризма Локка: объяснив из опыта происхождение со­держания сознания, Локк не раскрыл происхождение самих психических процессов — действий рефлексии. От­вергая производимое Локком различение двух источни-

' * Маркс К.. Энгельс Ф. Соч. Т. 2. С. 144.

108


ков опыта и признавая только один — ощущение, Кон-дильяк ставит целью своего самого известного произве­дения— «Трактата об ощущениях» — показать эмпири­ческое происхождение способностей, операций души. При этом он использовал следующий методический при­ем: вообразив статую, внутренне организованную подоб­но нам и обладающую духом, лишенным каких бы то ни было идей, не способную пользоваться ни одним из сво­их чувств, Крндильяк наделяет ее только обонянием и из него выводит все идеи и психические способности: внимание, память, сравнение, рассуждение, потребности, воображение, болю. Осознавая гипотетичность своих по­строений, Кондильяк был убежден в истинности получа­емых выводов, которая подтверждается опытом. Схема рассуждений при этом такова. Статуя получает первое обонятельное ощущение — ощущение запаха. По мере повторения возникает опыт, который дает начало памя­ти. Ощущения бывают неодинаковой силы. Сильное на­личное ощущение приводит к сосредоточению на нем. Оно становится вниманием либо потому, что оно одно имеется налицо, либо потому, что оно сильнее всех дру­гих ощущений. Следовательно, внимание есть ощуще­ние2. С появлением памяти возникают два ощущения — прошлое и наличное. Постепенно внимание по отноше­нию к двум ощущениям дает сравнение. Результатом сравнения является выяснение отношения между идея­ми — суждение. Значит, суждение есть видоизмененное ощущение. Сравнение двух суждений дает рассуждение. Так, Э. Кондильяк прослеживает образование позна­вательных деятельностей. Удовольствие и неудовольст­вие— это обязательные эмоциональные спутники ощуще­ний. Если статуя получает обонятельные ощущения, свя­занные только с неудовольствием, она будет полна не­приятным запахом, но у нее не будет стремления осво­бодиться от него. Это стремление возникает лишь пос­ле того, как она будет знать другие — приятные — ощу­щения. Из их сравнения возникает потребность: это внутренняя неудовлетворенность статуи, стремление по­лучить удовольствие и избежать неудовольствия. При­рода потребностей вторична, они — результат познания.